Семинар-игра "Живые организмы и окружающая среда". Обобщающий урок по экологии. 11-й класс

Разделы: Биология

Класс: 11


Цель урока: закрепить сформированные знания о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой в игровой форме.

Задачи урока:

образовательные – определить уровень усвоения учебного материала о связи живых организмов с окружающей средой, о взаимоотношениях живых организмов между собой;

развивающие – продолжить формировать умение анализировать, умение излагать материал и делать выводы, работать с кроссвордами, слушать своего собеседника, развивать логическое мышление, продолжить развивать познавательный интерес к предмету – биология;

воспитывающие – продолжить формировать материалистический взгляд на живую природу, воспитывать уважение к выступающему, чувства ответственности перед товарищами по команде, самостоятельности.

Структура урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Установление логической взаимосвязи – 1 мин.
  3. Семинар – игра – 38 мин.
  4. Подведение итогов урока-игры – 4 мин.
  5. Организованный конец урока – 1 мин.

План урока

  1. Стих.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Представление команд.
  4. Логические задания командам.
  5. Гонка за лидером (кто больше даст ответов за 5 мин.)
  6. Вопросы – стрелы – каждая команда готовит по 3 вопроса противоположной команде из пройденного материала по данной теме.
  7. Решение кроссворда по заданным буквам.
  8. Подведение итогов, домашнее задание.

Учащиеся класса делятся на 2 команды произвольно (можно выбрать 2-х учеников из числа лучших, они сами себе подбирают одноклассников в состав команды. Трое учеников – эксперты, которые будут оценивать выполненные задания.1 ученик – секундометрист. Оставшиеся ученики – оппоненты, но могут принимать участие в игре – отвечать на вопросы, если команда не даёт ответа на вопрос.

На доске записано домашнее задание, тема урока, эпиграф урока “Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству”. А.Леонов.

УЧЕНИЦА (читает стих):

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и реки без воды
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.

Р.Рождественский.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте!

Ребята! Мы сегодня завершаем раздел биологии – экологию, предмет, который, как вы уже знаете, изучает воздействие той самой окружающей среды, о которой только что

прозвучало в стихе; о её взаимодействии, о взаимоотношениях биотических факторов среды. Сегодня мы снова вспомним и поговорим об этом в игровой форме. Итак, начинаем.

УЧИТЕЛЬ: Команды, вы готовы? Дайте названия своим командам (капитаны команд их называют: “Эколог” и “Биофактор”).

Представляю вам экспертов, которые будут оценивать ваши ответы (называются фамилии 3-х учеников) и счётчик-секундометрист (называется его фамилия). Мне позвольте быть ведущей и объяснять вам задания.

Итак, 1-е задание.

Каждая команда по очереди вытягивает два логических задания (приложение №1). На подготовку и ответы даётся 12 минут. За правильный и грамотный ответ каждого задания вы получите по пять баллов (10б), за неполный ответ или с ошибками вы получите 3-4 балла в зависимости от количества ошибок и на усмотрение экспертов.

Внимание! (это сигнал секундометристу), работаем. Капитаны команд “тянут” задания и команды сразу приступают к их решению. По мере выполнения задания, команды (все их участники) дают ответы. Эксперты, выслушав ответы, вносят баллы в протокол.

Ведущий: 2-е задание. Гонка за лидером (приложение №2). За 5 минут каждая команда даёт, как можно больше ответов на заданные вопросы. Во время ответов одной команды вторая выходит за дверь. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, время! (ведущий зачитывает вопросы для первой команды).

Ведущий: Слово экспертам – сколько баллов получила каждая команда после двух заданий? Эксперты оглашают итоги 2-х заданий и количество очков у тех оппонентов, которые отвечали на вопросы, на какие не дали ответы команды.

Ведущий: Задание 3-е. К этому заданию вы готовились дома – вопросы-стрелы. Каждая команда подготовила для своих соперников по три вопроса из раздела “Экология”. За правильный ответ – 1балл, неполный или частично правильный ответ оценивается – 0,5балла. На это задание даётся 8 минут. Внимание! Время пошло. После выполнения задания обеими командами время останавливается, эксперты оценивают ответы и результаты вносят в протокол.

Ведущий: Следующее задание вы должны решить за 7 минут – вам выдаются кроссворды, где проставлены буквы. По ним вы должны решить эти кроссворды (приложение №3). За их правильное решение команда получит 10баллов. За 2-3 незаполненные клетки – 7 баллов, за половину заполненных клеток – 5баллов. Внимание, время! (судья включает секундомер после того, как команды получат кроссворды). Команды на отдельном листе пишут ответы и отдают их экспертам.

Ведущий: Пока эксперты подводят итоги я вам назову критерии оценок:

– оценку “5” получат участники команды, набравшие 37 баллов,

– оценку “4” набравшие 28 баллов.

Оппоненты, ответившие не менее, чем на 4 вопроса – оценка “5”, на три вопроса – оценка “4”.

Ведущий: Слово предоставляется экспертам (они подводят итоги, оглашают результаты, учитель выставляет оценки в классный журнал).

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами повторили пройденный материал по экологии и подвели итоги. Вы узнали, что необходимо как можно больше знать об экологии каждому из нас.

Урок закончен. Спасибо всем, до свидания!

Приложение