Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественно-прикладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Прическа – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды и т.д.
В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области творчества. Изучение истории развития парикмахерского искусства в России помогает глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, преемственность национальных традиций не только в прическе, но и самом образе жизни. Будучи частью мировой культуры, прическа является существенной характеристикой личности. Глядя на прическу, макияж, особенно в сочетании с костюмом можно судить о вкусе человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте, положению в обществе, достатке и т.д. В современном обществе с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок имидж человека и одна из его главных составляющих – прическа - все чаще отождествляется с самим человеком.
Программа “Парикмахерское искусство – начало пути” предназначена для дополнительного образования школьников 13-17 лет (7-11 классов). Разработана в соответствии с “Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе” (письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844), соответствует требованиям Закона РФ “Об образовании” и “Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”. Программа реализуется в ГОУ ЦО № 491 “Марьино” с сентября 2006 года, заявлена на Восьмом городском конкурсе авторских программ по дополнительному образованию детей в Москве и была рекомендована к публикации, стала финалистом конкурса “Педагог-внешкольник-2010” .
Направленность программы – художественно-эстетическая, социальная значимость программы - предпрофильная подготовка школьников 13-17 лет, их самоопределение в обществе, оказание бесплатных парикмахерских услуг социуму.
Программа является авторской, аналогов не имеет (рецензирована членом жюри Всероссийского конкурса авторских программ к.п.н. Беловой В.В., методистом лаборатории воспитательной работы и дополнительного образования НМЦ ЮВОУО Акулининой Т.В.).
Имеющиеся на сегодняшний день учебные пособия для профессиональных парикмахерских колледжей – морально устарели. Новизна программы “Парикмахерское искусство: начало пути” - в отсутствии подобных образовательных программ для школьников, в компетентностном подходе к предпрофильной подготовке, в использовании в образовательном процессе новейших научных разработок, технологий и материалов, научном подходе к объяснению ряда сложных тем, таких как “химическая завивка”, “окраска волос”, приготовление и расчеты концентраций химических составов. При разработке программы учитывались результаты моей педагогической деятельности за последние десять лет, а также предыдущий опыт работы по специальности инженера-химика-технолога. Авторская позиция определяется в целенаправленном обучении детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка, влиять на формирование его личности, помочь в профориентации воспитанника и адаптации в сложном современном обществе.
Актуальность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по технологиям стрижек, химической завивке волос, окраске, моделированию прически учитывают современные достижения науки и техники (новые способы и методы моделирования причесок, новые технологии, использование новых материалов и т.д.). Программа ориентирована на запросы детей, родителей, учителей, социума.
Оригинальность программы состоит в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, а также в особой форме контроля достижений (отсутствии удовлетворительных оценок за мастерство).
Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:
- история парикмахерского искусства;
- материаловедение, санитария, гигиена, техника безопасности;
- теория и технология “точных ” стрижек;
- теория и технология “креативных” стрижек;
- теория и технология массажа головы;
- теория и технология химической завивки волос;
- теория и технология окрашивания волос;
- коррекция лица прической;
- моделирование образа;
- практика социального общения.
Изучение курса помогает воспитанникам приобрести практические навыки, умение общаться, выразить себя в творчестве, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии. Формы образовательного процесса – инновационные, учитывающие взаимное влияние развития индивидуальностей педагога и ученика.
Программа является студийной, учитывает взаимодействие и сотрудничество студий дополнительного образования школы: фото, театральной, танцевальной, ораторского искусства, музыкальной, изобразительной, моделирования одежды.
Конечная цель программы – развитие личности воспитанника как процесс становления мыслительных, творческих, деятельностных способностей.
Общие цели – выявление и развитие способности каждого воспитанника к творческому самопроявлению, как в области парикмахерского искусства, так и в социуме; профориентация; адаптация в сложном современном обществе.
Ценности, на утверждение которых направлена программа: интеграция в мировую и национальную культуру, достижения российского парикмахерского искусства; приобщение к общечеловеческим ценностям; самоопределение воспитанника; творческое развитие его личности, взаимоотношений с собой и миром, нахождение им своего места в мире; развитие кадрового потенциала общества.
Ведущая идея программы: провести учеников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности, культура социального взаимодействия.
