Цели:
- обучающая: расширить представления о разнообразии растений и животных разных природных сообществ морей и океанов;
- развивающая: развития понятийного мышления умения сравнивать объекты и явления, анализировать учебный и видео материал;
- воспитывающая: воспитывать коммуникативную культуру, формировать умения видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.
Задачи:
- Знать о разнообразии растений, животных морей и океанов.
- Знать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов.
- Выполнять практические работы и оформлять результаты в виде схем и таблиц.
Ход урока
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но страшный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться Вода.
(Эпиграф)
Действительно, земная жизнь зародилась в воде. Всё, что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, всё, что летает над землёй и всё, что роется под землёй – всё когда-то вышло из моря. Значит и мы, люди, тоже начинались в море.
Наше тело до сих по наполовину состоит из воды, наши руки и ноги – это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши лёгкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь солёную, как морская вода, а удары нашего пульса также ритмичны, как приливы и отливы моря.
Море, а точнее Мировой океан покрывает две трети земного шара, содержит 97% воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой – многоэтажный. Каковы этажи этого дома? Кто его обитатели? Каковы их жизненные проблемы? На эти и другие вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке, который так и называется: Жизнь в морях и океанах.
Дальше нам предстоит путешествие по этажам Мирового океана, которые мы назовём сообществами. Для удобства мы разделимся на группы:
- поверхность воды
- толща воды
- донное сообщество
- коралловый риф
- глубоководное сообщество
Каждая группа получает задание, которое будет выполнять в течение трёх-пяти минут. (Далее работа по презентации (приложение 1)).
Под руководством учителя учащиеся обсуждают материал и заполняют таблицу «Жизнь в морях и океанах»:
Название природного сообщества |
Живые организмы в сообществах |
Особенности строения и жизнедеятельности |
|
|
|
Закрепление
Мы с вами совершили путешествие от поверхности до самых глубин. У нас сложилась полная картина о жизни в морях и океанах. Давайте ещё раз вспомним все сообщества морей и их обитателей.
Задание 1.
Угадайте, о каком животном идёт речь, и скажите, к какому сообществу оно принадлежит?
Плывёт по морю рыба-дом.
Фонтан бьёт из спины
И не боится никого.
Пришла из глубины.
(Кит)
Он любит прыгать над водой,
Гоняться за морской волной.
С людьми он любит поиграть,
Он добрый, может всех спасать.
(Дельфин)
Все её боятся в море,
Всех готова проглотить,
В глубине морских просторов
С древних лет привыкла жить
(Акула)
Что за звери это всё же
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов.
(Кораллы)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног.
Это чудо – (осьминог).
Задание 2
Тест. Приложение 2.
Задание 3
Сказка о Золотой рыбке. Назвать о каких экологических проблемах идёт речь в этой сказке.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил…
Пришёл невод с тиной морскою, а также с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.
Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.
В третий раз закинул невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:
– Не опускай меня, старче, в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.
Грустная сказка, да и быль не радостнее, потому что превращаются голубые просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже нам людям.
Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.:
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы!
Домашнее задание.
- Изучить статью «Жизнь в морях и океанах».
- Выполнить задание из рубрики «Подумайте».
Впереди летние каникулы, и многие из вас позволят себе провести его на море. Надеюсь то, о чём мы здесь сегодня говорили, поможет вам полнее ощутить величие и загадочность морских просторов.