Внеклассное мероприятие "Путешествие вокруг света"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели:

  • Обобщение и углубление знаний, умений и навыков по курсу географии в игровой форме.
  • Развитие познавательного интереса, творческого мышления учащихся.
  • Совершенствование умений объяснять и решать познавательные задачи.
  • Воспитание чувства ответственности, умения выступать перед аудиторией, культуры общения.
  • Развитие коммуникативных навыков, памяти, пространственного мышления и логики.
  • Повышение мотивации к изучению предмета.

Оборудование: физическая карта мира; политическая карта мира; карточки с заданиями конкурсов.

I. Вступление учителя

География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений будет сопутствовать на нашем вечере географии, которые приходит под негласным девизом:

"Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир.
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать - географию не скучно изучать!"

Представление жюри.

Обращение к болельщикам. Болельщики команд могут морально поддерживать своих участников! Пусть кипит борьба, пусть сильнейший победит в нашем турнире. Успех решит пусть не судьба, а только ваши знания!

II. Представление команд

Прежде чем отправиться в плавание, давайте назовем свои корабли. "Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ними льды расступятся, а назовите "Корыто" непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде". И мы с вами сегодня в этом убедимся.

Команды выбирают названия кораблей.

III. Конкурсная программа.

Целью многих людей разных стран мира в разные времена было осуществление кругосветного путешествия. Причины их и задачи, которые люди ставили перед собой, были различны. Только за период с1768 по 1872 годы было совершено 29 кругосветных путешествий, из них 11 - организовано и проведено Англией , 8 - Россией, 7- Францией, по 1 - Германией, США. О некоторых из "Кругосветок" мы и вспомним сейчас.

1 конкурс "Великие путешественники"

  1. Надеюсь, что многие, если не все знают, что первое кругосветное путешествие отважился совершить португалец Фернан Магеллан. Флотилия состояла из 5 кораблей, на которых разместился экипаж в составе 265 человек. Во время плавания один корабль разбился о скалы, команда другого корабля взбунтовалась, и повернул назад, один корабль пришел в негодность, а четвертый " Тринидад " попал в плен. НА одном из островов произошла стычка с местным населением, погиб сам Магеллан. На родину вернулся лишь один корабль с 17 изможденными моряками. Такова была цена этого всемирно известного путешествия. Как назывался корабль, который вернулся из кругосветного плавания. ( Виктория)
  2. Назовите фамилию человека, совершившего второе (после Магеллана) кругосветное путешествие. 1577-1580 годах. Это был английский мореплаватель, вице-адмирал, руководитель пиратских экспедиций в Вест-Индию. Его именем назван самый широкий пролив на Земле, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. (Френсис Дрейк)
  3. Кто возглавил первую русскую кругосветную экспедицию в 1803-1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева". (Иван Федорович Крузенштерн)
  4. Назовите фамилию английского мореплавателя, который совершил три кругосветных путешествия, а во время третьего плавания был убит гавайцами. (Джеймс Кук)

2. Конкурс " Разминка "

  1. Известно, что география зародилась в глубокой древности. Кто первым употребил термин "География". (Греческий ученый Эратосфен, книга "Географика")
  2. Когда и кем была создана первая географическая карта? (первую географическую карту мира изготовили в Древней Греции, примерно 2500 лет назад. Ее создал ученый Анаксимандр. В центре карты он поместил Грецию, а вокруг все остальные земли, которые были известны в то время )
  3. Все ли точки на нашей планете имеют широту и долготу. ( Нет. Северный и южный полюса не имеют долготы, все меридианы сходятся.)
  4. В каком районе Земли дуют лишь северные ветры (На южном полюсе)
  5. Можно ли вернуться во вчерашний день (Возможно. Если направляясь из Восточного полушария в Западное, вы пересечете линию перемены дат, которая проходит по 180 меридиану)
  6. Где холоднее на Северном полюсе или на Южном (на Южном)
  7. Можно ли употреблять в пищу камни (Можно, каменная соль.)
  8. У какого моря нет берегов (Саргассово море)
  9. Может ли вода на Земле замерзнуть при положительно температуре ( Может. В тропических пустынях, где большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что в свою очередь способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление, когда при температуре 3-5 градусов выше нуля, вода в сосудах покрывалась коркой льда)
  10. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путники спешат к нему, но проходит время, и озеро исчезает. Как называется это явление? (мираж)
  11. Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами (Азия)
  12. Какой пролив соединяет два моря, два океана, и разделяет два полуострова, два материка, два государства (Берингов пролив. Соединяет: моря Чукотское с Беринговым, Северный - Ледовитый океан с Тихим, Разделяет: полуострова Чукотка и Аляска, Евразия и Северная Америка, СНГ и США)

3. Конкурс "Острова"

Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!