Ребята 13-17 лет еще не знают, как выразить свою индивидуальность. Поэтому в данной программе не ставится задача обучить детей “высокому” парикмахерскому искусству, а научить их начальным навыкам мастерства. Эта задача - творческая. Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:
- приобретение основных профессиональных знаний и навыков;
- желание и способность творчески использовать полученные знания и умения.
Отбор в группы производится на основе собеседования. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к парикмахерской деятельности. Программа предназначена для девушек и юношей. Наполняемость групп первого года обучения составляет 8-10 человек, второго года обучения – 6-8. Режим занятий групп составляет 3 раза в неделю по 2 часа, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03, введенным 20.06.2003 г. постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д. При зачислении в группу первого года обучения обязательным условием является базовое образование ребенка – не ниже 7 класса, так как при обучении парикмахерскому мастерству необходимы определенные знания ученика по общеобразовательным базовым дисциплинам (геометрии, биологии, истории, химии, изобразительному искусству, информатике, ОБЖ). В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста: учащиеся одного класса или одной параллели. При формировании групп второго года обучения учитываются индивидуальные способности учеников, устойчивость интереса к данному виду деятельности, приобретенные профессиональные знания и умения, личные творческие достижения воспитанников. Возможен и третий год обучения по индивидуальной программе, направленной на дальнейшее профессиональное и творческое развитие.
В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития учеников. Взаимосвязь школьных базовых дисциплин и изучаемых в студии “Шарм” показана в таблице 1:
Таблица 1
Базовые предметы | Тема программы |
История, литература, мхк, москвоведение | История парикмахерского искусства |
Анатомия, биология | Строение головы, массаж, строение волоса |
Геометрия | Коррекция лица прической |
Информатика | Коррекция лица прической, моделирование образа |
Черчение, изобразительное искусство | Эскизы стрижек, силуэт, схемы стрижек, коррекция лица прической |
ОБЖ | Санитария, гигиена, техника безопасности в парикмахерском салоне, кожные заболевания |
Химия | Химическая завивка, окраска волос, мелирование, колорирование, расчеты концентраций составов для окраски волос и т.д. |
Выполнение программы рассчитано на два года, занятия проходят три раза в неделю по два часа, По завершении основного курса воспитанники могут продолжить занятия по индивидуальной программе, участвовать в конкурсах прически и дефиле, инструктировать начинающих обучение и т.д. К концу первого года обучения дети должны иметь общие представления об истории парикмахерского искусства, знать теорию классических мужских и женских стрижек, основ парикмахерского искусства, должны владеть основными приемами стрижки в женском и мужском залах, должны знать пропорции лица, особенности строения головы, волоса, уметь с помощью прически скорректировать внешность, должны освоить теорию массажа головы и уметь его выполнять, уметь построить схему “точной” стрижки и выполнить ее, должны овладеть знаниями по технике безопасности, санитарии, гигиене, материаловедению, овладеть техникой укладки прически, начальными навыками дефиле, уметь общаться с “клиентом”, друг с другом, педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета. Должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, осанка, точность движений, навыки ораторского искусства; должна появиться адекватная самооценка деятельности; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте, коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям. К концу первого года обучения должен быть сформирован возрастающий интерес к профессии парикмахера, деятельности студии, а также проявиться творческая индивидуальность воспитанника.
К концу второго года обучения дети должны знать теорию и технологию химической завивки волос, окраски волос, должны уметь самостоятельно выполнять все виды химической завивки, окраски волос химическими и натуральными красителями, должны знать правила расчета концентрации применяемых составов для химической завивки и окраски волос и уметь самостоятельно их приготовить. Воспитанники соблюдают правила по технике безопасности при работе с химическими препаратами, умеют самостоятельно моделировать прическу, у детей сформирован устойчивый интерес к профессии и творческой деятельности.
За период обучения осуществляются следующие формы контроля: текущая в виде сдачи теории и практики, промежуточная в виде зачетов по пройденным темам, итоговая в виде квалификационного экзамена в конце второго года обучения (сдача теоретического курса по экзаменационным билетам).
Промежуточные результаты оцениваются только в виде “хорошо” или “отлично”, но для получения таких баллов необходимо совершенствовать мастерство стрижки, накапливать знания по теории парикмахерского искусства. “Удовлетворительной” или “плохой” стрижки не должно быть, поэтому воспитанники могут сдавать ее неоднократно - до получения положительных результатов. Кроме того, такая система оценки понятна ученикам и в тоже время устраивает обе стороны: и детей, и педагога, не создает ситуацию неуспеха, позволяет осуществить успешную сдачу квалификационного экзамена.
