Очень важной и ответственной для меня является работа с учащимися, принимающими участие в организации международного сотрудничества, а также с их родителями.
Приобщение учащихся к практике межгосударственного общения, к участию в диалоге культур делает возможной практическую реализацию интеллектуального, личностного потенциала, накопленного учащимися по образовательным программам "История и культура края", "История, география и культура стран Балтийского региона в системе школьного образования". Это создает условия для практической подготовки учащихся к осуществлению своей роли как представителей национальной культуры в межкультурном сотрудничестве.
Основной задачей своей деятельности в области международного сотрудничества я считаю создание условий, необходимых для осознания учащимися своей роли как представителей национальной культуры, развитие навыков общения с представителями других государств, формирования личностных качеств, предопределяющих успешность процесса социальной адаптации.
Главными направлениями работы являются:
- Реализация проекта "Неделя молодого европейца" на территории г. Калининграда (Россия) и гг. Варшава, Лодзь, Легионово (Польша);
- Поведение международных семинаров "Встречи на берегах Балтики" (гимназия № 40, г. Калининград);
- Поведение международных встреч "Дни стран Балтийского региона" (гимназия № 40, г. Калининград);
- Обмен делегациями учащихся России, Польши, Великобритании;
- Реализация молодежных проектов в Детской деревне Песталоцци (г. Троген, Швейцария);
- Организация работы летнего "Лингвистического лагеря" (г. Гижицко, Польша);
- Установление рабочих контактов с Представительством МИД РФ в Калининградской области;
- Организация сотрудничества с Генеральным консульством Республики Польша;
- Организация сотрудничества с Генеральным консульством Литвы;
- Установление рабочих контактов с общественными организациями.
Основными задачами молодежного сотрудничества являются:
- воспитание активной гражданской позиции учащихся;
- воспитание патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ;
- расширение творческого потенциала;
- ознакомление участников международных молодежных встреч с самобытностью национальной культуры, традициями и обычаями наших стран;
- обсуждение проблем, общих для всех стран современной Европы.
Программа международных проектов "Дни молодого европейца", "Дни стран Балтийского региона", "Встречи на берегах Балтики", организуемых в гимназии № 40, включает в себя:
- обсуждение новых возможностей организации приграничного сотрудничества; путей и способов реализации молодежных проектов;
- ознакомление с культурным наследием нашего края;
- обсуждение важнейших проблем современности;
- ознакомление с системой образования в России, организацией обучения в гимназии № 40, посещение открытых уроков и мероприятий;
- практическое участие в проведении мастер-классов;
- совершенствование языковых навыков и умений учащихся, развитие их коммуникативных способностей.
Учитель выполняет роль координатора, консультанта деятельности учащихся. Его задача заключается в формировании творческой атмосферы, атмосферы созидания, создании среды для успешного решения поставленных задач..
К реализации проектов, безусловно, привлекаются родители. Они могут принимать участие в организации и проведении творческих мастерских, семинарских занятий, мастер-классов. Опыт совместной деятельности неоценим для всех нас.
За время работы в качестве организатора международной деятельности я вместе со своими учениками принимала участие в подготовке и реализации следующих международных молодежных проектов, осуществляемых на территории Польши, Швейцарии:
№ | Год | Название проекта | Название организации | Город, страна | Кол-во учащихся |
1. | 1997 | Россия. Польша. Швейцария. | Детская деревня Песталоцци | г. Троген, Швейцария | 20 |
2. | 1998 | Россия. Польша. Великобритания. |
Уния европейских федералистов | г. Лодзь (Польша) | 10 |
3. | 1999 | Экологические проблемы современности | Детская деревня Песталоцци | г. Троген, Швейцария | 19 |
4. | 2000 | Россия. Польша. Диалог культур. |
Лицей № 15 | г. Лодзь (Польша) | 18 |
5. | 2000 | Россия. Швейцария. | Детская деревня Песталоцци | г. Троген, Швейцария | 18 |
6. | 2001 | Россия. Польша. Германия. | Лицей II | г. Легионово, Польша | 17 |
7. | 2002 | Развитие приграничного сотрудничества | Лицей II | г. Ольштын, Польша | 32 |
8. | 2002 | Сотрудничество в области образования | Лицей II | г. Легионово, Польша | 19 |
9. | 2004 | "Сократус Коммениус". Россия. Польша. Литва. Латвия. Эстония. | Общеобразователь-ный лицей | г. Опаленица, Польша | |
10. | 2004 | Россия. Швейцария. Радиопроект. | Детская деревня Песталоцци | г. Троген, Швейцария | 42 |
11. | 2005 | Лингвистический лагерь. | Повят Гижицко | г. Гижицко, Польша | 48 |
12. | 2006 | Лингвистический лагерь. | Повят Гижицко | г. Гижицко, Польша | 42 |
13. | 2006 | Россия. Сербия. Венгрия. Швейцария. | Детская деревня Песталоцци | г. Троген, Швейцария | 42 |
Результаты работы участников реализации международных проектов на территории Польши и Швейцарии были высоко оценены. Многие учащиеся были награждены дипломами за активное участие в международных семинарах.
В ходе реализации международных проектов учащиеся показывают прекрасный уровень подготовки, которого можно достичь только благодаря объединенным усилиям учеников, их родителей и педагогов; благодаря целенаправленной программе подготовки и развития личности ученика, осуществляемой в гимназии № 40.
Подтверждением высокой оценки нашей деятельности служит дальнейшее расширение контактов, успешное развитие сотрудничества.
Другим направлением моего взаимодействия с учениками и их родителями является работа в рамках работы лаборатории "Польский язык и культура Польши в российской школе".
Наша совместная деятельность начиналась с создания проектных работ по теме "История, география Польши. Культура. Традиции и обычаи", участия в мероприятиях, организуемых Генеральным консульством Республики Польша. С 1999 года становится регулярным проведение международных встреч в гимназии № 40 и в городах Лодзь, Легионово, Ольштын, Гижицко (Польша). В 2005 году был впервые реализован проект "Лингвистический лагерь" в г. Гижицко.
В рамках программы "Музейная педагогика" я оказываю помощь в организации экскурсий в Польшу, что позволяет учащимся познакомиться с историей и современной жизнью этой страны. Ученики нашей школы побывали в Варшаве и Ольштыне, Гданьске и Казимеже Дольном, в Мальборке и Гижицко и др. городах.
Наиболее яркими и значимыми событиями являются посещение гимназии № 40 президентом Республики Польша Александром Квасьневским в июне 2003 года и открытие фотовыставки "Польша - глазами учащихся школы № 40" в Генеральном консульстве Республики Польша в октябре 2003 года.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что организация международного сотрудничества играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников, обогащает их духовный мир, содействует всестороннему развитию личности.