Это комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. На занятии дети рассматривают карту, глобус, флаг, герб России и Татарстана, закрепляя знание о природном окружении (океаны, материки) и о символике нашей страны и республики. Программная задача повторяется на 4-х занятиях. На предыдущих занятиях дети знакомились с глобусом, картой, беседовали о материках, океанах, разных странах и народах, которые там живут. Проводились занятия о символике Татарстана и России. А на этом занятии дети учатся показывать на карте океаны и материки, рисуют по памяти предметы (флаги России и Татарстана) закрепляя цвета на них. Слушая и исполняя гимны России и Татарстана, дети уточняют свои знания о гимнах. Продолжается обучение в игровой форме (кроссворд, словесная игра) по материалам разных стран и городов нашей республики.
Введение
В дошкольном возрасте ребёнок знакомится с окружающим миром и с природным окружением, что является основой умственного и всестороннего развития ребенка. Понятие окружающий мир очень большое. Сюда входит : явления общественной жизни, детский сад, наша армия, наша планета, наша Родина. Я остановилась в своём занятии на последних двух: наша планета и наша Родина. Эти две большие темы включают в себя умственное, нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание дошкольника. Патриотизм в современных условиях - это преданность к своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Формирования патриотизма являются глубинные чувства любви к своему народу, к своей земле.
Программное содержание. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом. На Земле много стран, где живут люди разных национальностей.
Учить показывать на глобусе океаны и материки. Познакомит детей с Государственным гимном России.
Расширять представление детей о Родине – России, родном крае – Татарстане. Закрепить знание о символике (герб, флаг, гимн) России и Татарстана. Закреплять умение петь коллективно во время исполнения гимна Татарстана. Уточнить знание детей о нашей республике, родном крае. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти, развивать наблюдательность. Продолжать учить детей разгадывать кроссворды, развивая память и мышление.
Воспитывать любовь к своим родным местам, уважение к людям разных национальностей. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами.
Методические приемы. Вопросы, рассказ, показ, оценка, игровой прием, художественное слово.
Словарная работа. Гимн, материк, президент, герб.
Наглядный материал. Глобус, карта Татарстана, цветные карандаши, символика России и Татарстана.
Предварительная работа. Рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение книг, беседы о нашей планете, родном крае, экскурсии по родным местам.
Организация обстановки. Дети сидят за столами.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим беседу о Земле – о нашем общем доме.
- Скажите, пожалуйста, - что такое Земля?
Ответы детей: (Это планета, на которой мы живем).
Воспитатель: А какие планеты солнечной системы вы знаете?
Ответы детей: (Венера, Марс, Юпитер и т.д.).
Воспитатель: Да, ребята. Но наша планета Земля самая красивая, зелёная, богатая. Посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли. Если внимательно посмотреть на Землю, мы увидим синий цвет – это вода и зелёный – это суша.
Почти три четверти земной поверхности покрыты водой. Четыре океана соединены друг с другом. А вы, ребята, знаете, как называются эти океаны?
Ответ детей: (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.)
Воспитатель: Около четверти земной поверхности занимает суша. Есть семь больших кусков суши, которые называются материками.
А кто хочет назвать и показать материки.
Ответ детей: (Название и показ материков детьми).
Воспитатель: На каждом из материков находится очень много разных стран где живут люди разных национальностей.
А на каком материке находится наша страна? Как называется наш материк?
Ответы детей: (Европа).
Воспитатель: Правильно. (Показываю). А вот и наша страна. (Россия)
Кто является главным человеком нашей страны?
Ответы детей: (Президент)
Воспитатель: Правильно, главный человек нашей страны президент, который работает в Кремле. Кремль находится в главном городе нашей страны – столице. А как называется столица нашей Родины?
Ответы детей: (Москва)
Воспитатель: Ребята, как зовут нашего президента?
Ответы детей: (Д.А.Медведев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь висит символика нашей страны и республики. Символика – это флаг, герб и гимн страны. Вы уже знаете, что у каждой страны есть свой флаг и герб. Кто покажет нам флаг России и Татарстана? (Показ детей)
Воспитатель: Правильно Равиль. А какие цвета есть на флаге России? А какие цвета на флаге Татарстана?
Ответы детей: (Красный, синий, белый ), (зеленый, белый, красный).
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, герб России и герб Татарстана. (Показ детей). Спасибо Даша. А сейчас ребята мы с вами поговорим о гимне нашей страны. Каждый гражданин страны должен знать Государственный гимн России, слушать и петь его стоя. Сегодня мы с вами послушаем гимн России, а взрослые будут подпевать. (Слушание гимна России)
Воспитатель: Садитесь ребята, и мы с вами продолжим нашу беседу. Как мы уже говорили, что на нашей планете много материков и на каждом материке есть много стран. На прошлых занятиях мы с вами говорили о них. Чтобы проверить, как вы запомнили эти материки и страны, я приготовила для вас кроссворды. Возьмите, пожалуйста, карандаши, кроссворды и начнем работу.
Вопросы к кроссворду
- В какой стране есть Великая стена? (Китай)
- Какую страну называют родиной футбола? (Англия)
- Какую северную страну называют родиной Санта Клауса или Деда Мороза? (Финляндия)
- Куда запретил ходить К. Чуковский детям в своей сказке “Бармалей”? (Африка)
- Где можно чаще всего встречать кенгуру? (Австралия)
Ключевое слово – Индия. В этой стране больше всего выращивают чай. (Отвечают на вопросы кроссворда)
Проводить физминутку “А теперь все дружно встали..”
