Урок окружающего мира по теме "Моя семья". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Предмет: окружающий мир.

Цели урока: показать значение семьи в жизни человека и в истории страны; дать определение понятию "семья"; закрепить уважительное отношение ко всем членам семьи; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

Оборудование: слайды для работы с компьютером, учебник, цветные карандаши, альбом, распечатки "Что означают наши имена".

Ребус, фотографии, ленту времени можно показывать, используя компьютер, можно рисовать на доске или предлагать как наглядное пособие к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку).

2. Введение в тему:

- Разгадайте ребус.

Ребус "7 Я"

- Что такое семья?

Кто входит в семью?

3. Работа по теме урока:

Сегодня мы начинаем цикл уроков "Моя семья", каждый в конце работы создаст проект о своей семье.

Наши дальние предки сначала жили племенами, в каждом племени выделялся род, у каждого рода был старейшина, все слушались его, он решал, чем будет род заниматься, где жить, что надо купить, что продать. Все слушались стариков, живущих в роду. Впоследствии род стал делиться на семьи. Каждая семья имела свой дом, свое хозяйство. Но и в семьях старших почитали и слушались.

Как вы думаете почему?

А в вашей семье слушаются дедушек и бабушек?

Каждый член семьи носит имя, которое ему дали родители. Все имена в переводе на русский язык что - то обозначают. Раньше имена давали в память о ком - либо, в честь святых, а самые первые имена - прозвища человек получал, исходя из особенностей внешнего вида, привычек. Часто это прозвище становилось фамилией.

Я хочу рассказать вам о своей семье, а потом вы также расскажите о своих семьях.

(фотография семьи учителя )

4. Приготовьте альбомы. Нарисуйте свою семью, подпишите имена членов семьи.

Скажите, кого надо нарисовать?

А кого можно назвать семьей? Как члены семьи относятся друг к другу?

(дети выполняют задание )

Когда родились ваши родители? Давайте посмотрим по ленте времен, какое событие происходило в нашей стране в это время.

5. Подведение итога урока.

О чем говорили на уроке? Кто входит в семью?

6. Домашнее задание

Доделайте рисунок, подпишите имена родственников, что означают их имена, когда они родились, свяжите это с событиями в стране по ленте времен.

В каждой семье есть свои привычки, традиции. Например, справляют дни рождения в определенном месте или, когда кому - нибудь из членов семьи в юбилейную дату дарят традиционную вещь. Узнайте у взрослых, какие традиции есть в вашей семье, расскажите нам об этом на следующем уроке. Закончите работу над проектом "Моя семья" (можно вставить фотографии).


Приложение 1

Что означают наши имена .

ГРЕЧЕСКИЕ:

  • АНДРЕЙ - мужественный
  • АЛЕКСАНДР - мужественный, защитник, помощник
  • ВАСИЛИЙ - царский
  • ГЕОРГИЙ и ДМИТРИЙ - земледелец
  • ЕВГЕНИЙ - благородный, знатного происхождения
  • ГАЛИНА - тихая, спокойная
  • ЕКАТЕРИНА - чистая
  • ЕЛЕНА - сверкающая
  • ТАТЬЯНА - устроительница
  • АНАСТАСИЯ - воскресение
  • ДМИТРИЙ - от имени греческой богини плодородия Деметры
  • ИРИНА - мир
  • КОНСТАНТИН - постоянный
  • НИКОЛАЙ - победитель народов
  • ПЁТР - камень
  • ФЁДОР - божий дар

РИМСКИЕ:

  • АНТОН - вступающий в бой
  • ВАЛЕНТИН - крепкий, сильный, здоровый
  • ВИКТОР - победитель
  • ВИТАЛИЙ - живой, жизнеспособный
  • ЛЕОНИД - подобный льву
  • МАКСИМ - величайший
  • МАРГАРИТА - жемчужина
  • МАРИНА - морская
  • НАТАЛИЯ - знатная, важная, родная
  • ПАВЕЛ - малый, малыш
  • СЕРГЕЙ - высокий, высокочтимый
  • ЮЛИЯ - от римского рода Юлиев

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ:

  • ДАНИИЛ - бог мой судья
  • ЗАХАР - божья память
  • ИВАН - благодарение богу
  • ИЛЬЯ - сила божья
  • МИХАИЛ - равный богу
  • ЯКОВ - подражающий богу
  • МАРИЯ - любимая богом

СКАНДИНАВСКИЕ:

  • ОЛЕГ - священный
  • ОЛЬГА - женская форма от Олега