Тип урока: урок-откровение.
Цель: формирование уважительного отношения детей к своим родителям, близким; формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к семье, родителям, чувство дружбы;
- воспитывать отношение к семейным ценностям;
- формировать духовные и нравственные качества;
- рассказать о Петре и Февронии, о том, как с ними связан День Семьи в России.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- чистые листочки в форме конверта (на каждого ребенка);
- текст песни “Гимн семье” - К. Меладзе (на каждого ребенка);
- семейные фотографии или рисунки детей (ими оформлена доска).
Музыкальный материал, литературный материал, видео:
- “Родители” - К. Шедар (песня);
- “Гимн семье” - К. Меладзе (песня);
- “Гимн семье” - К. Меладзе (минус);
- “Семь правил” - И. Молчанова (стихотворение);
- “Дали жизнь и тебе, и мне…” - А. В. Сальникова (стихотворение);
- “Не опоздайте…” - К. Симонова (видео);
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная.
Методы:
- метод соучастия – пение в хоре, ансамбле;
- метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека;
- словесные методы-беседа, рассказ;
- наглядные методы-иллюстрации, картины;
- метод самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
План урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
- Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.
- Просмотр семейных портретов художников.
- Пословицы и поговорки о семье.
- Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям.
- Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.
- Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.
- Итог урока.
Мультимедийное сопровождение:
- презентация “Пётр и Феврония”.
- международный День Семьи – 15 мая и День Семьи в России – 8 июля.
- при чтении стихотворения И. Молчановой “Семь правил” создается кластер. На экране появляется картина семьи с множеством вот таких картинок: .
За каждой из этих картинок спрятано слово – правило. По ходу чтения раскрываются все эти слова. И последним появляется слово “СЕМЬЯ” в середине слайда. У ребят возникает целостная картина “правил”, при соблюдении которых семья будет крепкой и надежной.
- Просмотр семейных портретов, картин художников.
- Пословицы и поговорки. Ребята должны продолжить высказывание.
- Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симоновой.
Итог урока: дети должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, а, что самые дорогие и родные люди – это родители (эти главные слова спрятаны, поэтому ребята должны их разгадать).
Ожидаемые результаты.
- Ребята должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это родители.
- Дети узнают историю о Петре и Февронии Муромских, и поймут, почему они являются покровителями любви, семьи.
- Узнают, когда отмечается Международный День Семьи и День Семьи в России.
- Познакомятся с картинами на тему “семья” известных художников, а так же узнают пословицы и поговорки о семье;
Источники, используемые при подготовке к уроку:
- Затямина Т. А. Современный урок музыки (учебно-методическое пособие), М.:Глобус;
- www.viki.rdf.ru;
- https://urok.1sept.ru.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята заходят в класс, рассаживаются на свои места. Звучит песня “Гимн семье” в исполнении группы “Инь-Ян”, комп. К. Меладзе (слайд №1).
2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
- Давным-давно жил-был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича (слайды №2-3).
И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса (слайд №4).
Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано (слайд №5).
Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии (слайд №6).
Они неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой (слайд №7).
Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии/. Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов. Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу 25 июня (по новому стилю 8 июля) (слайд №8).
С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. День их памяти — 8 июля — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах (слайд №9).
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).
- До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения - не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ (слайд №10). В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Ведь одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – это главное богатство в жизни.
- Международный день семьи отмечается 15 мая (слайд №11).
- А когда отмечают День Семьи в России? (ответы детей) Верно в России День Семьи отмечается 8 июля. Вы становитесь, год от года старше, и придёт время, когда вы тоже будете создавать семью.
- А как вы понимаете, что такое семья? Что значит для вас семья? (Ответы детей).
- Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (Ответы детей)
3. Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.
- А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении “Семь правил”. (Заранее подготовленные ребята выходят и читают стихи – слайд №12):
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.
При чтении стихотворения создаётся кластер (слайд №12):
счастье уют любовь дети забота
чистота семья ответственность
дом терпение дом уваженье
- При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.
4. Просмотр картин художников, семейных портретов.
- Тема семьи находила свое отражение не только в творчестве поэтов и писателей, но и в творчестве, конечно, же, художников. Давайте рассмотрим несколько картин разных живописцев с одинаковым названием “Семейный портрет” (дети рассматривают картины). И у нас сегодня с вами здесь оформлена своя галерея семейных портретов. После урока желающие могут лучше рассмотреть фотографии и рисунки (слайды № 13–21).
5. Пословицы и поговорки.
- Так же о семье очень много пословиц и поговорок, разных высказываний и афоризмов. И сейчас вам небольшое задание. Вы видите на экране начало фразы (синий цвет) и конец фразы (красный цвет). Вы должны найти соответствие. Итак, начнём! (Ребята выполняют задание – слайд №22).
- Молодцы! Хорошо справились с заданием! А, может быть, кто-то из вас знает другие пословицы или поговорки о семье? (Ответы детей).
6. Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям (слайд №23).
Дали жизнь и тебе, и мне
Эти славные два человека.
Они главные в нашей судьбе
Повелось так от века к веку.
И когда ты родился и рос,
Они были всегда с тобой рядом.
И они согревали ваш дом
Своим теплым и ласковым взглядом.
И семья без них не семья,
И, конечно, же, лето – не лето.
Ты запомни эти слова,
Навсегда ты запомни это.
Всё что в жизни есть у тебя,
Дорогое и самое милое,
Это родители! И их теплота!
Мама и папа любимые!!!
Звучит песня, после прослушивания проводится беседа.
- Как вы понимаете фразу из песни “Родители – икона из икон…”? (Ответы детей)
- Часто ли вы говорите своим родителям теплые слова? (Ответы детей)
- Сейчас у вас есть возможность рассказать о том, как вы любите своих родителей, как вы относитесь к ним, как вы благодарны им. У вас на парте лежат листочки в виде конверта. Разверните их и напишите теплые слова, слова благодарности – все, что хотите своим родителям. Не забудьте подписать конверт, для того, чтобы он нашел своего адресата (ребята пишут “письма” своим родителям, которые раздаются адресатам на классном часу).
- Мать и отец, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. (Г. Медынский).
7. Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.
- Мы никогда не должны забывать своих родителей. Мы всегда должны помнить о них. О том, что они сделали для нас. О том, что именно благодаря им мы живём на этом свете и дышим. Иногда мы не замечаем печали на их лицах, иногда не помогаем им и не говорим тёплые слова. Иногда, когда дети вырастают и разлетаются кто куда, они забывают просто позвонить своим родителям. Нет! Не со зла, а просто закрутившись, забыв за работой. А они очень ждут! Дети вспомнят, конечно, но может быть уже слишком поздно…
- И я предлагаю вам посмотреть видео, которое называется “Не опоздайте…” (просмотр видео).
8. Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.
- Итак, кто помнит название песни, с которой начался наш урок? (Ответы детей) Верно, песня под названием “Гимн семье”. Сейчас мы с вами её разучим и исполним.
9. Итог урока.
- Я благодарю всех участников нашего сегодняшнего урока (слайд №24). Я думаю, что вы поняли, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это ваши родители. Спасибо вам за то, что вы были сегодня так откровенны. И я надеюсь, что некоторые из вас придя сегодня домой, скажут родителям несколько тёплых и добрых слов. До свидания! (Слайд №25).
Музыкальные приложения (у автора)