Цель урока: Сформировать представление о своеобразии природы Западной Сибири.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского района. Выявить особенности природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири. Отработать географическую номенклатуру данной территории.
- Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе своей страны, его природно-ресурсному потенциалу.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта Западной Сибири, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы, контурные карты, учебник под ред. А.И. Алексеева для 9-го класса, изд-во “Дрофа”
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. (Сегодня на уроке нам необходимы учебники, атласы и контурные карты, а также компьютерные презентации, которые вы подготовили.)
2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучали как шло освоение территории Сибири русскими. И одним из вариантов домашнего задания была подготовка презентации на эту тему. Просмотр презентации: “Освоение Сибири”.
3. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие (уникальность) природы этой территории.
1) Видеоряд с изображением природы Западной Сибири.
Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем изучение района? (С состава района, ЭГП.)
2) Работа с политико-административной картой России.
Рассмотрите карту атласа на стр. , определите какие субъекты РФ входят в состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте России.
Состав: Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО, Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).
3) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района. Какие особенности вы можете назвать?(ответ одного из учеников по настенной физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России, большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном, Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером, на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)
В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами? (Близость к развитым европейским районам.)
4) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при подготовке вы можете использовать текст учебника § 44, 49, карты атласа для 8–9 класса, после чего один представитель от группы делает сообщение не более 2 минут.
Работа в группах.
Алгоритм для группы геологов:
- По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.
- Объяснить происхождение форм рельефа.
- Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение болот?
- Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную деятельность.
Алгоритм для группы климатологов:
- Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?
- По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса на стр.202 определите, в каких климатических поясах расположен район?
- Назовите характерные черты климата Западной Сибири.
- Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы гидрологов:
- Используя учебник § 44, 49, карты атласа, определите, какие виды внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района. Составьте схему.
- Покажите крупные реки и озера, назовите их особенности.
- Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной Сибири.
- Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы ландшафтоведов:
- Используя карту “Природные зоны азиатской части России” на стр.203 учебника, определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский район?
- От чего зависит распространение природных зон?
- Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное освоение территории?
Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:
- Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?
- Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны. Проанализируйте диаграммы на стр.221 учебника.
- Покажите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и газопроводы.
- Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?
5) Выступления представителей от групп по 2 минуты.
Обобщив отчеты всех специалистов можно сделать вывод: Западная Сибирь – это уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными, которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы будем изучать на следующем уроке.
4. Закрепление. Работа на контурной карте.
Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)
- Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.
- Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)
- Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.
- Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.
- Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите основные направления нефте- и газопроводов.
В заключение нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы изобразили на гербе Западной Сибири?
Нарисовать на доске цветными маркерами или по группам на листах А4, с последующим вывешиванием на магнитной доске.
5. Домашнее задание: Прочитать §49, ответить на вопросы 3и 4 творческого характера, по желанию изобразить герб Западной Сибири или отдельных ее территорий. Подготовить презентацию о выдающихся людях Западной Сибири. Желающие подойдите после уроков для обсуждения плана презентации.
6. Оценки за работу на уроке. Подготовка презентаций и выступающие от групп – оценка “5”.
Работа на контурной карте будет продолжена на следующем уроке, после чего будут выставлены оценки всем.