Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений дошкольников по теме "Число 0. Цифра 0"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Развивать мышление, память , внимание, речь, моторику, творческие способности детей.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение к природе, аккуратность, организованность, самодисциплину, умение работать в паре.
  • Познакомить с числом и цифрой 0. Формировать пространственные и временные представления, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, совершенствовать навыки счёта:количественного и порядкового, закреплять знания цифр и умение соотносить количество предметов и цифры.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью "волшебной" музыки, пения птиц; бабочки с точками (от 0 до 9) на лапках по количеству детей, цветы с цифрами от 0 до 9, цветные трубочки (аналоги палочек Кюизенера цилиндрической формы), игрушка-лягушка, мяч, раздаточные наборы для аппликации летнего пейзажа, игра "Муха".

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит "волшебная" музыка.

Дети рядом с педагогом.

П.- Какое сейчас время года? (Весна.)

- Какое время года наступит после весны? (Лето)

- Вы любите лето?

- Давайте на несколько минут перенесёмся в это время года на лесную полянку. Представьте себе, что светит яркое солнце, поют птицы (звуки пения птиц), цветут цветы (по кабинету развешаны цветы с цифрами от 0 до 9, цветок с цифрой 0 перевёрнут), летают и ползают разные насекомые.

Вот и на нашей полянке сидят бабочки. (На ковре лежат бабочки по количеству детей. Одна из них отличается цветом, другая - размером, третья - формой крыльев. У каждой бабочки на лапках точки от 1 до 9.)

Осторожно, не раздавите их ногами. Они такие красивые и беспомощные.

2. Логическое задание

"Какая бабочка лишняя?"

Цели: развитие логического мышления, внимания.

Дети называют лишних бабочек по размеру, цвету, форме.

3. Повторение пройденного.

Игра "Дождик".

Цели : закрепление знания цифр от 1 до 9, умения считать и находить соответствующую посчитанному количеству цифру.

П.- Когда летом солнце прячется за тучки, и начинается дождь, насекомые заползают под лепестки цветов.

Как только солнце спрячется (погаснет свет в кабинете), помогите бабочкам найти их цветок.

(Дети берут по одной бабочке, считают точки на их лапках и бегут под цветок с соответствующей цифрой. Педагог смотрит, не ошиблись ли бабочки.)

4. Проблемная ситуация. Введение нового материала.

Цели: знакомство с цифрой 0,числом 0.

Выглядывает солнце. Дети играют в игру "Дождик" второй раз.

Педагог незаметно для детей меняет одну бабочку с точками на бабочку с пустой карточкой.

Почти все бабочки находят свои цветки. Только одна не знает, куда ей лететь. Что делать? Под какой цветок спрятаться этой бабочке?

Дети предлагают свои версии. Все предложения выслушиваются.

Находятся дети, которые уже знают цифру 0. Переворачивается цветок с цифрой 0.

П.- Этот ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Дети повторяют стихотворение.

5. Закрепление нового.

Дети играют в игру "Дождик" третий раз.

6. Игра с мячом" Мяч налево, мяч направо"

Цели: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Дети встают в круг. В руках у одного ребёнка мяч. Педагог говорит детям, в какую сторону передать мяч, налево или направо.

Можно перед занятием нарисовать детям на правой ладошке букву П (право).

7. Игра "Лягушка".

Цели:отработка навыков количественного и порядкового счёта, закрепление знания цветов.

На полянке "построены" для детей цветные ступеньки из брёвен (цветные трубочки). Дети считают их сначала в прямом и обратном направлении, затем по порядку слева направо.

По просьбе педагога дети отворачиваются, а лягушка в это время прячется за бревно. Педагог сообщает детям, за которым по счёту бревном спряталась лягушка, если считать слева направо, дети называют его цвет. Можно играть иначе. Педагог называет цвет бревна, а дети называют его порядковый номер(слева направо).

8. Игра "Муха" [1]

Цели: игра помогает научиться ориентироваться в пространстве листа,закрепить понятия "влево-вправо", "вверх-вниз", развивает внимание, память.

После прогулки мы вернулись в комнату. Летом надоедают назойливые мухи. Давайте их поймаем и посадим в мешок.

В центре комнаты сидит муха, которая пытается вылететь за ее пределы. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за её передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, хлопайте в ладоши, чтобы её поймать. Если успели хлопнуть, то сажаем муху в мешок, а если мухе удастся вас запутать, то она вылетает в окно. Начинаем. Муха вверх, муха вправо, муха вправо (хлопок).

В конце игры педагог спрашивает, сколько мух осталось летать (ноль), сколько в мешке, сколько улетело в окно. Ответ дети показывают на пальчиках.

9. Аппликация "Лето".

Цели: развитие умения ориентироваться на плоскости, умения работать в паре.

Каждой паре детей раздаются наборы для аппликации.

1 вариант.

Педагог "диктует"рисунок. Например: солнце светит в левом верхнем углу, лягушка сидит в правом нижнем углу, бабочка летает над лягушкой, облако плывёт в правом верхнем углу, мяч - в левом нижнем углу.

Дети выполняют работу под диктовку, договорившись вначале, кто будет класть первую картинку, кто следующую.

2 вариант.

Педагог предлагает детям самим составить картину. (Развитие творческих способностей).

После работы можно задать детям вопросы по расположению предметов на картине, по количеству предметов.

10. Итог занятия.

Эмоциональная оценка занятия. Рефлексия групповой и собственной деятельности.

Список литературы.

  1. Сунцова А.,Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. Спб.: Питер, 2008.
  2. Корепанова М. В., Козлова С. А. "Моя математика" для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов. М.: Баласс, 2008.
  3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. М.: Издательство Ювента, 2010.