Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма урока: повторительно-обобщающий урок
Используемые технологии: здоровьесберегающие
Место проведения: МОУ - кадетская школа № 95 г.Самара
Цель урока:
1. Проверить умения и навыки по обучению грамоте, полученные в букварный период.
2. Закрепить знания по фонетике.
3. Формировать умение распознавать безударные звуки, парные согласные в корне.
4. Вырабатывать орфографическую зоркость на письме.
5. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Задачи урока:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: "Фонетика", обобщить материал как систему знаний.
- Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Развитие личности:
1. развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
2. развивать познавательный интерес;
3. развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Дидактический и раздаточный материал: плакаты к уроку, карточки с буквами, карточки по фонетике, индивидуальные ленты букв, тетради по печатанию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановки цели и задачи урока. Сообщение темы.
Чтение с доски (плаката) стихотворения "Алфавит".
Ребята, сегодня мы с вами собрались на урок, где вы должны будете показать свои знания, умения по теме "Звуки и буквы русского языка". На наш урок пришли сказочные герои: лисичка - сестричка и волк - зубами - щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая. Она работает в НИИ и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.
Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе - Премудрой, а сколько к Волку. А это мы узнаем по результатам в конце урока. За правильные ответы я буду давать вам "5", а потом подсчитаем результаты.
III. Проверка знаний по фонетике.
Опрос учащихся
- Положите перед собой ваши ленты букв, карточки по фонетике и они помогут вам вспомнить звуки и буквы русского языка.
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных? Назовите.
- Сколько согласных?
- Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
- Назовите гласные звуки.
- Назовите особенные гласные звуки.
- Назовите сонорные.
- Назовите парные.
- Назовите всегда мягкие.
- Назовите всегда твёрдые.
- Назовите шипящие.
Тест (на доске)
- Откройте тетради по печатанию. Число и классная работа у вас уже записаны.
Пишем тест № 1 (записываем цифрами) и т.д.
- ЯКОРЬ
- ЁЖИК
- ТЁТЯ
- КОНЬКИ
- ЮЛА
- СЕМЬЯ
- ЛЮСТРА
- КРАСИВАЯ
- РЫСЬ
- АЛЛА
- ЕЛЬ
- СЕРЁЖА
- ЮНГА
- ЦЕЛЬ
Задания.
Назовите и напишите те цифры, которые соответствуют словам: | Ответы на доске: |
1) где, звуков больше, чем букв | 2,5,8,13 |
2) где звуков меньше, чем букв | 4, 9, 10, 14 |
3) где все согласные мягкие | 3, 6,11 |
4) односложные слова | 9,11,14 |
5) с ударением на втором слоге | 4, 5, 6, 8, 12 |
6) собственные имена | 10, 12 |
7) одушевлённые имена | 2,3,6, 9,10,12,13 |
8) обозначающие признак предмета | 8 |
3. Словарная работа
- А теперь проверим ваши знания по теме "Словарные слова"
А почему они так называются?
Но словарные слова не только вам надо правильно и безошибочно написать, но и распределить их по столбикам: 1-й мужской род, 2-й женский род, 3-й средний род.
Давайте повторим, а как мы распознаём слова мужского, женского и среднего рода?
А ещё, какого рода бывают слова в русском языке? (Общего: грязнуля, неряха, соня и т.д.)
Диктовка слов: платок, яблоко, капуста, стакан, лопата, шоссе, ученик, корова, пальто, огурец, морковь, молоко.
Проверка на доске:
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
платок | капуста | яблоко |
стакан | лопата | шоссе |
ученик | корова | пальто |
огурец | морковь | молоко |
Коллективная проверка и оценивание результатов.
IV. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде - РАЗ!
А под нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде
4. Задание "Найди пару" (игра)
- Соедини транскрипцию и слово.
На доске:
семя пал, й, от польёт кол, а семья с, эм, а колья с, им,й,а полёт Коля
- А какие правила русского языка мы повторяем?
1) разделительный мягкий знак;
2) безударная гласная в корне;
3) собственные имена;
4) безударная гласная в приставке
Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов - "5".
5. Разминка. Работа с карточками - буквами.
- А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.
Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.
На плакате стихотворение:
В л.су и на р.чной излуке,
В р.дных п.лях, где даль св.тла,
Ты с д.бротой не будь в разлуке,
Не причини пр.роде зла.
- Я читаю сейчас, указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.
А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.
6. Работа с деформированным предложением.
На доске:
ПУШ.СТЫЙ МИШ. У Ж.Л РЫЖ.К
- Вставьте пропущенные буквы и составьте правильное предложение. Какое правило, мы здесь повторяем? (жи - ши)
Напечатайте цветными карандашами в тетради
У Миши жил пушистый Рыжик.
Подчеркните все орфограммы. Объясните. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
- А что такое грамматическая основа? Назовите 2 главных члена предложения.
Проверка: у доски один человек.
7. Физминутка "Свеча" (дыхательная гимнастика)
- Встали, приняли исходное положение, сделали глубокий вдох воздуха и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (2 - 3) раза.
V. Однокоренные слова.
- На доске написаны предложения. Это строки из сказок, песен, пословиц. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова.
Смилуйся, государыня рыбка
Старик рыбачил тридцать лет и три года
На безрыбье и рак рыба
Ты - морячка, я - моряк,
Ты - рыбачка, я - рыбак
- Какие слова вставили? Прочитайте только эти слова.
- Что особенного вы заметили? Как называются эти слова?
- А какие ещё можно придумать однокоренные слова к этой группе? Какой корень в этих словах?
VI. Работа с текстом. Учебник 2 - го класса К. Ушинский "Васька"
- Откройте учебник.
- Прочитайте текст про себя.
- А теперь вполголоса.
- Чтение вслух по цепочке.
- Найдите в тексте то место, где говорится о :..
- Прочитайте то предложение, где говорится о :.
Найдите в тексте восклицательное предложение (мы их разделяем по интонации). Какие ещё бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Найдите в тексте 3 слова на парную согласную, на безударную гласную.
VII. Итог урока. Подсчёт результатов.