Закрепление знаний о буквах и звуках русского языка

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Форма урока: повторительно-обобщающий урок

Используемые технологии: здоровьесберегающие

Место проведения: МОУ - кадетская школа № 95 г.Самара

Цель урока:

1. Проверить умения и навыки по обучению грамоте, полученные в букварный период.

2. Закрепить знания по фонетике.

3. Формировать умение распознавать безударные звуки, парные согласные в корне.

4. Вырабатывать орфографическую зоркость на письме.

5. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: "Фонетика", обобщить материал как систему знаний.
  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Развитие личности:

1. развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;

2. развивать познавательный интерес;

3. развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Дидактический и раздаточный материал: плакаты к уроку, карточки с буквами, карточки по фонетике, индивидуальные ленты букв, тетради по печатанию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановки цели и задачи урока. Сообщение темы.

Чтение с доски (плаката) стихотворения "Алфавит".

Ребята, сегодня мы с вами собрались на урок, где вы должны будете показать свои знания, умения по теме "Звуки и буквы русского языка". На наш урок пришли сказочные герои: лисичка - сестричка и волк - зубами - щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая. Она работает в НИИ и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.

Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе - Премудрой, а сколько к Волку. А это мы узнаем по результатам в конце урока. За правильные ответы я буду давать вам "5", а потом подсчитаем результаты.

III. Проверка знаний по фонетике.

Опрос учащихся

- Положите перед собой ваши ленты букв, карточки по фонетике и они помогут вам вспомнить звуки и буквы русского языка.

  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Сколько гласных? Назовите.
  • Сколько согласных?
  • Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
  • Назовите гласные звуки.
  • Назовите особенные гласные звуки.
  • Назовите сонорные.
  • Назовите парные.
  • Назовите всегда мягкие.
  • Назовите всегда твёрдые.
  • Назовите шипящие.

Тест (на доске)

- Откройте тетради по печатанию. Число и классная работа у вас уже записаны.

Пишем тест № 1 (записываем цифрами) и т.д.

  1. ЯКОРЬ
  2. ЁЖИК
  3. ТЁТЯ
  4. КОНЬКИ
  5. ЮЛА
  6. СЕМЬЯ
  7. ЛЮСТРА
  8. КРАСИВАЯ
  9. РЫСЬ
  10. АЛЛА
  11. ЕЛЬ
  12. СЕРЁЖА
  13. ЮНГА
  14. ЦЕЛЬ

Задания.

Назовите и напишите те цифры, которые соответствуют словам: Ответы на доске:
1) где, звуков больше, чем букв 2,5,8,13
2) где звуков меньше, чем букв 4, 9, 10, 14
3) где все согласные мягкие 3, 6,11
4) односложные слова 9,11,14
5) с ударением на втором слоге 4, 5, 6, 8, 12
6) собственные имена 10, 12
7) одушевлённые имена 2,3,6, 9,10,12,13
8) обозначающие признак предмета 8

3. Словарная работа

- А теперь проверим ваши знания по теме "Словарные слова"

А почему они так называются?

Но словарные слова не только вам надо правильно и безошибочно написать, но и распределить их по столбикам: 1-й мужской род, 2-й женский род, 3-й средний род.

Давайте повторим, а как мы распознаём слова мужского, женского и среднего рода?

А ещё, какого рода бывают слова в русском языке? (Общего: грязнуля, неряха, соня и т.д.)

Диктовка слов: платок, яблоко, капуста, стакан, лопата, шоссе, ученик, корова, пальто, огурец, морковь, молоко.

Проверка на доске:

М.р. Ж.р. Ср.р.
платок капуста яблоко
стакан лопата шоссе
ученик корова пальто
огурец морковь молоко

Коллективная проверка и оценивание результатов.

IV. Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде - РАЗ!
А под нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде

4. Задание "Найди пару" (игра)

- Соедини транскрипцию и слово.

На доске:

семя пал, й, от
польёт кол, а
семья с, эм, а
колья с, им,й,а
полёт
Коля

- А какие правила русского языка мы повторяем?

1) разделительный мягкий знак;

2) безударная гласная в корне;

3) собственные имена;

4) безударная гласная в приставке

Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов - "5".

5. Разминка. Работа с карточками - буквами.

- А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.

Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.

На плакате стихотворение:

В л.су и на р.чной излуке,
В р.дных п.лях, где даль св.тла,
Ты с д.бротой не будь в разлуке,
Не причини пр.роде зла.

- Я читаю сейчас, указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.

А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.

6. Работа с деформированным предложением.

На доске:

ПУШ.СТЫЙ МИШ. У Ж.Л РЫЖ.К

- Вставьте пропущенные буквы и составьте правильное предложение. Какое правило, мы здесь повторяем? (жи - ши)

Напечатайте цветными карандашами в тетради

У Миши жил пушистый Рыжик.

Подчеркните все орфограммы. Объясните. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

- А что такое грамматическая основа? Назовите 2 главных члена предложения.

Проверка: у доски один человек.

7. Физминутка "Свеча" (дыхательная гимнастика)

- Встали, приняли исходное положение, сделали глубокий вдох воздуха и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (2 - 3) раза.

V. Однокоренные слова.

- На доске написаны предложения. Это строки из сказок, песен, пословиц. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова.

Смилуйся, государыня рыбка
Старик рыбачил тридцать лет и три года
На безрыбье и рак рыба
Ты - морячка, я - моряк,
Ты - рыбачка, я - рыбак

- Какие слова вставили? Прочитайте только эти слова.

- Что особенного вы заметили? Как называются эти слова?

- А какие ещё можно придумать однокоренные слова к этой группе? Какой корень в этих словах?

VI. Работа с текстом. Учебник 2 - го класса К. Ушинский "Васька"

- Откройте учебник.

  • Прочитайте текст про себя.
  • А теперь вполголоса.
  • Чтение вслух по цепочке.
  • Найдите в тексте то место, где говорится о :..
  • Прочитайте то предложение, где говорится о :.

Найдите в тексте восклицательное предложение (мы их разделяем по интонации). Какие ещё бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное).

Найдите в тексте 3 слова на парную согласную, на безударную гласную.

VII. Итог урока. Подсчёт результатов.