Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации.
Воспитательные: показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.
Развивающие: совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.
Тип урока: комбинированный урок-практикум.
Форма контроля: текущая.
Оборудование: карта полушарий, глобус, атласы, мультимедийное оборудование (приложение 1).
План урока
Структура и содержание урока.
1. Введение.
- Организационный момент;
- Постановка задач к проверки домашнего задания. Инструктаж учителя.
2. Проверка знаний по теме предыдущего урока. Фронтальный опрос.
- Задания на знание понятий: масштаб, виды масштаба, виды карт.
- Задания на проверку умений.
- Задания на проверку практических навыков.
3. Изучение нового материала. Инструктаж учителя.
1) Определение темы и постановки задач урока.
2) Понятия градусная сеть, меридианы, параллели. Работа с учебником, глобусом, картой полушарий.
3) Выполнение практической работы под руководством учителя. Практикум
4) Самостоятельная работа. Практикум
5) Закрепление материала. Практикум
6) Обобщение. Выступление учащегося
7) Итоги урока. Инструктаж учителя.
8) Домашнее задание. Параграф 11, повторить термины и понятия.
Определить расстояние в км от Санкт-Петербурга до 2-х, 3-х столиц государств. Инструктаж учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У доски 4 человека, дифференцированные карточки для 5 человек.
Задания | Ответы |
1. Задания на проверку умений: 1) Выразите численный масштаб именованным: 1:250 000; 1:1 000 000; 1:1 000; 1:500; 1:25 000. 2) Выразите именованный масштаб численным: В 1 см -100 м; в 1 см -1 км; |
1) в 1 см – 2,5 км; в 1 см – 10 км; в 1 см – 10 м; в 1 см – 5 м; в 1 см – 250 м. 2) 1: 10 000 1: 1 00 000 |
3) Задания на проверку умений определять азимут | |
4) Построение профиля холма по горизонталям: постройте холм северный склон – крутой, южный пологий. Высота холма – 24 метра, горизонтали проведены через 5 метров. |
Вопросы классу на повторение
пройденного материала (фронтальный опрос)
Вопросы | Ответы |
|
|
Изучение нового материала
Приложение (авторский вариант)
Учитель | Ученик |
1. На экране появляется
тема урока, цели и задачи, план урока. Приложение
1. Слайд 1. 2. Обратите внимание, что в отличие от плана местности географическая карта покрыта сетью тонких линий. Линии на карте, соединяющие северный и южный полюс называются меридианами. Слайд 2, 3. В переводе на русский язык слово “Меридиан” обозначает “полуденная линия”. Как можно объяснить такое название? Слайд 4. 3. Покажите линии меридианов на глобусе, карте полушарий. 4. Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе? На карте? 5. Вспомните как найти направление на север из любой точки на плане местности? 6. Как определить направление на север по карте? 7. Какую форму имеют меридианы на глобусе? Слайд 8. 8. Какова величина меридианов в градусах? В километрах? Слайд 16. 9. Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 20-му меридиану. Алгоритм выполнения работы. Слайд № 17 1. Выделите отрезок 20-го меридиана в пределах Африки. 2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане -32 и 34. 3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (32+34=66). 4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 66 =7326 км). 10. Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 10-й параллели. Алгоритм выполнения работы (слайд № ) 1. Выделите отрезок 10-й параллели в пределах Африки. 2. Подпишите градусы конечных точек материка на данной параллели -12 и 52. 3. Вычислить, на сколько градусов протягивается параллель в пределах материка (12+52=64). 4. Определить на сколько километров он протягивается (109 км * 64 =6 976 км). 11. Закрепление. Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя. Рассчитать протяженность Северной Америки по 100 меридиану. Слайд 21 1. Выделите отрезок 100-го меридиана в пределах Северной Америки. 2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане - 68 и 17. 3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (68-17=51). 4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 51 =5661 км). 12. Самостоятельная работа на определение протяженности материков и определения направлений. Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя. Рассчитать протяженность Южной Америки по 60 меридиану. 1. Выделите отрезок 60-го меридиана в пределах Южной Америки. 2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане -8 и 38. 3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (8+38=46). 4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 46 =5106 км). 13. Подведение итогов. Выставление оценок. 14. Домашнее задание. Параграф 11, повторить термины и понятия. |
2) Диалог (вопрос-ответ) (Учащиеся используют рис. ст. 25 учебника) Линия меридиана совпадает с направлением тени от предмета в полдень. 3. Практикум Работа с физической картой полушарий. Глобусом На карте через 10° По стрелке Север-Юг По меридиана и параллелям Полукругов 1800, 111 км. Практикум под руководством учителя Практикум без руководства учителя Практикум. Ответы учащихся с помощью карты атласа. |