Введение.
Актуальность: забота о всестороннем развитии подрастающего поколения находится в центре внимания нашего правительства. Очень важной составной чертой гармонически развитой личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закалённость, ловкость, сила, выносливость. Воспитание этих качеств должно начинаться с детства. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование фукциональных систем и закаливание организма. Занятия на лыжах позволяют решать данные задачи.
Катание на лыжах нравится детям всех возрастов независимо от пола. Следует отметить, что изучение техники лыжных ходов начинается со скользящего шага, который составляет основу всех лыжных ходов. Далее по простоте и доступности стоит попеременно-двухшажный ход, его используют при передвижении на лыжах по слегка пересечённой и ровной местности. Изучение скользящего шага начинается с первого по третий классы.
Далее с 3-го, 4-го класса начинается изучение техники попеременно-двухшажного хода.
Следующим этапом является процесс углубленного совершенствования техники попеременно-двухшажного хода и свободного владения данным ходом.
Гипотеза: попеременно-двухшажный ход является основой к изучению остальных лыжных ходов, т.к. его основой является скользящий шаг.
Объект исследования: техника движений в попеременно-двухшажном ходе
Предмет исследования: влияние возрастных особенностей учащихся на освоение техники попеременно-двухшажном хода в процессе уроков по лыжной подготовке.
Цели исследования: прививать у учащихся устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, владеть техникой попеременно-двухшажного хода, уметь использовать данный ход в соревновательном процессе и самостоятельных занятиях на лыжах.
Задачи исследования:
- научить основным элементам техники скользящего шага;
- научить основным элементам техники попеременно-двухшажного хода;
- свободно владеть техникой попеременно-двухшажного хода.
Раздел 1: теоретическая часть.
1.1. Лыжная подготовка в системе физического воспитания школьников, её значение.
В районах со снежной зимой лыжный спорт является наиболее массовым. Различными его видами занимаются миллионы людей. Лыжный спорт многообразен, он включает в себя:
- лыжные гонки;
- прыжки с трамплинами;
- слалом;
- скоростной спуск;
- биатлон;
- лыжное многоборье;
- лыжная акробатика.
Лыжный спорт широко представлен своими видами на зимнем чемпионате мира и в программе зимних Олимпийских Игр.
В нашей стране лыжным спортом занимаются практически с детства. В комплексной программе по физическому воспитанию школьников лыжной подготовке отводится в 3-ей учебной четверти 16 часов. Лыжные гонки на различные дистанции включаются в требования комплекса ГТО.
Занятия на лыжах имеют оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение. Они проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма.
Передвижение на лыжах способствует развитию всей мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, усиливает обмен веществ организме занимающихся.
Занятия лыжами развивают силу, ловкость, выносливость, глазомер, способствует воспитанию смелости, решительности, находчивости и приобретению умения ориентироваться на местности.
Задача обучения учащихся младших классов до наступления зимнего сезона - ознакомить их лыжным инвентарём, обувью и одеждой; обучить элементам лыжного строя (без лыж и на лыжах); обучить имитационным упражнениям.
Задача обучения среднего звена - учащихся 5 - 9-х классов- ознакомить правилами выбора и ухода за лыжным инвентарём; совершенствовать строевую подготовку (с лыжами и на лыжах); обучить специальным физическим упражнениям без лыж; обучить имитационным упражнениям на месте и с резиновыми амортизаторами.
1.2. Инвентарь и снаряжение лыжника.
А) Лыжи.
Лыжник должен уметь выбирать себе лыжи. Лыжи имеют нижнюю (скользящую поверхность) и верхнюю поверхность, носок, пятку и рёбра.
Есть весовой прогиб, для распределения равномерного давления на снег.
Скользящая поверхность имеют направляющий желобок. Верхняя поверхность имеет грузовую площадку для установки лыжного крепления и служит опорой для ноги.
Бываю лыжи деревянные, полупластиковые и пластиковые.
