Цели урока: ознакомление детей с правилами личной экологической безопасности, развитие речи, мышление, обогащение словарного запаса, воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи:
- раскрыть сущность новых терминов и понятий "Экологическая безопасность", "Цепь загрязнения", "Эколог";
- создать образное представление правил личной экологической безопасности;
- развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
- воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование: кроссворд, таблица на слайде в компьютере, конверты с заданиями, памятки с правилами экологической безопасности, учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" ч.2, тетрадь ч.2.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока
- Сядьте удобно. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля.(Слайд 1). Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе : "Мне легко и спокойно"(Слайд 2).
- Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)(Слайд 3)
- Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять.
- Как вы понимаете, слово "охрана"? (Охранять какой то объект и т.д.)
- Тема урока "Экологическая безопасность".(Слайд 4)
Сегодня мы с вами научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Познакомимся с новыми терминами и понятиями. (Слайд 5)
Ребята, мы отправимся в путешествие по нашей планете. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны сохранить нашу чистую планету, а чтобы это сделать мы должны все задания выполнить верно.
II. Работа по новой теме
Итак, отправляемся в путь, на первом этапе нашего путешествия нужно вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.(Слайд 6)
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.
Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.
- Ребята, давайте проговорим хором, без чего невозможна жизнь?
- Отчего загрязняется окружающая среда?
- Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
- Ребята, а вам известно слово "экология"?
В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы - животных и воздуха.
Ребята, давайте прочтём на слайде, что же такое экология?(Слайд 7)
- Отправляемся дальше, на 2 этапе нам предлагают экологический рассказ "Воскресенье в лесу". Возьмите лист с текстом. Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Дети отвечают.
- Хорошо отправляемся дальше. А теперь давайте немного отдохнем
Физминутка (слайд 8).
Здравствуй, лес - необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь -
Мы свои.
III. Работа с учебником
- Отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 29. Давайте прочтём. В тексте нам встретятся такие понятия, как "Цепь загрязнения", "Экологическая безопасность" и после прочтения вы мне скажите, что это такое?
Дети читают, а на слайде 9 - появляется схема.
- Что такое цепь загрязнения? (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.)
- А можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?
Всё что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.(слайд 10).
Найдите эту формулировку в учебнике и зачитайте.
IV. Межпредметная связь
- Молодцы, отправляемся дальше. А задание такое. Расположить числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.(слайд 11).
Л 7 х 8 - 26 = (30) Г 9 + 9 х 9 = (90) К 6 х 4 - 10 = (14) О 5 х 5 + 1 = (26) Э 2 х 6 - 3 = (9) О 75 - 6 х 7 = (5)
- Какое слово у вас получилось? (ЭКОЛОГ) (Учитель ставит знак ударения)
- Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)
V. Работа в парах
- А сейчас, нам нужно выполнить задания в парах по рядам Ребята, откройте учебник у вас на столе и прочитайте правила экологической безопасности.(слайд 12).
- 1 ряд - правила экологической безопасности о воздухе.
- 2 ряд - правила экологической безопасности о воде.
- 3 ряд - правила экологической безопасности о продуктах питания.
Более надёжное средство обеззараживания воды - "вымораживание". Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;
- Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;
- Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;
- Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
- Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
- Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;
- Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
- Нельзя купаться возле промышленных стоков;
- Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины - ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
- Попроси взрослых не курить в квартире;
- Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
- Пей только кипячёную воду.
- Молодцы, а сейчас там же в найдите памятки, каждый свою и сравните, правильно ли вы ответили .
VI. Закрепление изученного материала
- Молодцы, ребята, сейчас мы подведем итог, необходимо выполнить тест, который лежит у вас на парте . Я даю вам время, чтобы вы ответили. Но обратите внимание на то, что в конце теста семь клеток, вам необходимо выбранные варианты ответов вписывать в эти клетки и в итоге у вас должно получиться слово.
Тест на тему "Экологическая безопасность"
1. Что такое цепь загрязнения?
А) загрязняющие вещества попадают в реку;
П) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
В) через воздух, воду, почву;
Р) через воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
О) экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.
4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?
К) отойди в сторону;
Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязнённой воды?
М) не пей грязную воду;
Н) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
О) мой овощи и фрукты;
А) пользуйся экологически чистыми продуктами.
7. Цепь загрязнения.
С) вытоптанные тропинки;
З) сжигание листвы - гибель насекомых, дым (ядовит)
- Какое слово получилось? (Прогноз) (слайд 13).
- Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных, н-р, прогноз погоды.)
- Да ребята важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.
VII. Итог урока (слайд 14).
- Итак, ребята мы с вами завершили путешествие и за время нашего пути, мы сохранили планету такой же какой она была.. А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать? (Соблюдать правила личной экологической безопасности)
- Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
- Что же нового вы узнали на уроке?
- С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
- Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
VIII. Задание на дом (слайд 15).
Выполнить работу в тетради стр.17 - 18, задание 1, 2, 3.
- Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:
1. Читайте книги о природе (животных и растениях)
2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.
3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом - определителем "От земли до неба"
4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.