Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, поэтому воспитание ребенка в соответствии с его полом, является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и маскулинизации женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, а мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам, они не проявляют желания придти им на помощь когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна нежность и аккуратность.

Решению данных проблем во многом способствует программа Коломийченко В.В. "Социальное развитие детей дошкольного возраста" Реализация программы осуществлялась на протяжении всего дошкольного возраста, в течении которого у детей формировались представления о мальчиках и девочках, о дружбе между ними, об отдельных феминных и маскулинных качествах, об особенностях поведения и взаимоотношениях людей разного возраста и пола в семье. Поэтому, опираясь на практику, я считаю, что программа стала мостиком к развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях.

Гендер - это социальный пол, полоролевые отношения, как продукт культуры.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества потому, что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Раньше полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости. Но ведь не всегда мальчики могут быть таковыми, поэтому в результате такого воспитания не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться травмирующему воздействию и у них формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Этим и отличается полоролевое воспитание от гендерного.

В связи с этим, первоочередной задачей является:

  • Реализация гендерного подхода к девочкам и мальчикам;
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных отношений между сверстниками;
  • Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм (сочувствие обиженному и одобрение действий того, кто поступил справедливо);
  • Помочь строить отношения между мальчиками и девочками по принципу равенства.

В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные отношения, сочувствие, доброта.

Я добиваюсь того, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными. В итоге, у мальчиков по отношению к девочкам вырабатывается сдержанность, умение заступаться и уступать. И если это освоено в детстве, то в дальнейшем станет выражением мужского достоинства и чести.

Требования к мальчикам я формирую чуть-чуть выше, чем к девочкам. Мальчикам я предоставляю возможность подать пример сдержанности и мужества:

  • Первыми войти в кабинет врача на прививку или в кабинет стоматолога;
  • Первыми съехать с крутой горки;
  • Перепрыгнуть через препятствия и подать руку девочке.

При этом я не унижаю достоинство тех мальчиков, которые не могут этого сделать. Пока мальчики малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения: например, уступить место девочке, пропустить ее вперед, или, помочь там, где требуется большая физическая сила.

Пусть эти, совсем маленькие, проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотношения детей. Когда внешние формы поведения воспитываются своевременно, они в дальнейшем выглядят естественными и нормы нравственности становятся выражением поступать именно так, а не иначе.

Правильное отношение мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам я прививаю через следующие методы:

  1. Через беседы и рассматривание иллюстраций по теме "Человек и его поступок";
  2. Чтение художественной литературы Е.Серовой "Нехорошая история", С.Седова "Сказка про Сережу и Лену";
  3. Провожу занятия по темам: "О красоте мужской и женской", "Настоящий мужчина", "Настоящая женщина", "Труд мужской и женский";
  4. Просмотр и обсуждение диафильма "Рассказ о неизвестном герое";
  5. Использование схемы-действия полоролевого поведения для девочек и мальчиков.

После таких бесед и занятий мальчики будут считать, что обидеть девочку - это некрасиво, стыдно, что заступиться за девочку - долг каждого. А привлекательную книгу или игрушку нужно уступить девочке, подождав своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понял: "Я уступаю не потому, что слаб, а потому, что силен!".

Воспитание культуры нравственного поведения мальчиков и девочек одинаково для тех и других. Разница наблюдается лишь в оттенках, учитывающих особенности их психофизического развития, что и является гендерным подходом к дошкольникам.

Однако нельзя злоупотреблять такими требованиями к мальчикам, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам, поэтому, я просто напоминаю мальчику: "Помоги, пожалуйста", "Принеси, пожалуйста", "Прояви внимание". В таком случае мальчики не чувствуют себя ущемленными в правах, а напротив, ощущают себя покровителями.

Помочь ребенку уважать в себе будущего мужчину достигается в самых обычных будничных делах. Например, дети возвращались с прогулки. Донести корзину до группы, нагруженную до верха игрушками, лопатками, лейками вызвались два мальчика. Я их похвалила и обратила внимание детей, сказав, что они самые сильные, "как богатыри". После этих слов, те дети, которые шли "налегке", начали предлагать свою помощь девочкам. Кому не хочется быть богатырем!

Отношения между мальчиками и девочками я строю на принципе равенства.

Воспитание девочки не должно расслаблять ее волевые качества, ибо взгляд на женщину, как на слабое существо противоречит современному строю нашего общества. Девочки также должны проявлять смелость, настойчивость, умение уступать, оказать помощь.

Ведущее место в становлении личности в дошкольный период занимает игровая деятельность. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать сл сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.

