Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта

Разделы: Коррекционная педагогика


Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Обучение первоначальным навыкам письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефекта. Эти трудности вызваны, прежде всего, несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей, в свою очередь, формирование способа удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма.

При ДЦП и умственной отсталости трудности овладения навыками письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, нарушениями мелкой моторики.

Дети долго не запоминают начертание букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма для данной категории детей является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения. Зеркальность письма наиболее часто наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зеркально. В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, пропуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах.

Нарушения письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дисграфических ошибок, но характер их сохраняется.

Поэтому овладение графомоторными навыками детьми с сочетанными нарушениями таким, как церебральный паралич и умственная отсталость возможно при условии решения ряда специфических задач, которые связаны с наличием двигательных, речевых и психических нарушений.

Задачами подготовительного периода обучения письму являются:

  • Формирование произвольной стороны речи.
  • Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти.
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Нормализация оптико-пространственного гнозиса.
  • Подготовка мелкой моторики руки к процессу письма.
  • Формирование психологической базы речи.
  • Формирование мыслительных операций.

При решении задач, встающих на начальном этапе работы по формированию графических навыков письма, одновременно встают задачи по коррекции двигательных нарушений ребенка. Они определяют модификацию отдельных заданий и методических приемов, продолжительность нагрузки на каждого ребенка и количество времени, требуемое для прохождения каждого этапа обучения. Во многом успех обеспечивается согласованностью в работе логопеда, дефектолога, инструктора ЛФК и воспитателя. Всем специалистам, работающим с ребенком, необходимо знать особенности движений рук каждого ученика, степень сформированности у него навыка письма и конкретные задачи, которые решаются в данный момент обучения.

Обучение письму начинается с обследования возможностей ребенка к овладению графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи:

  • Подбор позы, “рефлекс-запрещающих” позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными.
  • Применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка.
  • Отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук.
  • Развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях.

Подготовка руки к письму включает:

  • Обучение выполнению различных движений пальцев рук, сочетание движений пальцев рук и кисти.
  • Воспроизведение и тренировка изолированных движений пальцев рук и кисти.
  • Формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств.
  • Развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним.
  • “Письмо” указательным пальцем, смоченным в краске, в альбоме.
  • Проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук.
  • Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций) предполагает:
    – обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки;
    – формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма;
    – расслабление и напряжение пальцев, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;
    – упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки;

Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает:

  • обучение контролю зрением за движением рук с предметами в разных направлениях методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации);
  • развитие изолированных движений правой (пишущей) руки.

В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает:

  • формирование пространственной ориентировки на листе бумаги;
  • маркировка (отметка) начала письма – левого верхнего угла листа;
  • выработка автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр.;
  • “письмо” рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения;
  • автоматизация движений слева направо путем написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.

Для формирования графомоторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке.

На подготовительном этапе обучения письму необходимо уделить внимание коррекции зеркального письма. Проблема коррекции зеркального письма у детей с церебральными параличами разработана в трудах Э. С. Калижнюк. В ходе коррекционной работы рекомендуется обучать ребенка писать правой рукой и проводить комплекс лечебных мероприятий (лечебная гимнастика, физиотерапия, медикаментозное лечение), направленных на активизацию действий в пораженной руке. Если же паралич выражен грубо и письмо правой рукой невозможно, то при обучении ребенка необходимо провести соответствующую работу. Необходимо формировать автоматизированные движения слева направо путем рисования “дорожек”, “ленточек” и т.д. сначала пальцем в воздухе со зрительным контролем и без контроля зрения и только потом путем написания пальцем или мелом на стекле, грифельной доске и т.п. Комплекс коррекционных мероприятий должен включать также раскрашивание по трафарету асимметричных фигур. В процессе рисования или написания асимметричных фигур или букв необходимо проводить анализ направления различных элементов букв или рисунка. Важно сопоставлять и анализировать правильно и неправильно нарисованные фигуры и буквы.

Успешное формирование графомоторной функции у детей с церебральным параличом и умственной отсталостью возможно только при условии специально согласованной деятельности дефектолога, логопеда, воспитателя и инструктора ЛФК.