При выборе лыж по длине необходимо учитывать длину и массу лыжника. При выборе лыж обращают внимание на следующее:
1). Размер лыж должен соответствовать росту учащегося с поднятой вверх рукой. <Рисунок1.>
Рис. 1
Б) Лыжные палки.
Должны быть прочными, лёгкими и упругими. Для них используется бамбук, металл, стеклопластик. Палка состоит из:
- древко;
- рукоятка с ремнём;
- наконечник со штырём;
- упорное кольцо.
Длина палок зависит от длины тела лыжника, его физических данных, степени владения тем или иным лыжным ходом, рельефа местности и состояния лыжни.
Чем хуже ученик владеет техникой хода, тем короче палки.
Обычно палки выбирают по длине следующим образом: их ставят на пол рядом с собой <Рисунок 2>, и они должны доходить своим верхним концом (с рукой) до плеча лыжника.
Рис. 2
Длинными лыжами трудно управлять; короткие - будут проваливаться в снег
2). Лыжи должны иметь грузовой прогиб.
3). Они не должны быть покороблены.
4). Лыжи должны быть достаточно гибкими.
Лыжи хранятся в сухом прохладном месте, связанные в пару с распоркой 6 - 8 см.
В) Лыжные крепления
Должны надёжно удерживать лыжи на обуви и вместе с тем не стеснять движения лыжника.
Чаще применяют:
1). мягкие;
2). полужёсткие;
3). жёсткие крепления.
Для опоры обуви устанавливают резиновый или металлический подпятник.
Одежда лыжника состоит из трикотажного костюма и лыжного (тёплого) костюма, лыжной куртки, шапочки и руковиц.
1.3. Техника выполнения основных движений в попеременно двухшажном ходе.
Способы передвижения на лыжах - лыжные ходы получили своё название от различных сочетаний движений рук и ног.
Лыжные ходы подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно). Одновременные ходы (руки работают одновременно).
Выделяют также переходы с одного хода на другой.
Наиболее распространённым способом передвижения на лыжах является попеременно двухшажный ход. <Рисунок 3>
Рис. 3
Движения рук и ног в этом ходе аналогичны движениям в обычной ходьбе. Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух отталкиваний палками (одно отталкивание на каждый шаг).
Основой хода является скользящий шаг. С началом скольжения (левой ногой) гонщик выносит ногу вперёд и переносит её массу своего тела. <Рисунок 3 а, б, в>
Продолжая скольжение в выпаде, он останавливает движение ноги, производит активное продвижение тела вперёд над опорой (перекат) и сгибает ногу в колене - подседание. <Рисунок 3 г, д>
Из этого положения лыжник начинает разгибание ноги в коленном суставе и производит энергичное отталкивание палками. <Рисунок 3 е, ж>
Выполняя шаг, лыжник попеременно отталкивается палками, что позволяет сохранить скольжение и даже несколько увеличить скорость. Отталкивание палкой обычно начинается после отталкивания ногой. Сначала скольжение на левой ноге правая рука выносит палку вперёд. Рука - немного согнута в локтевом суставе, кисть на уровне глаз. <Рисунок 3 а, б, в, г>
Место постановки палки на снег зависит от условий скольжения: при хорошем - у крепления лыжи; при плохом - ближе к каблуку ботинка. Большое значение для отталкивания палкой имеет угол постановки её на снег. Оптимальным считается угол 80 - 850 <Рисунок 3 г>
Г) Обувь и одежда лыжника.
Лыжная обувь должна быть непромокаемой, мягкой, не вызывать потёртостей, точно соответствовать выбранному типу крепления.
Лыжные ботинки имеют каблук и сандальный рант под скобу крепления.
Ботинки выбирают с таким расчётом, чтобы можно было вложить в них стельку и надеть шерстяной носок.
Раздел 2: практическая часть.
2.1. Методика обучения попеременно-двухшажному ходу.