Статус гендерных особенностей мужского и женского стилей поведения сложился в течение веков развития человечества и зафиксирован на гендерном уровне. Мужчина и женщина призваны природой выполнять как разные функции, так и разные социальные роли. Устойчивость гендерного поведения дошкольников активно развивается и программируется в сенситивный период формирования личности.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связано с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков у нас в группе подобраны различные конструкторы, технические игрушки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Наша Армия", "МЧС", "Строители", "Пожарные".

Для девочек оборудован кукольный уголок, есть предметы домашнего обихода, а также атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Салон красоты", "Супермаркет", "Дочки-матери", "Маленькая хозяйка".

В книжном уголке преобладают персонажи мужского пола, а женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага в таких произведениях, как "Мальчиш-Кабальчиш" А.Гайдара, "Цветик-семицветик" В.Катаева, "Дети всякие бывают" Ю.Дмитриева, "Мы-мужчины" О.Дриз, "Мальчик-звезда" О.Уайльда, "Девочка-ревушка" А.Барто, сказки "Никита Кожемяка", "Шел солдат по городу". Такие произведения помогают понять мужскую роль, а девочкам - женскую роль.

В специально отведенных игровых зонах есть место для совместной деятельности, где мальчики могут строить, а девочки играть с кукольным домиком. Играя вместе, дети развертывают богатый и содержательный сюжет, используя конструкторы, машины, куклы. Общаясь вместе, девочки и мальчики меньше конфликтуют, тесно сотрудничают.

По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются, но не всегда девочка и мальчик могут полностью реализовать свои природные особенности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов. Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Очень важно, чтобы в свое время ребенок оказал себя представителем своего пола.

Воспитание мальчиков и девочек зачастую сводилось к тому, что мальчикам искусственно навязывался мужской стереотип поведения, а девочкам - женский.

Наблюдая за детьми во время общения или игры, между сверстниками мальчик может быть не только воином, как Роман или Игорь, но и философом как Саша, стилистом - как Азиз, романтиком - как Данил. А Амира уже интересует анатомия человека: дома у него есть макет скелета человека, муляж головы, энциклопедия, он всегда с интересом рассказывает сверстникам о внутренних органах, их необходимости, о строении человека.

А девочка - не только принцесса. Они также могут быть солдатом как Алсу, строителем как Аня, дизайнером как Алена.

Именно в семье дети настигают азбуку нравственности. Родителей постоянно держим в курсе событий, знакомим с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляем информацию в "Уголке для родителей". Приглашаем родителей для помощи в организации экскурсий, праздников. Проводятся дни открытых дверей: "День мужества", "Наши умелые руки" и другие. Проводилась встреча со старшей медицинской сестрой Н.Н.Караваевой на тему "Гигиена мальчиков и девочек". В гостях побывали родители различных профессий: милиционер - папа Данила, программист - мама Саши, бухгалтер - мама Сабины. Была организована неделя "Добрые дела в семье", фотовыставка "Дочка с мамой, папа с сыном".

Родители должны больше уделять внимания нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением и взаимоотношениями между людьми.

Девочки учатся вести себя "как мама", а мальчики - "как папа". Поэтому, при распределении обязанностей в семье очень важен пример родителей. Но иногда приходится видеть и такую картину: во время сюжетно-ролевой игры девочкам не хочется "придя с работы, успеть приготовить ужин, перемыть посуду и еще сделать уборку в квартире". Они начинают понимать, что быть мамой очень сложно. И в редком случае можно увидеть, когда в игре мальчик "сходит в магазин, погуляет с ребенком, или поможет по хозяйству". Над этим нам взрослым стоит задуматься.

Поэтому, в процессе общения педагогам и родителям необходимо подчеркивать природное и социальное предназначение мальчиков и девочек: мужчина - созидатель, добытчик, исследователь, физически и социально сильный, а женщина - хранительница семейного очага, рукодельница. Продолжать выстраивать общение в данной парадигме, стимулирующее мужской или женский статус.

Список литературы

  1. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992г., № 6.
  2. Дронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М: Линка-Пресс,2009г.
  3. Еремеева В.Д. Гендерное воспитание. Доклад, 2000г.
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два мира. СПб,2000г.
  5. Ивановская С.А. Публикации. Реализация гендерного подхода в ДОУ. М: Линка-Пресс, 2008г.
  6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб,2000г.
  7. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.М., Педагогика,1986г.
  8. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001г.
  9. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М., 2007г.
  10. Филиппова С.А. Мальчики и девочки дошкольного возраста. Здоровье дошкольников, № 6,2010г.
  11. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. М.,2006г.