Для сдачи квалификационного экзамена создается квалификационная комиссия с привлечением администрации школы и учреждения дополнительного образования. Теоретическая подготовка воспитанников на квалификационном экзамене оценивается также по пятибалльной системе. В случае получения удовлетворительной или неудовлетворительной оценки на экзамене ученику предоставляется возможность пересдачи - до получения положительного результата (за десять лет моей педагогической деятельности такого не было ни разу). После сдачи экзамена воспитанникам выдается Свидетельство об окончании обучения с итоговыми отметками по следующим дисциплинам: санитария и гигиена, материаловедение, теория парикмахерского дела, технология парикмахерских работ (средний балл между оценками за контрольные стрижки, конкурсы причесок, дефиле, участие в массовых мероприятиях школы и т.п.).
Оценка мастерства на конкурсах причесок и дефиле осуществляется членами жюри по пятибалльной системе. Оцениваются следующие показатели:
- создание образа в целом,
- умение “донести” его до зрителя,
- умение самостоятельно выполнить прическу,
- умение держаться на подиуме,
- этику поведения и т.д.
По окончании конкурсов осуществляются награждения по отдельным номинациям, в каждом конкретном случае свои: “самая обаятельная”, “самая привлекательная”, “приз зрительских симпатий” и т.п. Награды и поощрения могут быть в виде дипломов, грамот, благодарственных писем, подарков и т.д. “Побежденных” не бывает, все-победители.
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение для парикмахерской студии, отвечающее требованиям СНиП, СЭС и пожарной инспекции. Студия должна быть оборудована специализированным оборудованием. Это парикмахерские кресла и рабочие столы с зеркалами, ученические столы и стулья для теоретических занятий, шкафчики для хранения чистого парикмахерского белья и пеньюаров, контейнеры для хранения и перевозки срезанных волос, раковина для мытья головы, шкафы для хранения красок и составов химической завивки, а также ученическая доска. Необходимые инструменты для работы: профессиональные фены, машинки для стрижки волос, бритвы, филировочные и простые парикмахерские ножницы, расчески и щетки для укладки волос. Необходимы для обучения приспособления и вспомогательные материалы: брызгалки, зажимы для волос, бигуди и коклюшки разной формы и диаметра, неметаллическая посуда, кисточки для краски, одноразовые полиэтиленовые перчатки, утепляющие колпаки для химической завивки волос, шапочки для мелирования, фольга, полиэтиленовые пакеты для мусора, лаки, краски, муссы, бальзамы, гели, шампуни и т.п; парики различной формы и длины, аксессуары для причесок (шпильки, заколки, банты и т.п.), средства для дезинфекции ножниц и расчесок. Необходимо иметь парикмахерскую одежду и белье: полотенца, пеньюары для клиентов, халаты для мастеров, контейнер с плотно закрывающейся крышкой для срезанных волос, стандартную медицинскую аптечку, компьютер, музыкальный центр.
Методическое обеспечение программы.
Первый год обучения
1) Авторские схемы женских стрижек: “Шарм”, “Танго”, “Короткое овальное каре”, “Каре с углом”, “Глория”, “Престиж”, “Аврора”, “Елена”, “Вираж”, “Ассиметрия”, “Вальс”, “Шанс”.
2) Схемы массажа головы, окантовки волос, строения волос, деления головы на зоны.
3) Авторские схемы мужских стрижек: “На пальцах”, “Бокс”, “Полубокс”, “Ежик”, “Бобрик”, “Каре”, “Классика”, “Полечка”, “Блиц”.
4) Профессиональная литература (указана в списке литературы для педагога).
5) Видеокассеты и диски с технологиями стрижек, конкурсов, дефиле.
6) Инструкция по технике безопасности (утвержденная заместителем директора ЦО по технике безопасности).
7) Журналы учета работы объединения в системе дополнительного образования детей для каждой группы воспитанников (с данными о детях, родителях, классных руководителях, учетом массовых мероприятий, творческих достижений учеников и т.д.).
В разделе “Творческие достижения” выставляются оценки за теорию парикмахерского дела, технологию парикмахерских работ, а также за дефиле, конкурсы причесок, участие в проектной деятельности студии.
8) Конспекты занятий по каждой теме, обозначенной в учебно-тематическом плане на первый год обучения.
