Программное содержание:
- Уточнить представление детей о диких животных и их жилищах.
- Расширять словарь за счет имен существительных (логово, дупло, нора, берлога).
- Формировать навык образования именительного и
родительного падежа множественного числа
существительных.
Учить образовывать притяжательные прилагательные (медвежья, волчья, заячьи, лисий). - Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом В.
- Закреплять умение считать в пределах 7.
- Формировать познавательный интерес к природе.
- Совершенствовать сенсорные способности на основе восприятия цвета и формы.
- Закреплять умения строить по схеме: мостик.
- Воспитывать любознательность.
- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; формировать умение диалектически мыслить.
Словарная работа: Медвежья, лисья, ежиная, волчий, заячьи, лосьи.
Предварительная работа: Проведение пальчиковых гимнастик, Дидактические игры "Кто что ест?, "Кто где живет?", "Отгадай животное", беседы, рассматривание иллюстраций, загадки о животных, чтение книг Н.И.Сладков "Сушеные камни", И.Соколов-Микитов "В берлоге", М.Пляцковский "Ежик, которого можно было погладить" и др.
Демонстрационный материал: Презентация "Один - много", таблица "Жилища животных", схема мостика, чучело белки, конверты с письмами, фланелеграф, фломастеры, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: Массажные мячики, карандаши, рисунок - схема корзинки, картинки диких животных без одной части тела, геометрические фигуры разного цвета для мостика.
Ход занятия
Организационный момент (дети заходят в группу)
Воспитатель (обращаю внимание детей на обстановку в группе)
- Ребята, что вы видите?
Дети: Лес
Воспитатель: Что есть в лесу?
Дети: Деревья, грибы, ягоды, звери и др.
Воспитатель: Когда я утром шла на работу, на участке детского сада встретила белочку (достаю чучело), она горько плакала, потому что потеряла свои шишки - запасы на зиму. Давайте отправимся в лес и поможем белочке найти ее шишки.
Дети: Да отправимся.
Воспитатель: Нам так просто не найти шишки и наверное придется выполнить много различных и трудных заданий. Возьмем массажные мячи для пальцев рук, разогреем наши пальчики, а сделаем это для того, чтобы кровь быстро побежала по сосудикам к голове, тогда мысли станут точными, а ответы правильными:
Я мячом круги катаю
Взад, вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму.
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
Вот теперь вы готовы.
- На чем можно добраться до леса?
Дети: На машине, автобусе:..
Воспитатель: Лес близко. Пешком можно дойти?
Дети: Да.
(Дети идут под звуки леса)
Воспитатель: Вот мы подошли к лесу. Но между дорогой и лесом болото. Как же нам перейти его?
Дети: Построить мостик.
Воспитатель: Правильно, ребята, построим мостик по схеме. Каждому из вас я дам геометрическую фигуру, внимательно посмотрите на схему, где будет находиться ваша фигура.
(построили)
Воспитатель: Из каких частей вы построили мостик.
Дети: Из треугольников, квадратов, прямоугольников.
Воспитатель: Сколько частей вам понадобилось, чтобы построить мостик?
Дети: 7.
Воспитатель: Какого цвета детали?
Дети: Красного, желтого, зеленого ::.
Воспитатель: Пройдем по мостику в лес. Ребята, что мы с вами должны найти в лесу?
Дети: Шишки.
Воспитатель: Дорога была длинная, давайте сядем на пеньки отдохнуть. Кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Какие звери?
Дети: Волк, лиса, медведь::
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Презентация "Один - много" http://volchki.ru/
Называется картинка, где один предмет. Взрослый кликает мышкой - появляется картинка, где много предметов, ребёнок называет её.
- Кто это? - Лиса.
- Здесь одна лиса, а здесь много кого? - Много лис.
- Кто это? - Волк.
- Здесь один волк, а здесь много кого? - Много волков. И т.д.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А нам пора отправляться дальше. Ведь мы должны помочь белочке. Что надо найти?
Дети : Шишки.
(Идем дальше под музыку, находим конверт )
Воспитатель: Что же лежит в конверте?
(Читаю письмо: "В лесу случилась беда, был сильный ветер, который испортил наши фотографии, помогите, пожалуйста, собрать их")
Игра "Собери картинку" (Туловище+ухи, туловище+лапы,и т.д.)
Воспитатель: Аня, кого ты собрала? (медведя). Значит это голова чья? (Медвежья)
Аврора, кого ты собрала? (зайца) Значит это уши чьи? (заячьи) и т.д.
- Какие это животные? (дикие)
- Значит, они живут : (в лесу)
- Вот дерево и кустик. (Кладу вырезанное дерево на медведя). Где сейчас находится медведь? (Медведь находится за деревом).
А где находится заяц? (Заяц находится под кустиком). Где сейчас лиса? (Лиса находится между деревом и кустиком). Где волк? (Волк находится возле кустика).
Воспитатель: Ребята, а у каждого животного свое жилище - свой домик. ( на ватмане слева в столбик наклеены рисунки животных, справа рисунки жилищ). Подойдите к мольберту и каждый из вас нарисует одну дорожку от животного к жилищу разным цветом фломастера.
- Как называется домик медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Значит медведь живет где?
Дети: Медведь живет в берлоге.
Воспитатель: Как называется домик лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Значит где живет лиса?
Дети: Лиса живет в норе.
Воспитатель: Как называется жилище ежа?
Дети: Норка.
Воспитатель: Значит где живет еж?
Дети: В норе.: (Лось в лесу, заяц под кустом, волк в берлоге)
Воспитатель: А теперь глазками проведите дорожку от животного к его домику.
Воспитатель: Ребята, а для чего мы пришли в лес?
- А зачем нам шишки?
- А какие задания нам пришлось выполнить в лесу?
- Трудно было их выполнить?
- Но ведь шишки мы так и не нашли. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
- Я знаю что делать. Лесные звери очень довольны вами и за то, что вы так старались и правильно выполняли задания, они передали вам подсказку.
(карточки с точками)
Воспитатель: Давайте сядем за столы и соединим эти точки, и узнаем где находятся шишки. (Дети соединяют точки по контуру слежу за осанкой, чтобы правильно держали карандаш, не наклонялись, соединяем безотрывным письмом). Какой рисунок у вас получился?
Дети: Корзинка.
(Дети ищут корзинку, приносят.)
Воспитатель: Какие молодцы! Наконец-то отыскали шишки! Вот тебе белочка твои шишки.
Белочка: Спасибо вам, ребята!