Музыкальное тематическое занятие для детей старшей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

  1. Закрепление вокально-певческих навыков.
  2. Развитие внимания.
  3. Воспитание любви к музыке и пению.

Наглядные пособия.

Фланелеграф; картинки для фланелеграфа – дворец, Царица Музыка, семь поющих гномов в разноцветных колпачках; корона; бабочки на ниточках для каждого ребёнка; большая картина “Папа и мама разговаривают”, карточки с изображением лиц мамы и папы – для каждого ребёнка; шапочка для игры.

Ход занятия

Дети входят в зал под фонограмму “волшебной” музыки (чешская народная песня “Аннушка”).

Музыкальный руководитель: Ребята, я приглашаю вас сегодня в гости в волшебный замок Царицы Музыки. А приведёт нас туда музыкально-ритмическая дорожка.

Дети берутся за руки и выполняют танцевальные упражнения “Дорога в замок”:

Дружно за руки возьмёмся и по кругу мы пройдёмся.
Идут по кругу хороводным шагом.
Все шагаем не спеша.
Ногу ставим мы с носка.
По дороге мы пойдём
И притопывать начнём. Шаг с притопом

Ровно держим спинку,
Прямо, как тростинку,
Носочек оттянули,
Красиво развернули. Выставляют ноги на носочек

Носочек – раз,
Носочек – два!
Это правая нога,
Это левая нога.
Врозь носочки, пятки вместе, “Пружинка”

Потанцуем мы на месте.
Пружиночка сжимается,
А спинка выпрямляется.
А теперь мы поспешим,
Поскоками побежим. Поскоки

И потопаем немножко
По дорожке, по дорожке! Топающий шаг (“дробушки”)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к замку Царицы Музыки.

(Выкладывает на фланелеграфе изображение замка и Царицы Музыки).

А вот и сама Царица. Давайте, ребята, поздороваемся с ней и пропоём:

Дети поют в восходящем движении попевку: “Здравствуй, здравствуй, Музыка!” Царица (девочка, на голову которой музыкальный руководитель надевает корону) отвечает, пропевая нисходящую мелодию по звукам тонического трезвучия: “Здравствуйте!”

Проводится коммуникативная игра “Знакомство”.

Каждый ребёнок пропевает своё имя (например, “Я – Данил Носов!”), а дети “прохлопывают” в ладоши ритм его имени.

Музыкальный руководитель: У Царицы Музыки есть верные пажи – весёлые гномы, которые очень любят петь. (На фланелеграфе появляется первый гном.) Этот гномик хочет вам рассказать, как надо правильно стоять или сидеть при пении.

Первый гном:

Если хочешь стоя петь -
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.

Музыкальный руководитель: Попробуйте, ребята, встать так, как нас учит гномик. (Дети встают прямо). Молодцы! Приятно посмотреть на таких певцов. А теперь сядем на стулья и послушаем, как нужно петь сидя.

Первый гном:

Если хочешь сидя петь – не садись ты, как медведь,
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей!

Музыкальный руководитель: Попробуем сесть так, как нас научил гном. (Дети выполняют).

Музыкальный руководитель: Вижу, теперь вы знаете, как надо сидеть при пении. (Выкладывает на фланелеграф изображение второго гнома). Второй гномик будет учить нас, как правильно дышать при пении.

Это очень интересно -
Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханьем овладеть.

Второй гном:

Делать мягкий вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа -
Вот и выйдет песня славной,
И свободна, и чиста!

Музыкальный руководитель: Второй гном позвал бабочек, чтобы они научили вас выдыхать воздух ровной струёй.

Музыка звучит для нас,
Бабочки танцуют вальс!

Проводится дыхательное упражнение. Дети берут бабочек на верёвочках и под звучание вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, ровным, и наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.

На фланелеграфе возникает третий гном.

Музыкальный руководитель: Этот гном очень любит гласные звуки. Послушайте, как они тянутся. (Протяжно произносит): А-Э-И-О-У… так и хочется их пропеть!

Словно волны у реки,
Звуки гласные легки,
Будто птицы на лету-
А-Э-И-О-У!

