Урок истории в 7-м классе "От Руси до России"

Разделы: История и обществознание


Цели : 

  • в игровой форме повторить и закрепить ранее  изученный материал;
  • способствовать развитию познавательных способностей;
  • продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • формировать у учащихся временные и пространственные представления;
  • прививать интерес к изучению отечественной истории.

Оборудование: даты, ребусы, портреты, рисунки, иллюстрации, карточки с текстами, карта «Русь в IХ-Х вв.», таблица.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и целей урока

– Вам предстоит сегодня показать свою смекалку, сообразительность, а также умение пользоваться ранее изученным материалом.

III. Повторение пройденного материала

1. Реши ребус

Мальчики

100 лица

– Что такое столица?
– Как называется столица нашей Родины?

Девочки

Р1а

– Что такое Родина?
– Как называется наша Родина?

7я 

– Что такое семья?

 и100рия

– Что такое история?

История это наука о прошлом  человечества, а прошлое мы изучаем по историческим памятникам.

2. Соотнесите предметы с видами исторических памятников.

Мальчики 

вещественные
крест
библия
свиток
летопись
икона
легенды
лук со стрелами
былины

Девочки

 

 

письменные

Легенды и былины это устные исторические памятники. К устным памятникам так же относятся и пословицы.

3. Составьте пословицы из частей.

Мальчики                                                                         

Родина любимая –                                                    и камешек знаком.
Каждому свой край                                                   мать родимая.
На родной стороне                                                    сладок.

Девочки

Человек без Родины,                                               помогают.
Дома и стены                                                             чужая мачеха.
Родная сторона – мать,                                          что соловей без песни.

4. Выбрать герб России
Приложение 1. Рисунок № 1

5. Раскрасить флаг России в его цвета.
Приложение 1. Рисунок №2

– Как по-другому можно назвать герб и гимн?
– А что еще относится к символам государственной власти?
– Что такое гимн?

6. Пользуясь исторической картой « Древнерусское государство Киевская Русь»  напишите в таблицу название племен восточных  славян.

Таблица

Приложение 1. Рисунок № 3

Итог жюри.

7. Задание на сообразительность

Мальчики                                                          Девочки

Определите  год рождения                             Определите год рождения

Дедушки                                                            Бабушки
Отца                                                                  Мамы
Сына                                                                 Дочки

1967г.                                                                1972 г.
1946г.                                                                1993г.
1991г.                                                                1951г.

8. Работа с датами

Мальчики                                                                         Девочки

879г.        1113г.   945г.                                         1019г.   998г.   912г.

а) расположить даты в хронологической последовательности
б) объяснить какое это было событие
в) назвать век

9.  Игра «Кто это?»

Приложение 1. Рисунок №4

Мальчики                                                Девочки

10. Одень князя и крестьянина.

Мальчики                                                                                           Девочки

Крестьянина                                                                                       князя
                                       лапти 
                                        широкие штаны – порты
                                        шапка отороченная по краям мехом
                                        дубленка
                                        красный плащ
                                        свитер
                                        длинная юбка
                                        кожаные сапоги
                                        платок
                                        длинная рубаха
                                        шуба из меха соболя 
                                        джинсы

11. «Найдите князя»  (работа с  иллюстрацией)

Приложение 1. Рисунок №5

12. «Что лишнее»    (работа с рисунком)

Приложение 1. Рисунок №6

13. Работа с текстом.  (вставьте пропущенные слова)

Мальчики

Каждый город в Древней Руси представлял собой небольшую военную… . Территория города обносилась высокой… . Вдоль крепостной стены стояли высокие дозорные… . Вокруг стены был вырыт глубокий… . (башни, крепость, стеной, ров)

Девочки

Въехать в древнерусский город можно было только через подъемный… . В каждом городе была своя… . Центральную часть города называли… . В кремле жили бояре и … со своими дружинами. (Удельные князья, мост, кремль, дружина)

IV. Итог урока, сообщение оценок