Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
("Слово" Бунин)
Цель: Обобщение знаний по теме "Обособленные обстоятельства"; закрепление навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Задачи урока:
- Повторить сведения об обособленных обстоятельствах, известных из курса 8 класса;
- Отработать постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, изученных в 11 классе, уметь объяснять пунктуацию при обособленных обстоятельствах;
- Объяснить роль, которую играют в речи обособленные обстоятельства;
- Развивать умение анализировать текст художественного произведения;
- Показать новизну в изображении психологического состояния человека;
- Увидеть неоднозначность трактовки образов, вызвать желание обсудить прочитанное на уроках литературы.
Организация: Класс разбит на 4 группы, каждая за своим столом.
- 1 группа: капитанская команда (знает, куда плывет корабль, зачем, все детали пути, при необходимости можно обращаться)
- 2 группа: Группа читальни
- 3 группа: Группа бального зала
- 4 группа: Отдыхающие верхней палубы.
Ход урока
Слово учителя.
Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, единственно ради развлечения. Мы с вами отправляемся за знаниями по теме: "Обособленные обстоятельства" на целых 40 минут единственно ради обобщения знаний по теме, закрепления навыков постановки знаков препинания, повторения знаков препинания при обособленных определениях, чтобы увидеть и проследить межпредметную связь.
I. Беседа. Как понимаете смысл эпиграфа?
II. На доске:
Бунин, показывая своих героев, решительно отказывается в этом рассказе от проникновения во внутренний мир человека. Здесь нет внутренних монологов и диалогов, выявляющих черты характера, чувство, взгляды. (Из книги А.Волкова "Проза И.Бунина")
Расставить и графически объяснить знаки препинания (ученик у закрытой доски, класс работает самостоятельно, потом проверяет. Этого ученика проверяет консультант, рецензия ответа, дополнительный вопрос, оценка)
III. Повторение (проверка домашнего задания).
1 группа: рассказать об обособленных обстоятельствах из курса 8 класса. Подтвердить примерами из рассказа Бунина "Г-н из Сан-Франциско"
IV. ОНМ
Работа с учебником №87, с. 296, 298
(Перед началом работы учащиеся получают задание: законспектировать новый материал).
Вопрос:
Что нового узнали из материала учебника?
Выступает один учащийся группы - остальные, если нужно, дополняют, исправляют.
На столы раздаются карточки блока №1 "Знаки препинания при обособленных обстоятельствах"
А. Два или несколько одиночных дееприч., выступающих в роли однородных членов.
Б. Д/пр. оборот, стоящий после союза, отделяется от него запятой.
В. Обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов, обосабливаются с целью из смыслового выделения или для выражения дополнительного замечания.
Г. Конструкции с предлогами и предложными сочетаниями: благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вопреки, вследствие, по причине, несмотря на, при наличии и др.
V. Закрепление. Блок №2
1. Работа в группах. Пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособлении обстоятельств, записывая так: 1.В, 2.А, : Проверить, оценить: Рецензия группы "Капитанов"
Блок №2
Задание: пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособленных обстоятельствах, записывая так: 1.В, 2.А, и т.д.
1. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя и рассказывая.
2. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет.
3. И дочь, в какой-то смутной неловкости, старалась не замечать его.
4. Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом.
5. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, чтобы, осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в сказочных пещерах Лазурного Грота и послушав абруццских волынщиков, поселиться в Сорренто.
6. И, получив в ответ медлительное "да", прибавил, что сегодня у них в вестибюле тарантелла - танцуют Кармелла и Джузеппе, известные всей Италии и "всему миру туристов".
Ответы: 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Однор.члены, 5. Б, 6. Б В.
Вопрос: Какую роль играют в речи обособленные обстоятельства?
2. Каждая группа работает с карточками Блока №3 (по одному предложению комментирует)
Задание: записать, расставить знаки препинания, выполнить графическую работу. Ответить на вопросы (устно).
Капитаны - консультанты проверяют.
БЛОК № 3.
Записать предложения, расставив знаки препинания. Подчеркнуть обособленные обстоятельства. Выполнить задание, данное после предложений.
7. Нижняя челюсть его отпала осветив весь рот золотом пломб голова завалилась на плечо и замоталась - и все тело извиваясь задирая ковер каблуками поползло на пол отчаянно борясь с кем-то. (С кем?)
8. Испытав много унижений много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно (что именно?) снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль.
9. Некоторые возвратясь в столовую дообедали но молча меж тем как хозяин подходил то к одному то к другому пожимая плечами чувствуя себя без вины виноватым всех уверяя что он отлично понимает "как это неприятно" давая слово что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности. (Какой именно?)
Ответьте на вопросы.
В какой хронологической последовательности нужно поставить предложения?
Дописать еще 2 - 3 предложения к записанному, учитывая стиль, тип речи, особенности синтаксических конструкций.
Вопросы:
С кем?
Что оно? Почему много унижений и невнимания?
Какой? (Бунина тревожит мысль о смерти, о недолговечности человеческого земного бытия).
3. Восстановить в хронологической последовательности все предложения, так как они присутствуют в тексте Бунина. Блоки №2, №3
Ответы: 2, 1, 3, 5, 6, 4, 7, 9, 8,
4. Домашнее задание. На выбор:
1. Выписать из любого произведения Бунина примеры иллюстраций правил обособления;
2. Написать миниатюру, дописав рассказ "Г-н:", прибавив 4 - 5 предложений к написанному, учитывая стиль, особенности языка, концовку.
5. Выводы урока.
Так в чем же заключается смысл эпиграфа?