Урок чтения. "Дарья Варденбург. "Ульяна Караваева и Мертвый Билл"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с автором современной детской литературы Д. Варденбург
  • Ввести понятие – серия книг, объединенных одним героем.

Задачи:

1. Развивающие:

  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря.
  • Развитие умений анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения.
  • Развитие интереса к предмету.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

2. Воспитательные:

  • Формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.
  • Воспитание чувства ответственности.

3. Познавательные:

  • Формирование умения понимать авторский замысел.
  • Формирование информационных умений.
    – обработка умений осмысления, преобразования, интерпритации полученной информации;
    – обработка умения работать с разными источниками информации;
  • Формирование общеучебного умения правильного, осознанного, выразительного чтения.
  • Познакомить с новым для детей издательством “Азбука”.

Оборудование:

У детей:

  • Книга Дарьи Варденбург “Ульяна Караваева и Мертвый Билл”
  • Тетради с “черными метками”.

У учителя:

  • Выставка серии книг про Ульяну Караваеву.
  • Доска оформлена в виде карты путешествий.
  • Путеводитель для одной из станций.
  • Толковый словарь.
  • Текст телеграммы
  • Патентный лист
  • Письмо от Ульяны для класса
  • Именные письма для каждого от Ульяны.
  • Фотография главных героев для Ульяны.

Перед началом урока дети рассаживаются по группам. Накануне урока у каждого в тетрадях появляется “черная метка” (кружок черного цвета).

Учитель: – Ребята, сегодня утро началось с того, что в классе я нашла кассету с “черной меткой”. Очень долго не решалась вам ее показывать. Давайте все же прослушаем запись и выясним, кто с нами шутит.

(Прослушиваем кассету с записью. На ней записано обращение Кривого Зверя).

– Кто такая Ульяна Караваева? (Героиня книги “Приключения Ульяны Караваевой”.)
– Кто такой Кривой Зверь? (Герой этой же книги.)
– Почему эти герои обратились именно к нам? (Мы прочитали книгу Дарьи Варденбург “Ульяна Караваева и Мертвый Билл”.)

На выставке появляется книга.

Учитель: – Дарья Варденбург помогла нам познакомиться с приключениями Ульяны. Книга была издана издательством “Азбука”, которое находится в нашем городе – Санкт – Петербурге.

– Ребята, после всех угроз Кривого Зверя, мы обязаны отправиться в путь!

(Открываю доску, на ней изображен порт.)

– Яхты, с какими названиями можем увидеть в порту? (Дети перечисляют названия яхт, которые упоминаются в книге.)
– “Скелет – шутник”;
– “Бодрый черт”;
– “Мертвый Билл”;
– “Гордое брюхо”;
– “Тухлая Мери”;
– “Ласточка”.

– Вспомнили названия яхт, чтобы не попасть на чужую. Вот наши яхты (появляются на доске). Посоветуйтесь между собой и предложите свои названия яхтам. Вы теперь экипажи этих яхт.

Экипажи предложили названия: “Старый череп”, “Солнце”, “Огневой скелетик”.

– Отправляемся в путь.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется, три,
Наш кораблик скорее плыви!

– По правому борту вижу перед собой неизвестный остров. Может быть, на нем Кривой Зверь спрятал Помидорчика, Удава и Куропатку? Положите перед собой путеводитель, и попробуйте определить, к какому острову мы причалили.

Дети кладут перед собой заготовку, на которой текст, представленный ниже.

Путеводитель.
В данном поселении можно увидеть только узкие улочки. Кругом Вас окружает кромешная темнота. Если где – то встречаются фонари, то они все разбиты. Окна в домах заклеены газетами. Живут здесь исключительно нищие, так как в этом районе самые дешевые квартиры.

– О каком острове идет речь в Путеводителе?
– Совершенно верно, мы попали на остров “Мусорщиков”.
– Кто населяет этот остров? (Старики.)
– К какому жителю острова мы можем обратиться за помощью? (К Крючку.)
– Кем был Крючок до того как стал жителем квартала? (Переводчиком.)
– Что хотел сделать Крючок со зверями в романе? (Съесть или продать в зоопарк.)
– Как вы думаете, кем стал Крючок после знакомства с Ульяной Караваевой? (Дети предлагают свои варианты.)
– Пока мы разговаривали пришла телеграмма. Давайте ее прочтем.

Достаю текст телеграммы на специальном бланке.

Зверей у нас нет [тчк] Прошу помочь жителям квартала [тчк] Крючок

– Я предлагаю задержаться на острове и подумать, как помочь старикам. Каждый экипаж получает бланк телеграммы и заполняет его своими предложениями.