Текст | Описание |
Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали |
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить |
Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики |
Постукивание подушечками пальцев по столу |
Прыг – скок, прыг – скок – Прискакали на лужок |
Движение то же, но в данном ритме |
Ветер травушку качает, Влево вправо наклоняет |
Поднимаем руки вверх и наклоняем их поочередно влево вправо |
Один – два – три – четыре –
пять! Все умеем мы считать |
Поочередно сгибаем пальцы: мизинцы, безымянные пальцы, средние, указательные, большие. Кист рук сжать в кулак, выпрямить. |
Отдыхать умеем тоже - | Плавно отводим руки назад |
Руки за спину положим, | Сложим руки за спину |
Голову поднимем выше И легко – легко подышим… |
Голову поднимаем повыше и начинаем спокойно дышать. |
Воспитатель: Ребята, сегодня мы разговаривали о разных странах, о России, а ведь есть в этой стране республика, где мы живем. Как же она называется?
Ответы детей: (Татарстан)
Воспитатель: Правильно дети. Наша республика очень красивая, богатая. Здесь дружно живут люди разных национальностей. А кто скажет, как зовут президента Татарстана?
Ответы детей: (Минниханов Р.Н.)
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, как называется столица Татарстана? Да ребята, это город Казань. Вот посмотрите на карту нашей республики. Здесь находится город Казань (показ воспитателя) А какие города Татарстана вы ещё знаете?
Ответы детей и показ воспитателя на карте.
Воспитатель: Ребята мы уже с вами сегодня рассматривали герб и флаг Татарстана. А сейчас мы давайте встанем художниками и нарисуем по памяти флаг России и флаг Татарстана. (Работа детей за столами). Хорошо, молодцы, все справились с заданием. Мы ведь с вами учили гимн Татарстана, где каждое слово этой песни выражает большую любовь и уважение к родной земле, родному краю. Встаньте, пожалуйста, вот сюда и мы исполним для наших гостей гимн Татарстана. (Дети исполняют гимн).
Воспитатель: Садитесь, мы с вами поговорим о самом родном крае, где мы живем. Как называется наш поселок? Какие достопримечательности нашего поселка вы знаете?
Ответы детей: (Актюба. Школа искусств, бассейн, конно-спортивная школа)
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете свой родной посёлок. Знаете города нашей республики, чтобы ещё лучше запомнить мы с вами проведем игру “Найди город по описанию”. (Проводится игра)
Описание игры: Для этой игры мы разделимся на 4 команды и выйдем в середину. Для каждой команды приготовлен вопрос, где описывается один из городов Татарстана. Посовещавшись со своей командой, каждая команда дает ответ и находит название этого города, которые вы видите на стульях. Каждая команда за правильный ответ получает 5 очков. Вопросы буду задавать я по очереди каждой команде.
Вопросы к игре
1. В этом городе родился великий русский художник И. Шишкин, который написал картину “Утро в сосновом лесу”. (Елабуга)
2. Этот город прославился своими автомобилями КамАЗ. (Набережные Челны)
3. Этот город находится недалеко от нас и его называют нефтяной столицей Татарстана. (Альметьевск)
4. Мастера этого поселка прославились на всю республику со своими игрушками. Как называется этот поселок?
(Актюба)
Воспитатель: Мне очень понравилась, как вы играли, показали знания городов. А сейчас давайте проведем итог нашего занятия. О чем мы сегодня с вами беседовали?
Ответы детей: (О материках, океанах, разных странах, о нашей стране России, родном крае).
Воспитатель обобщает: Правильно ребята. Мы с вами говорили о нашем родном крае, который славится не только красотой богатством городов, посёлков, деревень, а трудолюбивыми, хорошими людьми живущими рядом с нами. О разных странах и материках, океанах. О нашей Земле, которая является нашим общим домом. И мы должны беречь нашу Землю, стараться сохранять её красоту и богатство для будущих поколений.
Заключение
На занятии мы закрепили знания детей о Солнечной системе, природном окружении, разных странах, символике России и Татарстана. Уточнили знание о Родине – России, родном крае – Татарстане. Слушали гимн России и исполняли гимн Татарстана.
Во время рисования дети показали умение изображать предметы по памяти и хорошую технику закрашивания.
Отвечая на занятии, дети были активны, давали правильные ответы на вопросы кроссворда. Это показывает, что они хорошо усвоили материал. Дети получали и новые знания о странах и городах. Узнали много нового и интересного о городах Татарстана, где живут трудолюбивые люди нашей республики. Ребята с любовью и гордостью слушали о своих родных местах, где трудятся их родители – нефтяники. Восхищались талантом и умением мастеров “Актюбинской игрушки”, которая прославила наш посёлок по всей республике. Со всеми задачами, поставленными на занятии, дети справились.
Список использованной литературы
- Кондрыкинская Л. А. “ С чего начинается Родина?”.
- Детская энциклопедия “Росмэн”.
- Журнал “Дошкольное воспитание” №3 2004 г.
- Все обо всем. Весь мир “Астрель”.