Цели.
- Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
- Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Обучать пересказу, умению представлять своеобразную особенность языка уральского сказа;
- Воспитывать любовь и сострадание к ближнему.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальный центр, “Прелюдия” Шопена 3936, IND – FLAP OP. 28NO.15, декорация сказочного балагана, сундучок, словарь Ожегова, сборник Бажова “Уральские сказы”, тесты, сигнальные круги, корона сказительницы.
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения – это “урок – праздник”.
Вы познакомитесь с автором литературного сказа “Серебряное копытце”, обогатите свой словарный запас, научитесь пересказу, увидите своеобразие языка уральского сказа, покажите правильность и выразительность чтения, выразите свое отношение к героям сказа.
II. Вопрос из семейного архива.
– Скажите, ребята, кто вам читал книги, когда вы были совсем маленькими,
когда сами не умели читать?
– А теперь вы совместно с родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями
можете читать, обсуждать, делиться впечатлениями.
III. Знакомство с автором П.П. Бажовым.
– Сегодня вы познакомитесь с автором сказа “Серебряное копытце” Павлом Петровичем Бажовым.
Слайд 1. (см. Приложение)
– Этот мудрый сказитель находил своих героев в горных шахтах, среди заводского шума, там, где родился и прожил свою долгую жизнь. А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. Павлу Петровичу были интересны уральские мастера, талантливые русские умельцы, его влекли душевная красота и достоинства трудового народа.
IV. Проверка домашнего задания.
Слайд 2.
1. Исследовательская деятельность при подготовке к уроку (работа с толковым словарем Ожегова).
– Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы работали с толковым словарем
Ожегова.
– Скажите, что же обозначает слово “сказ”? (Сказ – это род народно-поэтического
сказания, повествования.)
– Вы записали эти сведения в дневники по чтению?
2. Знакомство с новым термином.
– А сейчас вы познакомитесь с новым термином “литературный сказ”, это значит,
что у этого сказа есть конкретный автор. Автором литературного сказа “
Серебряное копытце” является Павел Петрович Бажов.
– Павел Петрович выпустил свою первую книгу “Уральские сказы”, затем
“Малахитовая шкатулка”, “Ключ – камень”, “Хозяйка медной горы” и другие.
V. Работа с литературным сказом “Серебряное копытце”.
Слайд 3.
– Мы продолжаем знакомиться с литературным сказом П.П.Бажова “Серебряное
копытце”.
– Назовите главных героев, изображенных на слайде?
– Давайте вспомним еще одного главного героя. ( Козел – Серебряное копытце.)
VI. Словарно-лексическая работа.
– Ребята, чтобы нам было понятно содержание сказа, мы проведем
словарно-лексическую работу, опираясь на те знания, которые вы получили, работая
с толковым словарем. Итак, вы должны были посмотреть значение слов:
– барская рукодельня,
– взъесться;
– голбчик;
– пожитки;
– похлебка;
– несподручно;
– пособник;
– покосные ложки;
– статочное ли дело.
VII. Проверка знаний. Чтение вполголоса.
Слайд 4.
Проверили и закрепили знания.
VIII. Образцовый пересказ учителем (стр. 182–184).
– Ребята, сказки и сказы очень важно уметь рассказывать, мы с вами на уроке будем учиться этому. Итак, праздник читательских удовольствий продолжается.
Учитель надевает корону сказительницы и в импровизированном балагане под музыку рассказывает отрывок из сказа (звучит “Прелюдия” Шопена).
IX. Работа по учебнику (стр. 186–187).
1. Дифференцированный подход. Чтение сказа детьми разного читательского уровня.
2. Физкультминутка.
Я на скрипочке играю,
Тили – ли, тили – ли,
Пляшут зайки на лужайке,
Тили – ли, тили – ли,
А теперь на балалайке
Тренди – брень, тренди – брень.
Скачут зайки на лужайке,
Тренди – брень, тренди – брень.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум!
Трам – там – там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
3. Кульминационный момент сказа (стр.192–193).
Учитель в импровизированном балагане рассказывает кульминационный момент под музыку.
X. Работа с иллюстрациями.
Слайд 5.
– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 192).
Слайд 6.
– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 193).
XI. Особенности языка литературного сказа.
– Найдите в тексте слова, которые указывают на своеобразие языка литературного сказа (Даренушка, Муренушка, спокойнехонько, девчоночка, легонькая, махонькая, дедо, Кокованя, запостукивало).
XII. Проверка содержания сказа.
– Сейчас мы будем работать с кроссвордом и отгадаем ключевое слово.
Слайд 7.
1 задание – самостоятельно, 2 задание – пословица о животном, 3 задание – вслух с объяснением, 4 задание – самостоятельно, 5 задание – вспомнить, что такое “синоним”.
Ключевое слово “Бажов”.
– А кто же Бажов? (Автор, сказитель, писатель.)
– Вам понравилось работать с кроссвордом? (“Сигналят” кружками.)
XIII. Закрепление.
1. Проверка знаний (тест).
Тест лежит в сундучке, консультанты с каждого ряда подходят и получают подписанные тесты, раздают детям.
– Если вы готовы приступить к работе, то “ просигнальте”.
2. Проверка теста.
Слайд 8.
– Кто безошибочно? (“сигналят” красным кружочком).
– Кто 1 ошибку? (зеленым).
– Кто 2 и более? (желтым).
– Сдаем тесты в сундучок. Какое у вас настроение?
XIV. Чтение отрывков по ролям.
с.184–185, с. 188. (дети читают в балагане).
– Мы прослушали два отрывка, скажите, как относились друг к другу Кокованя, Даренка и Муренка? (с уважением, с пониманием, с нежностью, с теплотой, с любовью).
XV. Итог урока, домашнее задание, оценки за урок.
– С какими волшебными животными мы познакомились в сказе Бажова? (козел
Серебряное копытце, кошка Муренка).
– Удался ли нам “урок – праздник”? (“сигналим”). Что больше всего понравилось?
Задание на дом: посмотреть в словаре Ожегова значение слова “хризолиты”, подготовить пересказ понравившегося отрывка.
– На этом наш урок окончен. Все было замечательно, я вами очень довольна.