Приложение 2.

а) Вот, например,: в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает "черепашьи", из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны - доисторические ящерицы. (Галапагосские острова)

б) Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно- - океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них - Гекла находится к востоку от столицы - Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы. (остров Исландия) в) Это самый большой по площади из российских островов. По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров? (остров Сахалин) г) На этих островах, Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров. Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан. (Гавайские острова) д) последнее задание Остров. Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за летом идет. Где находится этот райский уголок? (остров Шри-Ланка)

Молодцы! Вы заслужили отдых. Давайте послушаем географические частушки. Географические частушки (поет группа девочек). Приложение 2

4. Конкурс "Материки"

Условия: Каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды, феномены. Приложение 1

1. Самый крупный материк 1/3 всей суши. 2. Самый сухой климат на планете ( 2/3 ее территории- тропические пустыни и полупустыни). 3. Самый известный в мире водопад. 4. Самый высокий материк на Земле ( средняя высота- более 2000м). 5. Самый холодный из всех материков. 6. Величайшая в мире пустыня. 7. Самые длинные по протяженности горы . 8. Самое большое скопление озер на Земле ( общая площадь - 250 тыс км кв ). 9. Самая высочайшая вершина Джомолунгма ( Эверест ) - 8848 м. 10. ? территории - зона вечной мерзлоты. 11. Самый жаркий материк. 12. Самая глубокая сухопутная впадина. 13. Самый отдаленный материк на Земле. 14. Единственный материк , где нет действующих вулканов. 15. Самый малонаселенный материк . 16. Здесь не бывает дождей. 17.Самый влажный материк 18. Самая полноводная река на планете 19. Грандиозный каньон, который прорыла река в горном плато. 20. Самый высокий водопад . 21. Самый низкий по высоте материк. 22.. Величайшая на земле река (длина -6671 м) 23. Самая крупная карстовая пещера. 24. Второй по величине материк на земле

Игра со зрителями "Географические шутки"

  1. Название какой реки можно найти во рту ( Десна)
  2. Название какого города состоит из птицы и животного ( Воронеж )
  3. Назовите шар, который нельзя утопить (проливы - Маточкин Шар-о. Новая земля, Югорский шар - о Вайгач)
  4. Назовите самый сердитый город (Грозный)
  5. Какой нос постоянно мерзнет (Канин нос - мыс, север)
  6. В какие ворота невозможно забить мяч (Карские ворота, пролив, о.Новая земля)
  7. Назовите остров, который признает себя принадлежностью белья (Я-майка)
  8. Этот остров сам говорит о своей величине (Ямал)
  9. Какими нотами моряки меряют свой путь. (Ми-ля-ми)
  10. Какой город можно найти в компоте (Изюм, Украина )

5. Конкурс "Рассказ капитана Врунгеля"

Условие: Христофор Бонифатьевич, в свободное время между походами, рассказывал правдивые истории, участником которых был сам. Именно благодаря этим историям стал знаменитым. Предлагаю вашему вниманию одну из них. Каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их. Наша яхта "Беда", как вам известно, принимала участие в кругосветной парусной регате. Старт был дан из английского порта Токио - самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Тихого океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях пампы. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР - Каир. Наша "Беда" зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.

6. Конкурс "Что это? Кто это?"

По очереди каждой команде дается перечень географических терминов, понятий, названий, через одну минуту обсуждений команда должна дать объяснения всех этих слов. Показать земли открытые путешественниками, объекты показать на карте. Приложение 1.

1 команда - Сахара, Анхель, Косцюшко, Фудзияма, Фернан Магеллан, Сомали, Джомолунгма, Саргассово, Дрейка, Гибралтар.

2 команда - Гоби, Эльбрус, Эребус, Джеймс Кук, Ниагарский, Аконгагуа, Гренландия, Игольный, Лимпопо, Таганьика.

3 команда - Мадагаскар, Альпы, Намиб, Дунай, Руал Амудсен, Титикака, Миссисипи, Драконовы, Сицилия, Берингов.

Игра со зрителями "Географические ассоциации". Задание: Я читаю ряд слов, вы дослушав до конца должны назвать одно слово, логически объединяющее все названные понятия.

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (Цунами)
  2. Река, море, испарение, облака, осадки (Мировой круговорот воды)
  3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим (Течение)
  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (Водопад)
  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Подведение итогов игры

Подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку "5". Получают "5" и те команды, у которых результат - больше 75% правильных ответов, т.е. при максимальном количестве баллов за игру - 44, отметка "5" выставляется командам, набравшим 33 балла и более.