Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Задачи.
- Формирование интереса к прошлому своей Родины.
- Развивать познавательный интерес, память.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к истории своей Родины.
Ход игры
Воспитатель:
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина родней вдвойне.
Где кто родился, там и пригодился.
Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
На нашей викторине “Колесо истории” встречаются две дружины.
Приветствуем дружину “Россов” с девизом “Нет в мире краше Родины нашей” (хором), воевода…
Приветствуем дружину “Славутичи” с девизом “Родина – мать умей за нее постоять (хором), воевода…
Звучит музыка.
Воспитатель: Представляем наших судей, которые будут смотреть, и оценивать знание, смекалку команд.
Конкурс “Я начну, а ты закончи”
Воспитатель читает пословицы, дети заканчивают. Какая команда больше всего правильно ответит.
Пословицы
Человек без Родины - что человек без песни.
Родина краше солнца, дороже золота.
Русский в словах горд, в делах тверд.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Где кто родится, там и пригодится.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Всякому мила родная сторона.
Конкурс “Выбери жилище”
(Приложение 1, картинка № 1, 2, 3, 4, 5, 6.)
В конкурсе принимают участие два игрока из команд. Игрокам дают рисунки.
Изба Царь
Дворец Боярин
Терем Крестьянин
Конкурс “Найди лишний предмет”
Один из участников команды переодет в национальный костюм. Нужно найти лишний предмет в наряде и обстановке. Ищет вся команда.
Костюм купеческой дочки. (Приложение 1, картинка № 7.)
- Ах, как скучно мне, девице – красавице в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки – няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работай не испорченные.
Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка.
Костюм крестьянина (Приложение 1, картинка № 8.)
- Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!
- Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.
- А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.
Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свеча в подсвечнике.
Конкурс “Вопрос – ответ”
За одну минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Приложение 1
- Закончи пословицу: “При солнышке тепло, при матери … (добро).
- Кто и в связи, с чем сказал: “Самое страшное из моих сражений – то, которое я дал под Москвой? (Наполеон о Бородинском сражении). (Приложение 1, картинка № 9.)
- Что придумал Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность). (Приложение 1, картинка № 10.)
- Кто был главнокомандующим русскими войсками в Отечественной войне 1812 года? (М. И. Кутузов). (Приложение 1, картинка № 11.)
- Что такое “Аз”, “Буки”, “Веди”? (Буквы славянской азбуки.) (Приложение 1, картинка № 12.)
- От какого слова произошло слово “копейка”? (Копье). (Приложение 1, картинка № 13.)
- Какое важное решение принял М И.Кутузов на Военном совете в Филях? (Отдать Москву Наполеону). (Приложение 1, картинка № 14.)
- В каком великом сражении был смертельно ранен П. И. Багратион? (Бородинское сражение). (Приложение 1, картинка № 15.)
- Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением). (Приложение 1, картинка № 16.)
- В честь кого давали имена кораблям на Руси? ( Кораблям давали в честь военных побед, выдающихся государственных деятелей, полководцев, святых или мифических героев). (Приложение 1, картинка № 17.)
- Какой обряд проходил вновь построенный корабль в России до революции, проходит и сейчас? ( Обряд крещения). (Приложение 1, картинка № 18.)
- Что такое государственный герб? (Официальная эмблема государства). (Приложение 1, картинка № 19.)
Конкурс “Ты – мне, я – тебе”
Воеводы задают друг другу вопросы. Приложение 1
Как называлась парадная комната в доме? (Светлица). (Приложение 1, картинка № 20.)
Как на Руси, называлась чистая половина избы? (Горница). (Приложение 1, картинка № 21.)
Что такое колыбель? (Люлька, зыбка). (Приложение 1, картинка № 22, 23, 24.)
При помощи чего освещали избу? (Лучина). (Приложение 1, картинка № 25.)
Где раньше мылись? (Печь, баня, река). (Приложение 1, картинка № 26, 27.)
Где раньше продавали сахар, соль? (В аптеке). (Приложение 1, картинка № 28.)
Конкурс “Кто быстрее”
Дружины получают конверт, где находятся разрезанные картины с изображением великих баталий. Необходимо быстро собрать картину в одно целое.
Конкурс “Заморочки”
На рисунках или иллюстрациях изображены животные: заяц, лось, белка, медведь, волк.
На отдельных карточках написаны слова: “Векша”, “Вепрь”, “Сохатый”, “Ошкуй”, “Бирюк”.
Задача – правильно подобрать слова к рисункам.
Подведение итогов, награждение.