Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, образе жизни, повадках и поведении в природе. Пополнить знания о том, чем питаются птицы. Способствовать развитию наблюдательности, умению отражать результаты наблюдений в речи.
Задачи развития двигательной активности: совершенствовать разные виды движений подражательного характера, упражнения общеразвивающего воздействия. Развивать координацию движений, мелкую моторику. Использовать оздоровительные технологии: дыхательную гимнастику и упражнения для глаз.
Материал и оборудование: шапочки вороны и сороки; модели птиц: сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, сова, воробей, голубь. Разрезные карточки, модели птиц, сделанные способом оригами. Различный корм для птиц.
Ход занятия
- Ребята, хотите сочинить сказку? Тогда давайте сочиним ее вместе. Я предлагаю сочинить сказку о птицах и назвать ее "Птичий мир". Согласны? И так: жили - были две очень интересные птички. Отгадайте кто они:
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
- Ворона - Дети, представьте, что вы вороны. Покажите на себе где у вороны серая окраска (показывают от шеи по груди, животу, бокам)
- Ребятки - воронятки, помашите крыльями. Какого они цвета? (дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: "Черные"
- А как кричит ворона? (машут крыльями и кричат "Кар!" Птица выставляется на дерево.
- А теперь отгадайте вторую птицу, которая жила в нашей сказке:
Как снег бела,
Как сажа черна,
Люблю всем в лесу
Рассказать как живу
- Сорока.
- Дети, давайте покажем как могут ходить эти птицы.
Имитируют движения: ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, сопровождая различными движениями рук.
Птица выставляется на дерево.
- А сейчас разделимся на две команды: одна - Вороны, другая - Сороки. Капитанам команд надеваются шапочки.
- Эти две птички любили приглашать к себе в гости других птиц. Вороны особенно часто приглашали птичку, которую сейчас узнаете:
К нам зимой он в гости прилетает
Красной грудкой щеголяет.
- Снегирь.
- Чем отличается снегирь от других птиц?
- Красной грудкой.
-А что особенного в полете снегиря?
- Он летает волнообразно.
- Сейчас снегирь полетит, а вы глазами следите за его полетом (воспитатель показывает полет птицы - оригами на палочке, дети следят глазами.
Сороки приглашали в гости:(загадку загадывает ребенок из команды Сорок): Ты с модницей этой, конечно, знаком
Вертушке на месте никак не сидится -
Все хвалится модным своим сюртуком
И шапочкой модной гордится.
- Это синица.
- Что у синички желтого цвета? Как называют синицу за ее поведение?
- Лесной акробаткой.
- Если бы вы были синицами как бы себя вели?
Дети показывают движения птицы: повороты головы, туловища, прыжки.
- Какие птицы прилетали еще к Воронам и Сорокам вы узнаете, выполнив задание. А задание такое: нужно собрать разрезную картинку и назвать птицу. Дети собирают картинки.
И так, вы узнали, что Вороны приглашали дятла, а Сороки - сову.
- Кто знает стихотворение про дятла?
Дятел - врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
- Как дятел стучит по дереву?
Дд - д, дд - д, дд - д
Игра "Дятел" стоя в кругу
Я на дереве сижу - хлопки
Червячка добыть хочу - пальчиками "носики"
Хоть ты скрылся под корой - потопать ногами
Все равно ты будешь мой - грозим пальцем
- Кто знает стихотворение о сове?
Спят деревья, спит трава,
Учит мама малышей
Но не спит всю ночь сова.
По ночам ловить мышей.
- Да, это сова, она вылетает на охоту ночью (ставим картинку на дерево)
Игра "Совушка - сова"
Ах ты совушка - сова - идем по кругу
Ты большая голова - качаем головой
Ты на дереве сидела - присесть, обхватив колени руками
Головою ты вертела - повороты головы, руки на поясе
Под гору свалилася - разводим руки
С горки покатилася - перетопы вокруг себя
- Вот сколько собралось птиц на дереве, целая стая. Давайте поможем этой стае взлететь.
Дыхательное упражнение "Стайка полетела"
Набираем воздуха немного и дуем слегка, а потом больше и дуем сильнее (по три раза).
- А как можно назвать всех этих птиц?
- Зимующие
- А каких зимующих птиц вы еще знаете?
- Воробей, галка, голубь, свиристель.
- Дети, как вы думаете легко ли птицам зимой? Как мы можем им помочь? Мы с вами повесили на участке кормушки и насыпаем в них корм, сегодня мы тоже покормим птиц. Я приготовила корм, только каждая птица любит что-то свое. Каких птиц мы можем покормить семечками, зернами, крошками хлеба?
- Ворону, воробья, голубя.
- А кого можно угостить ягодами рябины?
Снегиря.
- Есть еще один корм. Что это?
- Да это сало, его любят синицы, мы подвесим его на ниточке для них.
Воспитатель читает стихотворение "Покормите птиц зимой" Прокофьева
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Итог занятия.
- Дети, о чем мы беседовали на занятии?
- Каких зимующих птиц вы запомнили?
- Почему их называют зимующими?
Интересную сказку мы с вами сочинили. Что вам в ней понравилось больше всего?
Воспитатель отмечает активных детей.