Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. – Белгород, 2007. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2011 – 2012 учебный год программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Обеспечена УМК:
– Европейская школа корреспондентского обучения. Полный курс лекций. “Журналистика”. – Белгород, 2007.
– Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
– Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002.
– Павлов В. Очерки истории журналистики Урала в 2 т. – Екатеринбург: УрГУ, 1992.
– Андреева А.А. Журналистика. – Тюмень, 2004.
Цели:
- Развивать коммуникативные качества личности ребенка;
- Предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
- Выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.
Задачи:
- Предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
- Отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
- Систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
- Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
- Предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- Стилистические особенности газетных жанров;
- Специфику профессии журналиста;
- Основы редактирования;
- Структуру газеты.
Уметь:
- Создавать творческие работы публицистического стиля;
- Моделировать газету;
- Редактировать текст.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа кружка. (Приложение 1).
Календарно-тематическое планирование кружка. (Приложение 2).
Литература для учителя
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm