Актуальность и обоснование темы.
Тема “Составляющие здорового образа жизни” включена в Программу по обществознанию под редакцией А.Т. Смирнова для 9 класса. Актуальность данной темы усиливает и то, что проблема здоровья касается каждого и в целом общества. Поэтому разработка методического комплекса уроков по данной теме представляется нам актуальной и своевременной. Данный опыт может быть полезен педагогам-практикам.
Цели и задачи урока:
формирование ключевых компетенций:
- способствовать формированию потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
- раскрыть составляющие здорового образа жизни,
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков,
- обобщения, критического мышления,
- сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,
- диалога, дискуссии и коммуникации.
Ожидаемые результаты:
учащиеся:
- углубят и обобщат знания о направлениях здорового образа жизни,
- смогут сравнивать, определять состояние и поведение человека нарушающего нормы здорового образа жизни,
- смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,
- научатся навыкам работы в группе.
Технология проведения урока: деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини-группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий.
Оборудование урока: маркеры, листы, мультимедийный проектор, компьютер.
План урока по теме
“Составляющие здорового образа жизни”
Цели:
- Способствовать формированию потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
- Раскрыть составляющие здорового образа жизни.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Ход урока
Содержание урока |
Вид деятельности учителя, учащихся |
Вводная часть (10 минут) | |
1. Организационный момент 2. Анализ статистических данных. Учитель: Мы продолжаем изучать раздел “Здоровье”. И я хочу предложить вашему вниманию презентацию “Смертность в России”. Давайте внимательно ознакомимся со статистическими данными и ответим на вопрос. Учитель: Таким образом, мы видим, что здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни. Каким же тогда может быть образ жизни человека? Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня “Составляющие ЗОЖ” Что же такое здоровый образ жизни? Что включает в себя ЗОЖ? |
Приветствие, разминка
(упражнения для глаз) Учитель показывает презентацию “Смертность в России”. Учащиеся, анализируя статистику, вырабатывают причинно-следственную связь и отвечают на вопрос. В чем, по-вашему, причина высокой смертности в России? Учитель подводит итог и переходит к объявлению новой темы и целей урока, путем задания наводящего вопроса учащимся. Используя метод индивидуального “мозгового штурма” учащиеся определяют составляющие ЗОЖ По его окончанию учитель на слайде показывает основные составляющие ЗОЖ |
Изложение программного материала (25 = 5 минут - учитель, 20 минут - учащиеся) | |
Учитель: Составляющие
здорового образа жизни: 1. Умеренное и сбалансированное питание. 2. Режим дня. 3. Достаточная двигательная активность. 4. Закаливание. 5. Личная гигиена. 6. Грамотное экологическое поведение. 7. Психогигиена и умение управлять своими эмоциями. 8. Сексуальное воспитание. 9. Отказ от вредных привычек. 10. Безопасное поведение в быту, на улице, в школе. 1. Умеренное и сбалансированное питание- это ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Основные принципы питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, четырехразовый прием пищи. 2. Режим дня. Высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается постоянный распорядок дня. В сутках 24 часа: 3-4 часа - приготовление школьных уроков, 5-6 часов – школьные занятия, 8-9 часов - сон, 2 часа - домашние дела, 4-6 часов – личное время. 3. Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека. Соблюдение норм и требований психогигиены труда - залог успешного, результативного и эффективного труда. Последствия не соблюдения правил и норм психогигиены: 1. Неправильная организация учебного и трудового процесса, может вызывать психическую перегрузку. 2. Постоянное присутствие травмирующих факторов приведет к тому, что у человека могут развиваться неврозы, а в худшем случае и психозы. 3. У человека развивается синдром хронической усталости, и более сложная форма “синдром выгорания”, который не редко сопровождается тяжелыми психосоматическими заболеваниями. Если трудовая деятельность не соответствует склонностям и возможностям человека, а также не соблюдаются психогигиенические требования: - у человека не редко возникает “чувство мозгового дефицита” - постоянное эмоциональное напряжение; - снижение потенциальных возможностей и работоспособности; - неуверенность в себе, снижение объема внимания и ухудшение памяти 4. Экологическое поведение - компонент экологического сознания, характеризующийся не только наличием экологических знаний, но и конкретным действием по решению экологических проблем. 5.Сексуальное (половое) воспитание - система медико-педагогических мер по воспитанию у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Оно способствует: гармоничному развитию подрастающего поколения; повышению сексологических знаний; полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа); созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. 6. Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу. Примеры основных вредных привычек; алкоголь, курение, токсикомании, ругательства, наркотики. На последующих уроках мы более подробно рассмотрим с вами темы “Рациональное питание”, “Режим дня”, “Вредные привычки” и “Сексуальное воспитание”. Сегодня мы остановимся на таких темах, как “Личная гигиена”, “Закаливание” и “Двигательная активность”. Вашим домашним заданием было - разбиться на группы и приготовить материал по данным темам. Учитель: Итак, мы видим, что сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека. И для того, чтобы определить заботитесь ли вы о своем здоровье, выполните следующее домашнее задание: проанализируйте свой существующий режим дня, в соответствии с нормами. |
Учитель поясняет, что
содержат в себе основные составляющие ЗОЖ,
сопровождая излагаемый материал слайдами из
презентации “Составляющие ЗОЖ” Группы учащихся представляют свой материал по темам: “Личная гигиена”, “Закаливание”, “Двигательная активность”. Среди остальных учащихся выбираются - “эксперты”, которые оценивают выступления по определенным критериям и “журналисты”, которые в ходе выступления готовят вопросы и задают их выступающим. Учитель подводит итоги урока Учащиеся записывают задание на дом |
III. Рефлексия. (7 -10 мин.) | |
Учитель: Сегодня вы ознакомились
с основными составляющими здорового образа
жизни. Постарайтесь сейчас выразить свою позицию
по отношению к ЗОЖ, выполнив задание на выбор: 1. Придумать эмблему здоровья. 2. Придумать девиз ЗОЖ. 3. Создать формулу здоровья. 4. Написать синквейн на тему “Здоровье”. |
Учащиеся оформляют задания на листах формата А-4 или на доске, аргументируя свои работы |
Ход урока (в редакции автора)