Попеременно-двухшажный ход является сложным двигательным действием. Поэтому его обучение начинается с первого класса и продолжается путём совершенствования до девятого класса. Обучение технике на уроках лыжной подготовки ведётся путём постановки и решения следующих задач:
Задача № 1: Создать правильное понятие и представление о технике попеременно-двухшажного хода.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Рассказать о технике данного двигательного действия, достигнутых результатах и рекордах в России и мире. А также привести примеры лучших результатов спортсменов школы. Показать видеозаписи чемпионатов мира и олимпийских игр на дистанциях классическим ходом.
- Показать кинограммы, плакаты, кинокольцовки по технике движений в попеременно-двухшажном ходе.
- Показать технику выполнения попеременно-двухшажного хода в целом.
- Опробование техники попеременно-двухшажного хода учащимися.
Задача № 2: Научить посадке лыжника в скользящем шаге.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Скользящий шаг, руки за спину, без палок. <Рисунок.4б>
- Скользящий шаг с широкой амплитудой работы рук, без палок. <Рисунок.4а>
Рис. 4а
Рис. 4б
Задача № 3: Научить работе ног в попеременно-двухшажном ходе.
С наклоном туловища лыжник нажимает на палку и, не допуская её поперечных колебаний, сильно давит на снег. Выпрямление руки и палки в одну линию завершается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад. <Рисунок 3 ж>
Важную роль в данном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания палкой туловище выпрямляется, при наличии отталкивания палкой оно наклоняется вперёд - лыжник производит "Навал" на руку и палку. <Рисунок 3 д, е>
Попеременная работа рук и ног создаёт условия для поочерёдного отдыха работающих мышц, экономного расхода сил.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Имитация путём отталкивания правой (левой) ногой на месте.
- Скольжение на одной лыже, отталкиваясь ногой без лыжи, поочерёдно для правой и левой ног (самокат).
- То же, что п. 2, но на двух лыжах, поочерёдно выполнять упражнение правой и левой ногой.
- Скольжение на одной ноге после трёх-четырёх шагов разбега.
- Имитация выноса ноги вперёд с переносом веса тела на месте.
- То же, что п. 5, но с небольшим скольжением на широком шаге.
- Скользящий шаг в целом под уклон.
- Скользящий шаг на определённом участке на количество шагов (чем меньше - тем лучше).
Задача № 4: Научить работе рук в попеременно-двухшажном ходе.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Имитация движения рук на месте.
- То же, что п. 1, но с палками за середину.
- Скользящий шаг с палками за середину. <Рисунок.5>
- После разгона - скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием палками сзади.
- Вынос и постановка палок в снег на месте (попеременно).
- Передвижение по учебной лыжне с попеременным отталкиванием палками.
Рис. 5
Задача № 5: Научить согласованию движений рук и ног в попеременно-духшажном ходе.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Имитация движения рук и ног с палками на месте.
- Вынос и постановка палок в снег попеременно на месте.
- Фиксация положения рук и ног в фазе свободного скольжения (на растянутом шаге в медленном темпе).
- Выполнение хода в целом.
Задача № 6: Совершенствование техники попеременно-двухшажного хода.
Данная задача решается путём использования следующих средств:
- Выполнить упражнения из задач № 2, 3, 4, 5.
- Согласование движений рук и ног при выполнении хода в целом в среднем темпе.
- То же, что п. 2, но в быстром темпе на скорость.
- Совершенствование техники путём участия в школьных, районных и областных соревнованиях по лыжным гонкам.
2.2. Встречающиеся ошибки.
- передвижение на прямых ногах: короткий скользящий шаг, слабое отталкивание лыжей.
Исправление: повторить посадку лыжника при скользящем шаге, особое внимание обратить на подседание перед толчком и энергичный перекат над стопой;
- двухопорное скольжение: вызывает ранняя загрузка маховой ноги при неверно усвоенном движении ног или плохим равновесием, что приводит к быстрому опусканию лыжи на снег и её загрузке.
Исправление: применять имитационные упражнения на месте и упражнения для усвоения скользящего шага без палок;
- подпрыгивающий ход: вертикальные колебания тела, вызванные неверным направлением толчка ногой.
Исправление: более активно выполнять перекат с подседанием вперёд;
- незаконченный толчок палкой: рука с палкой остаётся согнутой в локте и не выходит за проекцию туловища.
