Цель урока: обобщение и систематизация знаний и перенос полученных знаний в новые нестандартные условия.
Задачи урока: развитие четкой артикуляции и звукопроизношения; совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза; развитие анализа структуры предложения; уточнение и расширение активного словаря детей; формирование связной речи; развитие общей моторики и координации движений; формирование коммуникативных навыков; формирование умения работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, маркеры(мел), 3 разборных цветка с красной, синей, зеленой серединкой, обозначающие первый звук в слове и лепестки со словами (6 слов, начинающихся с гласного звука: азбука, игла, облако, эскимо, утята, утюг; 6 слов, начинающихся с согласного твердого звука: парта, стул, доска, школа, жираф, дверь; 6 слов, начинающихсяс согласного мягкого звука: вишня, чайник, мячик, мел, дети, белка), записка Бабы Яги, написанные начала пословиц. Для детей шапочки с буквами.
Действующие лица: учитель, учитель-логопед (Баба Яга).
Под музыку “Чему учат в школе” входят дети и садятся на свои места.
Ученик.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид–
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
Ученик.
Разбудите меня ночью.
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик.
Тысячу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Ученик.
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
Ученик.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Ученик.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – “Азбуку”. За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой! Давайте вспомним, как все начиналось.
Ученик.
Когда пришли мы в первый класс
Погожим сентябрем,
Учитель познакомил нас
С волшебным букварем.
Ученик.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем,
А другие называют книгу Букварем?
Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой букварь.
Ученик.
Мы все умели говорить,
Да и читать слегка.
Букварь же нам хотел раскрыть
Секреты языка.
Учитель:А сейчас, ребята, давайте покажем родителям и нашим гостям чему мы научились вместе с Азбукой. Для этого мы выполним несколько заданий. Сейчас я достану конверт с заданиями (начинаю искать). Странно. Очень странно. Извините, но я не могу найти задания. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Посмотрите, нет ли конверта под вашими стульями. Уважаемые родители, у вас там нет конверта? (Кто-то из родителей находит записку) Что это? Давайте посмотрим (Записка крепится на доску):
НАПРАСНОИЩЕТЕЗАДАНИЯ
САМАПРОВЕРЮВАШИЗНАНИЯ.
Ребята, вы что-нибудь поняли? Что же здесь написано? Удобно читать? Почему? Давайте разделим на слова. Прочитаем. Кто-то забрал ваши задания. Но кто это мог быть?
Появляется Баба-Яга:
– Ну и что вы кричите. Я это я – Яга, Баба-Яга. Узнала я, что у вас праздник и решила: сама к вам на праздник приду, со своими заданиями. А задания я вам придумала сложные, ни за что не выполните.
Три цветка вам принесла
С разными словами.
Соберите-ка друзья,
Звукосочетанья.
Учитель: Ребята, вы поняли задание? Что-то связанное со звуками. Давайте вспомним, что мы знаем о звуках.
Ученик
"Мел", "тетрадь", "пятерка", "руки" –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
Ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбели Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель. Посмотрите внимательно на серединки цветов. Что мы обозначали такими цветами? Надо собрать цветы по первому звуку в слове на лепестке. Проверяем. Какой должен быть первый звук? Ну что, справились? Вот так-то.
Баба-Яга. Справились. Со звуками разобрались. А теперь, я хочу узнать, как вы знаете буквы.
Учитель.
Да мы уже все буквы знаем. Вот смотри.
В Азбуке живет семья
Буквы все от А до Я.
Дети читают стихотворение:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко –
Ноги ставит широко!
Это Ж, а это К –
Целый жук и полжука.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф!
Буква У – два длинных ушка,
З – простая завитушка.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.,
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю!
Вот какие Щ и Ц –
С коготочком на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, ну-ка, не ленись –
Подойди да подтянись!
Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква Й.
Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли, не находит?
И, подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится:
"Сходство есть наверняка,
Только нету языка!"
Взялись за руки друзья
И сказали: "Ты да я –
Это мы!" А между тем
Получилась буква М!
Л ногою мяч поддела,
Ч поймать его хотела.
Ждет и ждет, устала ждать,
А мяча всё не видать!
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Я шагает гордо,
Д стоит, и очень твердо,
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
Буква Б – с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Ь живет беспечно:
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый Ъ
Кепку носит только так!
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну,
А буква В – две!Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он алфавит!
Вот такие наши буквы,
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Баба-Яга. И, правда, все буквы знаете. А вот я сейчас спрячу от вас букву, а вы попробуйте ее найти.
Писем мы не написали,
Тучку целый день искали.
Стужа. Снег. Метут метели.
Темной ночью бродят двери.
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Баба-Яга.А я слышала, что вы не только читать, но и писать учились. Так это? Вот я сейчас проверю. У какой буквы есть вот такая закорючка?
Учитель. Это не закорючка, а прямая наклонная палочка с закруглением внизу. У каких букв встречается такой элемент? Допиши.
Баба-Яга. Какие вы вредные, все-то вы знаете. Но есть у меня задание на засыпку. Точно не справитесь. Я очень люблю пословицы и поговорки. Хочу, чтобы вы мне их прочитали. Только когда я их вам несла, они рассыпались. Продолжите.
Труд кормит, (а лень портит.)
Век живи, (век учись.)
Делу время, (а потехе час.)
Поспешишь, (людей насмешишь.)
Как аукнется, (так и откликнется.)
Перо пишет, (а ум водит.)
Баба-Яга. Ой-ой-ой. Опять справились. Да-а, как же много вы знаете.
Учитель. Ну что, Баба-яга, все твои задания мы выполнили.
Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому. Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего урока – вручению вам удостоверений и подарков.
Учитель читает Удостоверение.
Азбуку прошли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ученик.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель.
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас
Прощаясь с ним
Грустит наш класс,
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Баба Яга помогает вручать подарки, прощается и уходит.