Урок природоведения в 5-м классе "Жизнь в морях и океанах"

Разделы: Биология, Экология


Цели:

  • обучающая: расширить представления о разнообразии растений и животных разных природных сообществ морей и океанов;
  • развивающая: развития понятийного мышления умения сравнивать объекты и явления, анализировать учебный и видео материал;
  • воспитывающая: воспитывать коммуникативную культуру, формировать умения видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.

Задачи:

  • Знать о разнообразии растений, животных морей и океанов.
  • Знать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов.
  • Выполнять практические работы и оформлять результаты в виде схем и таблиц.

Ход урока

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но страшный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться Вода.
(Эпиграф)

Действительно, земная жизнь зародилась в воде. Всё, что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, всё, что летает над землёй и всё, что роется под землёй – всё когда-то вышло из моря. Значит и мы, люди, тоже начинались в море.

Наше тело до сих по наполовину состоит из воды, наши руки и ноги – это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши лёгкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь солёную, как морская вода, а удары нашего пульса также ритмичны, как приливы и отливы моря.

Море, а точнее Мировой океан покрывает две трети земного шара, содержит 97% воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой – многоэтажный. Каковы этажи этого дома? Кто его обитатели? Каковы их жизненные проблемы? На эти и другие вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке, который так и называется: Жизнь в морях и океанах.

Дальше нам предстоит путешествие по этажам Мирового океана, которые мы назовём сообществами. Для удобства мы разделимся на группы:

  • поверхность воды
  • толща воды
  • донное сообщество
  • коралловый риф
  • глубоководное сообщество

Каждая группа получает задание, которое будет выполнять в течение трёх-пяти минут. (Далее работа по презентации (приложение 1)).

Под руководством учителя учащиеся обсуждают материал и заполняют таблицу «Жизнь в морях и океанах»:

Название природного сообщества

Живые организмы в сообществах

Особенности строения и жизнедеятельности

 

 

 

Закрепление

Мы с вами совершили путешествие от поверхности до самых глубин. У нас сложилась полная картина о жизни в морях и океанах. Давайте ещё раз вспомним все сообщества морей и их обитателей.

Задание 1.

Угадайте, о каком животном идёт речь, и скажите, к какому сообществу оно принадлежит?

Плывёт по морю рыба-дом.
Фонтан бьёт из спины
И не боится никого.
Пришла из глубины.
(Кит)

Он любит прыгать над водой,
Гоняться за морской волной.
С людьми он любит поиграть,
Он добрый, может всех спасать.
(Дельфин)

Все её боятся в море,
Всех готова проглотить,
В глубине морских просторов
С древних лет привыкла жить
(Акула)

Что за звери это всё же
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов.
(Кораллы)

Глубоко на дне она
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног.
Это чудо – (осьминог).

Задание 2

Тест. Приложение 2.

Задание 3

Сказка о Золотой рыбке. Назвать о каких экологических проблемах идёт речь в этой сказке.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил…

Пришёл невод с тиной морскою, а также с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.

В третий раз закинул невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:

– Не опускай меня, старче, в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.

Грустная сказка, да и быль не радостнее, потому что превращаются голубые просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже нам людям.

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.:

Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы!

Домашнее задание.

  • Изучить статью «Жизнь в морях и океанах».
  • Выполнить задание из рубрики «Подумайте».

Впереди летние каникулы, и многие из вас позволят себе провести его на море. Надеюсь то, о чём мы здесь сегодня говорили, поможет вам полнее ощутить величие и загадочность морских просторов.