Знакомство с литературным сказом П.П. Бажова "Серебряное копытце". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
  2. Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения;
  3. Обогащать словарный запас учащихся;
  4. Обучать пересказу, умению представлять своеобразную особенность языка уральского сказа;
  5. Воспитывать любовь и сострадание к ближнему.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальный центр, “Прелюдия” Шопена 3936, IND – FLAP OP. 28NO.15, декорация сказочного балагана, сундучок, словарь Ожегова, сборник Бажова “Уральские сказы”, тесты, сигнальные круги, корона сказительницы.

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения – это “урок – праздник”.

Вы познакомитесь с автором литературного сказа “Серебряное копытце”, обогатите свой словарный запас, научитесь пересказу, увидите своеобразие языка уральского сказа, покажите правильность и выразительность чтения, выразите свое отношение к героям сказа.

II. Вопрос из семейного архива.

– Скажите, ребята, кто вам читал книги, когда вы были совсем маленькими, когда сами не умели читать?
– А теперь вы совместно с родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями можете читать, обсуждать, делиться впечатлениями.

III. Знакомство с автором П.П. Бажовым.

– Сегодня вы познакомитесь с автором сказа “Серебряное копытце” Павлом Петровичем Бажовым.

Слайд 1. (см. Приложение)

– Этот мудрый сказитель находил своих героев в горных шахтах, среди заводского шума, там, где родился и прожил свою долгую жизнь. А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. Павлу Петровичу были интересны уральские мастера, талантливые русские умельцы, его влекли душевная красота и достоинства трудового народа.

IV. Проверка домашнего задания.

Слайд 2.

1. Исследовательская деятельность при подготовке к уроку (работа с толковым словарем Ожегова).

– Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы работали с толковым словарем Ожегова.
– Скажите, что же обозначает слово “сказ”? (Сказ – это род народно-поэтического сказания, повествования.)
– Вы записали эти сведения в дневники по чтению?

2. Знакомство с новым термином.

– А сейчас вы познакомитесь с новым термином “литературный сказ”, это значит, что у этого сказа есть конкретный автор. Автором литературного сказа “ Серебряное копытце” является Павел Петрович Бажов.
– Павел Петрович выпустил свою первую книгу “Уральские сказы”, затем “Малахитовая шкатулка”, “Ключ – камень”, “Хозяйка медной горы” и другие.

V. Работа с литературным сказом “Серебряное копытце”.

Слайд 3.

– Мы продолжаем знакомиться с литературным сказом П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
– Назовите главных героев, изображенных на слайде?
– Давайте вспомним еще одного главного героя. ( Козел – Серебряное копытце.)

VI. Словарно-лексическая работа.

– Ребята, чтобы нам было понятно содержание сказа, мы проведем словарно-лексическую работу, опираясь на те знания, которые вы получили, работая с толковым словарем. Итак, вы должны были посмотреть значение слов:
– барская рукодельня,
– взъесться;
– голбчик;
– пожитки;
– похлебка;
– несподручно;
– пособник;
– покосные ложки;
– статочное ли дело.

VII. Проверка знаний. Чтение вполголоса.

Слайд 4.

Проверили и закрепили знания.

VIII. Образцовый пересказ учителем (стр. 182–184).

– Ребята, сказки и сказы очень важно уметь рассказывать, мы с вами на уроке будем учиться этому. Итак, праздник читательских удовольствий продолжается.

Учитель надевает корону сказительницы и в импровизированном балагане под музыку рассказывает отрывок из сказа (звучит “Прелюдия” Шопена).

IX. Работа по учебнику (стр. 186–187).

1. Дифференцированный подход. Чтение сказа детьми разного читательского уровня.

2. Физкультминутка.

Я на скрипочке играю,
Тили – ли, тили – ли,
Пляшут зайки на лужайке,
Тили – ли, тили – ли,
А теперь на балалайке
Тренди – брень, тренди – брень.
Скачут зайки на лужайке,
Тренди – брень, тренди – брень.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум!
Трам – там – там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!

3. Кульминационный момент сказа (стр.192–193).

Учитель в импровизированном балагане рассказывает кульминационный момент под музыку.

X. Работа с иллюстрациями.

Слайд 5.

– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 192).

Слайд 6.

– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 193).

XI. Особенности языка литературного сказа.

– Найдите в тексте слова, которые указывают на своеобразие языка литературного сказа (Даренушка, Муренушка, спокойнехонько, девчоночка, легонькая, махонькая, дедо, Кокованя, запостукивало).

XII. Проверка содержания сказа.

– Сейчас мы будем работать с кроссвордом и отгадаем ключевое слово.

Слайд 7.

1 задание – самостоятельно, 2 задание – пословица о животном, 3 задание – вслух с объяснением, 4 задание – самостоятельно, 5 задание – вспомнить, что такое “синоним”.

Ключевое слово “Бажов”.

– А кто же Бажов? (Автор, сказитель, писатель.)
– Вам понравилось работать с кроссвордом? (“Сигналят” кружками.)

XIII. Закрепление.

1. Проверка знаний (тест).

Тест лежит в сундучке, консультанты с каждого ряда подходят и получают подписанные тесты, раздают детям.

– Если вы готовы приступить к работе, то “ просигнальте”.

2. Проверка теста.

Слайд 8.

– Кто безошибочно? (“сигналят” красным кружочком).
– Кто 1 ошибку? (зеленым).
– Кто 2 и более? (желтым).
– Сдаем тесты в сундучок. Какое у вас настроение?

XIV. Чтение отрывков по ролям.

с.184–185, с. 188. (дети читают в балагане).

– Мы прослушали два отрывка, скажите, как относились друг к другу Кокованя, Даренка и Муренка? (с уважением, с пониманием, с нежностью, с теплотой, с любовью).

XV. Итог урока, домашнее задание, оценки за урок.

– С какими волшебными животными мы познакомились в сказе Бажова? (козел Серебряное копытце, кошка Муренка).
– Удался ли нам “урок – праздник”? (“сигналим”). Что больше всего понравилось?

Задание на дом: посмотреть в словаре Ожегова значение слова “хризолиты”, подготовить пересказ понравившегося отрывка.

– На этом наш урок окончен. Все было замечательно, я вами очень довольна.