Интегрированный подход в развитии музыкальных способностей ребенка в классе ансамбля

Разделы: Музыка


Цель урока: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников через интеграцию различных видов искусства, развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся в классе ансамбля.

Задачи:

1. Расширить знания обучающихся о музыке различных стилей, жанрах, эпохах.

2. Показать взаимодействие различных видов искусств в создании музыкальных образов.

3. Развить навыки ансамблевой игры.

4. Воспитание музыкально-эстетического вкуса.

Формы и методы: беседа, музицирование, показ мультимедийной презентации.

Оборудование: 2 фортепиано, ноты к музыкальным произведениям по теме урока, компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Л.Ю. -Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не совсем обычная встреча.

С вами будут работать сразу 2 преподавателя: О.С.и Л.Ю..

- Мы постараемся показать вам взаимодействие различных видов искусств в создании музыкальных образов,

- Вы узнаете новое о музыкальных стилях и жанрах,

- Покажете свои навыки игры в ансамбле.

II. Актуализация знаний об ансамбле

Беседа

Л.Ю.

1. Ребята, как вы понимаете - что такое ансамбль?

2. А какие бывают ансамбли?

3. В чем трудности ансамблевой игры?

4. В чём преимущества ансамблевого исполнения музыкального произведения?

Ответы детей

- Ансамбль это когда музыку исполняют несколько музыкантов.

- Ансамбли бывают: вокальные, инструментальные, танцевальные :

- Что бы играть вместе, нужно много тренироваться. Нельзя ошибаться и останавливаться во время игры.

- Когда играют вместе, музыка звучит громче и интереснее. Ансамбль может исполнить музыку, написанную даже для оркестра.

Мультимедийная презентация (слайд №1,2)

О. С. -Да ребята, "ансамбль" - от французского слова "вместе". Ансамблем называется коллектив, в исполнении которого есть согласованность, а также произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей.

И наша встреча будет посвящена фортепианному ансамблю и музыке в совместном исполнении.

III. Новый материал и закрепление знаний и умений ансамблевой игры

О. С - А как научиться понимать музыку?

Ответы детей

Л.Ю. - Вообще-то это трудный вопрос, однозначно на него не ответить. Ключ к пониманию музыкальных произведений нам дают стихи и сказки, картины и рисунки, исторические события и личности, то есть: литература, история, живопись.

Ребята, а вы любите сказки? Композиторы, как и дети, тоже любят сказки.

П.И. Чайковский, известный русский композитор, был любителем сказок и сочинял на их сюжеты оперы и балеты. И сейчас мы услышим отрывок из его балета "Спящая красавица", музыка которого написана для симфонического оркестра.

Мультимедийная презентация (слайд 3)

Прозвучит "Па-де-де". От французского "па" - шаг, выход 2-х танцовщиков. Исполнит его - ансамбль: ученицы 3 класса Лиза и Катя.

Ребята, а Сказку о Буратино и золотом ключике вы тем более знаете.

Звучит ансамбль: "Куклы сеньора Карабаса". Автор - современный композитор В.Коровицын

(слайд 4)

Ребята, образы каких кукол вы услышали в этом произведении?

Ответы детей

А сейчас прозвучит еще одно произведение на тему из известной сказки, которое, я объявлять не буду. Вы догадаетесь сами (слайд 5)

Звучит ансамбль: ученицы 4 класса Света, Наташа, Женя, Юля.

Все узнали известную сказку "Три поросенка"? В русской версии - её автор С. Я.Маршак. А музыку написал американский композитор Д.Уотт.

(слайд 6)

Как вы сейчас заметили, ансамбль может быть и 8-ми ручным.

Играть в таком ансамбле несколько сложнее, но звучание получается еще более разнообразным и насыщенным.

О.С. - Я знаю, что музыканты это те же художники, но рисуют они звуками, а не красками. В их творчестве то же есть зарисовки, портреты, эскизы.

Сейчас Лиза и Катя сыграют пьесу-зарисовку Н. Богословского "Игра с котенком".

(слайд 7)

О. С.- Да, чем больше мы знаем о том или ином произведении, тем легче нам его слушать.

Л. Ю. - Ребята, а как вы относитесь к песням? Я думаю, слова любимых песен вы знаете наизусть. А бывает ли песня без слов?

Ответы детей

О. С.- А вот я знаю, что бывают такие случаи, когда музыка, написанная к песне, для кино или мультфильма начинает жить самостоятельной жизнью. Даже появился такой термин "саундтрек" - звуковая дорожка.

(слайд 8)

А сейчас давайте послушаем несколько песен, которые еще слушали наши бабушки и они популярны до сих пор.

Мультимедийная презентация

Приглашается ансамбль: Алексей и Виталий. Звучит песня "Подмосковные вечера" Соловьев-Седой, "Песенка шофера" А.Эшпай (слайы 9-13)

Еще одна песня: Б.Савельев "На крутом бережку" из мультфильма "Леопольд и Золотая рыбка" - исполняет уже знакомый вами ансамбль девочек на 2-х фортепиано (слайд14)

Л. Ю. - Как вы думаете? Что вдохновляет композитора на создание музыкального произведения?

О. С. Бывает, что это хорошие стихи, слушая которые композитор пишет замечательные произведения.

Л. Ю. - Действительно. Вспомните такие строки:

"По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит"

"Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска:

Это отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога".

Сейчас в исполнении Леры и Насти прозвучит произведение В. Гаврилина "Ямская".

(слайд 15)

Ямщик - человек, который занимался извозом на лошадях почты, грузов, людей. Его служба была не легкой, лишь удалые кони, да переливы колокольчиков скрашивали дорожное одиночество. На расстоянии 30-40 верст находились дорожные станции, которые назывались "ямы", где гонец мог поменять лошадей, подкрепиться и двигался дальше.

О. С. - А сейчас обратимся к теме танца. Люди танцуют, когда хотят выразить свои чувства.

(слайд 16)

Танец - самый древний вид искусства. У каждого народа есть свои танцы, они отражают культуру этой страны.

Сейчас мы услышим три совершенно разных танца: норвежский, испанский и американский.

В норвежском танце Григ передаёт образы родной поэзии и природы (слайд 17,18)

Выступают Юля и Даша

Пьеса "Испанка и тореодор" А. Рубинштейна из сюиты "Костюмированный бал" с типичным испанским колоритом, яркая и зажигательная (слайд 19)

Исполняют Лера и Настя

А теперь звучит современный американский эстрадный танец "Артист эстрады, композитор С.Джоплин.(слайд 20)

IV. Итоги

Л.Ю. - Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие и по жанрам, по странам, и эпохам (слайд 21)

Давайте подведем итоги:

  1. Что вы нового узнали об ансамбле?
  2. Как рождаются музыкальные образы? Под влиянием чего композитор создаёт музыкальное произведение?
  3. Какие музыкальные жанры прозвучали на уроке?
  4. Какие музыкальные произведения, понравились и запомнились?

Ответы детей

Вы заметили, что ансамблю подвластна практически любая музыка: и оркестровая, и вокальная, и инструментальная, что в ансамбле играть интереснее и веселее. И музыкальные образы часто рождаются под влиянием разных видов искусств.

Спасибо всем за работу, до свидания.