Дети поют гласные на одном звуке, делая вдох по показу педагога.

На фланелеграфе появляется четвёртый гном.

Музыкальный руководитель: Этот гном ужасный болтун. Он лучше всех может спеть скороговорки. Гном и нас хочет научить.

Дети исполняют скороговорку “Шли сорок мышей”.

Шли сорок мышей,
Несли по сорок грошей.

Музыкальный руководитель ставит пятого гнома.

Музыкальный руководитель: Пятый гном научит петь нас громко и тихо. Послушайте, ребята, что за песню я вам сыграю.

(Играет мелодию песни “Эхо” Е. Тиличеевой).

Правильно, это песня называется “Эхо”. А как вы догадались?

(Дети отвечают). Музыка звучит сначала громко, потом тихо. Попробуем спеть так же.

Дети исполняют песню “Эхо” сначала все вместе, затем по подгруппам: 1-я группа поёт громко, 2-я отвечает тихо, как эхо.

На фланелеграфе появляется Шестой гном.

Музыкальный руководитель: Шестой гномик научит нас различать тембры голосов поющих людей. Ведь у каждого человека свой голос. У гнома есть мама и папа. Мы с вами послушаем, как они разговаривают.

Дети слушают пьесу “Папа и мама разговаривают” И. Арсеева

У папы-какой голос? А у мамы?

(Дети отвечают)

Возьмите карточки и покажите, когда говорит мама, а когда папа.

При повторном прослушивании дети поднимают карточки, соответствующие звукам.

Музыкальный руководитель: И мама, и папа очень любят своих малышей. Когда гномики ложатся спать, родители тоже поют им колыбельные песни. Послушайте, как мама поёт колыбельную песню

(Дети слушают 1-й куплет “Колыбельной” музыка В. Моцарта)

Слышите, какой у мамы высокий голос и называют его “сопрано”. А у папы низкий, ласковый голос и его называют “бас”. Послушайте, как поёт папа колыбельную.

Дети слушают фрагмент “Колыбельной” в исполнении Поля Робсона

А теперь повторим, как называются голоса.

Кто ответит мне сейчас?
Самый низкий голос…(Бас)

А высокий голос мамы называется…(Сопрано)

На фланелеграфе появляется последний гномик.

Музыкальный руководитель: Чтобы песня прозвучала красиво, нужно её спеть выразительно. Для этого надо научиться передавать характер песни; петь плавно, ласково или отрывисто, решительно. Именно этому нас и научит последний гномик.

Музыкальный руководитель: (Показывает на гномиков, выстроенных в ряд)

Посмотрите, как много гномов – пажей у Царицы Музыки. Когда они поют все вместе, дружно, Царица любовно называет их “Мой хор”. Мы тоже попробуем спеть хором нашу любимую песню.

Исполняется песня (по выбору детей).

Царице Музыке так понравилось наше пение, что она подарила нам музыкальную шапочку.

Хотите с ней поиграть?

Проводится игра “Шапочка”, дети встают в круг и берутся за руки. В центре круга стоит ребёнок в шапочке. Ребята движутся вокруг него хороводным шагом и говорят:

Шапочку надень, дружок,
И иди скорей в кружок.
Топай, топай ножкой,
Потанцуй немножко.
А теперь остановись.
Трижды быстро повернись,
Встань ко мне поближе,
Поклонись пониже,
Шапкой глазки закрывай,
Кого хочешь, выбирай!

“Водящий” выполняет движения в соответствии с текстом. На слова “шапкой глазки закрывай” надвигает шапку на глаза так, чтобы ничего не видеть. После слова “выбирай” дети останавливаются и водящий “вслепую” выбирает кого-то. Ребёнок, до которого он дотрагивается, будет водить при повторении игры.

Музыкальный руководитель: Путешествие наше подошло к концу. Мы будем и дальше учиться петь красиво и обязательно побываем в гостях у Царицы музыки ещё раз. А теперь пора прощаться.

(Поёт): До свидания!

Дети (поют по звукам трезвучия): До свидания!