Предмет: окружающий мир.
Цели урока: показать значение семьи в жизни человека и в истории страны; дать определение понятию "семья"; закрепить уважительное отношение ко всем членам семьи; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
Оборудование: слайды для работы с компьютером, учебник, цветные карандаши, альбом, распечатки "Что означают наши имена".
Ребус, фотографии, ленту времени можно показывать, используя компьютер, можно рисовать на доске или предлагать как наглядное пособие к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку).
2. Введение в тему:
- Разгадайте ребус.
Ребус "7 Я"
- Что такое семья?
Кто входит в семью?
3. Работа по теме урока:
Сегодня мы начинаем цикл уроков "Моя семья", каждый в конце работы создаст проект о своей семье.
Наши дальние предки сначала жили племенами, в каждом племени выделялся род, у каждого рода был старейшина, все слушались его, он решал, чем будет род заниматься, где жить, что надо купить, что продать. Все слушались стариков, живущих в роду. Впоследствии род стал делиться на семьи. Каждая семья имела свой дом, свое хозяйство. Но и в семьях старших почитали и слушались.
Как вы думаете почему?
А в вашей семье слушаются дедушек и бабушек?
Каждый член семьи носит имя, которое ему дали родители. Все имена в переводе на русский язык что - то обозначают. Раньше имена давали в память о ком - либо, в честь святых, а самые первые имена - прозвища человек получал, исходя из особенностей внешнего вида, привычек. Часто это прозвище становилось фамилией.
Я хочу рассказать вам о своей семье, а потом вы также расскажите о своих семьях.
(фотография семьи учителя )
4. Приготовьте альбомы. Нарисуйте свою семью, подпишите имена членов семьи.
Скажите, кого надо нарисовать?
А кого можно назвать семьей? Как члены семьи относятся друг к другу?
(дети выполняют задание )
Когда родились ваши родители? Давайте посмотрим по ленте времен, какое событие происходило в нашей стране в это время.
5. Подведение итога урока.
О чем говорили на уроке? Кто входит в семью?
6. Домашнее задание
Доделайте рисунок, подпишите имена родственников, что означают их имена, когда они родились, свяжите это с событиями в стране по ленте времен.
В каждой семье есть свои привычки, традиции. Например, справляют дни рождения в определенном месте или, когда кому - нибудь из членов семьи в юбилейную дату дарят традиционную вещь. Узнайте у взрослых, какие традиции есть в вашей семье, расскажите нам об этом на следующем уроке. Закончите работу над проектом "Моя семья" (можно вставить фотографии).
Приложение 1
Что означают наши имена .
ГРЕЧЕСКИЕ:
- АНДРЕЙ - мужественный
- АЛЕКСАНДР - мужественный, защитник, помощник
- ВАСИЛИЙ - царский
- ГЕОРГИЙ и ДМИТРИЙ - земледелец
- ЕВГЕНИЙ - благородный, знатного происхождения
- ГАЛИНА - тихая, спокойная
- ЕКАТЕРИНА - чистая
- ЕЛЕНА - сверкающая
- ТАТЬЯНА - устроительница
- АНАСТАСИЯ - воскресение
- ДМИТРИЙ - от имени греческой богини плодородия Деметры
- ИРИНА - мир
- КОНСТАНТИН - постоянный
- НИКОЛАЙ - победитель народов
- ПЁТР - камень
- ФЁДОР - божий дар
РИМСКИЕ:
- АНТОН - вступающий в бой
- ВАЛЕНТИН - крепкий, сильный, здоровый
- ВИКТОР - победитель
- ВИТАЛИЙ - живой, жизнеспособный
- ЛЕОНИД - подобный льву
- МАКСИМ - величайший
- МАРГАРИТА - жемчужина
- МАРИНА - морская
- НАТАЛИЯ - знатная, важная, родная
- ПАВЕЛ - малый, малыш
- СЕРГЕЙ - высокий, высокочтимый
- ЮЛИЯ - от римского рода Юлиев
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ:
- ДАНИИЛ - бог мой судья
- ЗАХАР - божья память
- ИВАН - благодарение богу
- ИЛЬЯ - сила божья
- МИХАИЛ - равный богу
- ЯКОВ - подражающий богу
- МАРИЯ - любимая богом
СКАНДИНАВСКИЕ:
- ОЛЕГ - священный
- ОЛЬГА - женская форма от Олега