Дети высказывают свои предположения и пути их реализации.

– Мы задержались на острове. Помогли старикам, но зверей, так и не обнаружили. Поэтому отправляемся в путь дальше.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется, три,
Наш кораблик скорее плыви!

(Путешествие продолжается по нарисованной на доске карте.)

– Внимание, внимание нас затягивает в страшный круговорот. Нас прибило на таинственный и загадочный остров наших страхов. Ульяна Караваева чуть было не попала на этот остров.
– Какие страхи “затащили” нашу героиню на этот страшный остров? (Страх Тараканов.)
– Нам как можно скорее уничтожить наши страхи. Нарисуй их или напиши. (Далее дети по желанию рассказывают о своих страхах.)

А теперь разорви свой лист со страхом на мелкие части; положим, наши страхи в темный мешок и выбросим их в помойное ведро.

Покинем этот тревожный остров на воздушном шаре. (Минутка отдыха. Игра “Летит по небу шар”.)

– Вижу с воздушного шара, что на волнах качается бутылка. Как думаете, от кого мы получим сообщение? Может быть, в ней сообщается, где найти наших зверей?

Достаем бутылку, читаем записку:

“Друзья!
Попробуйте искать зверей на острове Ученых или на острове Пиратов. До скорой встречи. Ваша Ульяна Караваева”!

Ну что же нам предстоит отправляться в путь дальше.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется, три,
Наш кораблик скорее плыви!

– Продолжаем путешествовать по карте на доске. Попадаем на очень закрытый остров. Приглашают на него только избранных.
– Почему Ульяну Караваеву с радостью примут на этом острове? (Она и ее папа изобретатели.)
– Нам необходимо доказать, что мы имеем право посетить остров Ученых. Предлагаю заполнить патентный лист.
– Что такое патент? Дети предлагают свои варианты.
– Где мы можем найти ответ? Дети предлагают свои варианты и выходим на понятие “толковый словарь”.

Представители экипажей отправились на остров в библиотеку.

– Пока ребята ищут значение слова – патент, давайте вспомним, какие изобретения были у Ульяны Караваевой и ее папы. (Ответы детей.) Далее обсуждение значения слова патент. Экипажи заполняют свои патентные листы.

Патент.

Мы попали на остров, но Помидорчика, Куропатки и Удава там нет. Придется нам отправляться на остров Пиратов.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Наш кораблик скорее плыви!

– Водные просторы охраняют пираты. Как думаете, кто живет на острове? Давайте попробуем притвориться своими. (Звучит музыка из мультфильма “Бременские музыканты” – минутка отдыха.)
– Нам необходимо вести себя как пиратам. Выбери как нам нужно себя вести (на столах у детей заготовки с фразами).

Пираты это:

  • Бородатые люди в тельняшках.
  • Моются каждый день. Очень любят пользоваться духами.
  • Волосы в пыли, в бороде и усах застряли травинки.
  • Очень честные и открытые люди. У них много друзей и знакомых.
  • Предпочитают представляться ворами и обманщиками. Часто это соответствует действительности. Любит путешествовать налегке и в одиночестве.
  • Любимый напиток – молоко.
  • Любимый напиток – ром, коньяк или пиво.
  • Предпочитают домашний уют; пироги с вишней; семейные праздники.
  • Любимые выражения:
    – Ах, как мило...
    – Я так рад вас видеть!
    – Какого черта ты здесь встал...
    – Тысяча чертей!

Дети выбирают те высказывания, которые относятся к поведению пиратов.

– Теперь нам нужен внешний вид как у пиратов. Нарисуй, какой внешний вид ты для себя выберешь, (выставка рисунков).
– Мы бродили по острову, все внимание пиратов и разбойников было приковано к нам. Ульяне Караваевой, Помидорчику, Удаву и Куропатке удалось убежать, но они оставили для нас письмо.

“Ребята!
Огромное Вам спасибо!
Только благодаря Вашей помощи поросенок Помидорчик, Куропатка и Удав спасены!
Они отправляются на гастроли, а я вместе с ними, чтобы ничего не случилось. Простите, мы не успели к Вам заехать.
Надеюсь на скорейшую встречу!
Ваша Ульяна Караваева”.

Каждый из детей получает именное письмо от Ульяны Караваевой. В нем личное обращение героини к ребенку и фотографии героев.


Рис. 1

В конце делаем вывод, что с героями мы не прощаемся, а можем встретиться на страницах книги Дарьи Варденбург об Ульяне Караваевой. Книга издается издательством “Азбука”.