Методика проведения индивидуальных занятий
Индивидуальное занятие позволяет решать следующие задачи: улучшение освоения программы, сохранность контингента, возможность успешного усвоения программы в случае вынужденного пропуска занятий в течение длительного времени, развитие личностных и творческих способностей у одаренных учеников, возможность дополнительного набора воспитанников в течение учебного года, воспитание инструктора.
Методика проведения заключительного
занятия.
Подведение итогов за год
Подведение итогов достижений за год проводится на заключительном занятии. Форма его проведения выбирается педагогом, исходя из особенностей конкретной группы учащихся или отдельных учеников: в виде награждения за участие в летнем конкурсе прически, проектах студии, культурно - массовых мероприятиях школы, творческих достижений конкретных учеников и т.д.
Методическое обеспечение занятий.
Второй год обучения
1) Схемы механизмов реакций химической завивки волос, окраски волос, расчетов концентрации перекиси водорода, таблицы зависимости концентрации перекиси водорода от структуры и типа волос, таблица соотношений количеств хны и басмы при приготовлении окрашивающей смеси нужного цвета.
2) Методики окрашивания волос с использованием новейших достижений науки и техники из материалов профессиональных журналов “Долорес”, “Hair”, видеокассет.
3) Видеокассеты, диски с технологиями стрижек, конкурсов, дефиле.
4) Профессиональная литература с описанием современных стрижек: журналы “Долорес”, “Лиза”, “HAIR”, “Детские стрижки”, “Авангардные стрижки”, “Модель, стиль, образ” (автор Л.В. Смирнова), “Все краски мира: грим и прическа” (автор А.И. Чернова), “Уроки домашнего парикмахера” (авторы О. Чулкова, Г.В. Александрова) и т.д.
5) Компьютерная учебная программа “Виртуозный стилист”;
6) Инструкция по технике безопасности (утвержденная заместителем директора ЦО по технике безопасности);
7) Журналы учета работы объединения в системе дополнительного образования детей для каждой группы воспитанников (с данными о детях, родителях, классных руководителях, учетом массовых мероприятий, творческих достижений учеников и т.д.).
8) Экзаменационные билеты по теории парикмахерского искусства, экзаменационная ведомость.
9) Планы занятий по каждой теме, обозначенной в учебно-тематическом плане на второй обучения.
10) Журнал учета выданных свидетельств за окончание учебного курса.
Методика проведения индивидуальных занятий
Индивидуальное занятие позволяет решать следующие задачи: улучшение освоения программы, возможность успешного усвоения программы в случае вынужденного пропуска занятий в течение длительного времени, развитие личностных и творческих способностей у одаренных учеников, возможность дополнительного набора воспитанников в течение учебного года, воспитание инструктора, профессиональную ориентацию.
Методика проведения итогового
занятия.
Подведение итогов за курс обучения
Подведение итогов достижений за весь период обучения проводится на итоговом занятии. Форма его проведения выбирается педагогом, исходя из особенностей конкретной группы учащихся или отдельных учеников в виде вручения свидетельств об окончании обучения в студии, награждения за участие в летнем конкурсе прически, проектах студии, культурно - массовых мероприятиях школы, творческих достижений конкретных учеников и т.д.
Литература для педагога
1. Бутромеев В. “Великие и знаменитые”, Москва, 1996.
2. Белова В.В., Чумакова М.П. “Ключ к успеху”, Москва, 2003.
3. Гиляровский В.А. “Москва и москвичи”, Москва, 1980.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2002.
5. Жиряков В.Г. “Органическая химия”, Москва, издательство “Химия”, 2002 г.
6. Лебедев О.Е., Катунова М.В., Трубицын Н.Ф., Конасова Н.Ю. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2000.
7. Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair”, Москва, 2000–2006.
8. Материалы лекций международных курсов по обучению парикмахерскому искусству.
9. Миллер А., Шелли С. “Характер, личность, успех”, Москва, 2005.
10. Мудрик А.В. “Общение в процессе воспитаний”, Москва, 2001.
11. Некрасов Б.В. “Основы общей химии”, Москва, 2000.
12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, введенные 20.06.2003 Постановлением Главного Санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 Д;
Литература для детей
1. Гиляровский В. “ Москва и москвичи”, Москва, 1980.
2. Торлецкая Т.А. “Парикмахерское искусство”, Санкт-Петербург, 2000 г.
3. Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г.