Цели :
- в игровой форме повторить и закрепить ранее изученный материал;
- способствовать развитию познавательных способностей;
- продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у учащихся временные и пространственные представления;
- прививать интерес к изучению отечественной истории.
Оборудование: даты, ребусы, портреты, рисунки, иллюстрации, карточки с текстами, карта «Русь в IХ-Х вв.», таблица.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Сообщение темы и целей урока
– Вам предстоит сегодня показать свою смекалку, сообразительность, а также умение пользоваться ранее изученным материалом.
III. Повторение пройденного материала
1. Реши ребус
Мальчики 100 лица – Что такое столица? |
Девочки Р1а – Что такое Родина? |
7я – Что такое семья? |
и100рия – Что такое история? |
История это наука о прошлом человечества, а прошлое мы изучаем по историческим памятникам.
2. Соотнесите предметы с видами исторических памятников.
Мальчики вещественные |
Девочки
письменные |
Легенды и былины это устные исторические памятники. К устным памятникам так же относятся и пословицы.
3. Составьте пословицы из частей.
Мальчики
Родина любимая
–
и камешек знаком.
Каждому свой
край
мать родимая.
На родной
стороне
сладок.
Девочки
Человек без
Родины,
помогают.
Дома и
стены
чужая мачеха.
Родная сторона –
мать,
что
соловей без песни.
4. Выбрать герб России
Приложение 1. Рисунок
№ 1
5. Раскрасить флаг России в его цвета.
Приложение 1. Рисунок
№2
– Как по-другому можно назвать герб и гимн?
– А что еще относится к символам государственной
власти?
– Что такое гимн?
6. Пользуясь исторической картой « Древнерусское государство Киевская Русь» напишите в таблицу название племен восточных славян.
Таблица
Приложение 1. Рисунок № 3
Итог жюри.
7. Задание на сообразительность
Мальчики Девочки
Определите год рождения Определите год рождения
Дедушки Бабушки
Отца Мамы
Сына
Дочки
1967г. 1972
г.
1946г.
1993г.
1991г.
1951г.
8. Работа с датами
Мальчики Девочки
879г. 1113г. 945г. 1019г. 998г. 912г.
а) расположить даты в хронологической
последовательности
б) объяснить какое это было событие
в) назвать век
9. Игра «Кто это?»
Приложение 1. Рисунок №4
Мальчики Девочки
10. Одень князя и крестьянина.
Мальчики Девочки
Крестьянина
князя
лапти
широкие
штаны – порты
шапка
отороченная по краям мехом
дубленка
красный
плащ
свитер
длинная
юбка
кожаные
сапоги
платок
длинная
рубаха
шуба
из меха соболя
джинсы
11. «Найдите князя» (работа с иллюстрацией)
Приложение 1. Рисунок №5
12. «Что лишнее» (работа с рисунком)
Приложение 1. Рисунок №6
13. Работа с текстом. (вставьте пропущенные слова)
Мальчики
Каждый город в Древней Руси представлял собой небольшую военную… . Территория города обносилась высокой… . Вдоль крепостной стены стояли высокие дозорные… . Вокруг стены был вырыт глубокий… . (башни, крепость, стеной, ров)
Девочки
Въехать в древнерусский город можно было только через подъемный… . В каждом городе была своя… . Центральную часть города называли… . В кремле жили бояре и … со своими дружинами. (Удельные князья, мост, кремль, дружина)
IV. Итог урока, сообщение оценок