Исправление:
- проводить кисть ниже, выпрямлять руку в локте броском палки назад;
- короткий скользящий шаг: недостаточный вынос маховой ноги вперёд;
- незаконченное отталкивание палками: отталкивание палкой в сторону при широком разведении рук.
Исправление: ставить палки ближе к креплению лыж, толчок рукой выполнять ближе к туловищу.
2.3.Результаты исследования.
Оценка техники выполнения основных движений скользящего шага и попеременно-духшажного хода в среднем темпе у учащихся 5-го класса в 2009 году.
№ | Ф.И.О. | Оценка техники |
1 | Даракулов В. | Удовл. |
2 | Дёмина А. | Хор. |
3 | Квасова Е. | Удовл. |
4 | Корчагина В. | Хор. |
5 | Поминова М. | Отл. |
6 | Щербакова Н. | Отл. |
7 | Яфарова Н. | Хор. |
Оценка техники выполнения основных движений скользящего шага и попеременно-духшажного хода в среднем темпе у учащихся 6-го класса в 2010 году.
№ | Ф.И.О. | Оценка техники |
1 | Даракулов В. | Хор. |
2 | Дёмина А. | Хор. |
3 | Квасова Е. | Удовл. |
4 | Корчагина В. | Отл. |
5 | Поминова М. | Отл. |
6 | Щербакова Н. | Отл. |
7 | Яфарова Н. | Хор. |
Как следует из полученных результатов оценки техники выполнения основных движений данного лыжного хода в 5-м классе (учащиеся пробегают отрезки 60 м), двое учащихся Даракулов В. и Квасова Е. Показали недостаточное владение техникой хода. В 6-ом классе только Квасова Е. не освоила технику данного хода.
Результаты бега на лыжах у учащихся 5-го класса в 2009 году.
№ | Ф.И.О. | Дистанция (км) |
Результат (мин/сек) |
Оценка |
1 | Даракулов В. | 1 км | 7.35 | Удовл. |
2 | Дёмина А. | 1 км | 7.30 | Хор. |
3 | Квасова Е. | 1 км | 7.55 | Удовл. |
4 | Корчагина В. | 1 км | 7.25 | Хор. |
5 | Поминова М. | 1 км | 6.50 | Отл. |
6 | Щербакова Н. |
1 км | 7.20 | Хор. |
7 | Яфарова Н. | 1 км | 8.06 | Удовл. |
Результаты бега на лыжах у учащихся 6-го класса в 2010 году.
№ | Ф.И.О. | Дистанция (км) |
Результат (мин/сек) |
Оценка |
1 | Даракулов В. | 2 км | 14.30 | Хор. |
2 | Дёмина А. | 2 км | 14.55 | Хор. |
3 | Квасова Е. | 2 км | 15.30 | Удовл. |
4 | Корчагина В. | 2 км | 14.25 | Отл. |
5 | Поминова М. | 2 км | 14.20 | Отл. |
6 | Щербакова Н. | 2 км | 14.30 | Отл. |
7 | Яфарова Н. | 2 км | 15.00 | Хор. |
Из данных таблицы за 5-ый класс на дистанции 1 км трое учащихся показали плохой результат: Даракулов В., Квасова Е., Яфарова Н.
Результаты 6-го класса на дистанции 2 км все учащиеся показали отличный и хороший результаты, кроме Квасовой Е.
Данные исследования даёт объективное представление о том, что владение техникой хода связано с результативностью, т.е. временем преодоления дистанции.
Литература.
1. Лях, В.И.Комплексная программа по физвоспитанию учащихся 1-11 классов [Текст]. - М.: Просвещение, 2006
2. Преображенский, В.С.Учись ходить на лыжах [Текст]. - М.: Просвещение, 1991
3. Коробейников, Н.П. Физкультура [Текст]:Учебник. - М.: Высш.шк., 1989
4. Матвеев, А.П. Оценка качества по физкультуре [Текст]. - М.: Дрофа, 2001
5. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре [Текст]. - М.: Вако, 2005