Урок "Земля – наш общий дом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Это комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. На занятии дети рассматривают карту, глобус, флаг, герб России и Татарстана, закрепляя знание о природном окружении (океаны, материки) и о символике нашей страны и республики. Программная задача повторяется на 4-х занятиях. На предыдущих занятиях дети знакомились с глобусом, картой, беседовали о материках, океанах, разных странах и народах, которые там живут. Проводились занятия о символике Татарстана и России. А на этом занятии дети учатся показывать на карте океаны и материки, рисуют по памяти предметы (флаги России и Татарстана) закрепляя цвета на них. Слушая и исполняя гимны России и Татарстана, дети уточняют свои знания о гимнах. Продолжается обучение в игровой форме (кроссворд, словесная игра) по материалам разных стран и городов нашей республики.

Введение

В дошкольном возрасте ребёнок знакомится с окружающим миром и с природным окружением, что является основой умственного и всестороннего развития ребенка. Понятие окружающий мир очень большое. Сюда входит : явления общественной жизни, детский сад, наша армия, наша планета, наша Родина. Я остановилась в своём занятии на последних двух: наша планета и наша Родина. Эти две большие темы включают в себя умственное, нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание дошкольника. Патриотизм в современных условиях - это преданность к своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Формирования патриотизма являются глубинные чувства любви к своему народу, к своей земле.

Программное содержание. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом. На Земле много стран, где живут люди разных национальностей.

Учить показывать на глобусе океаны и материки. Познакомит детей с Государственным гимном России.

Расширять представление детей о Родине – России, родном крае – Татарстане. Закрепить знание о символике (герб, флаг, гимн) России и Татарстана. Закреплять умение петь коллективно во время исполнения гимна Татарстана. Уточнить знание детей о нашей республике, родном крае. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти, развивать наблюдательность. Продолжать учить детей разгадывать кроссворды, развивая память и мышление.

Воспитывать любовь к своим родным местам, уважение к людям разных национальностей. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами.

Методические приемы. Вопросы, рассказ, показ, оценка, игровой прием, художественное слово.

Словарная работа. Гимн, материк, президент, герб.

Наглядный материал. Глобус, карта Татарстана, цветные карандаши, символика России и Татарстана.

Предварительная работа. Рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение книг, беседы о нашей планете, родном крае, экскурсии по родным местам.

Организация обстановки. Дети сидят за столами.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим беседу о Земле – о нашем общем доме.

- Скажите, пожалуйста, - что такое Земля?

Ответы детей: (Это планета, на которой мы живем).

Воспитатель: А какие планеты солнечной системы вы знаете?

Ответы детей: (Венера, Марс, Юпитер и т.д.).

Воспитатель: Да, ребята. Но наша планета Земля самая красивая, зелёная, богатая. Посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли. Если внимательно посмотреть на Землю, мы увидим синий цвет – это вода и зелёный – это суша.

Почти три четверти земной поверхности покрыты водой. Четыре океана соединены друг с другом. А вы, ребята, знаете, как называются эти океаны?

Ответ детей:ихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.)

Воспитатель: Около четверти земной поверхности занимает суша. Есть семь больших кусков суши, которые называются материками.

А кто хочет назвать и показать материки.

Ответ детей: (Название и показ материков детьми).

Воспитатель: На каждом из материков находится очень много разных стран где живут люди разных национальностей.

А на каком материке находится наша страна? Как называется наш материк?

Ответы детей: (Европа).

Воспитатель: Правильно. (Показываю). А вот и наша страна. (Россия)

Кто является главным человеком нашей страны?

Ответы детей: (Президент)

Воспитатель: Правильно, главный человек нашей страны президент, который работает в Кремле. Кремль находится в главном городе нашей страны – столице. А как называется столица нашей Родины?

Ответы детей: (Москва)

Воспитатель: Ребята, как зовут нашего президента?

Ответы детей: (Д.А.Медведев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь висит символика нашей страны и республики. Символика – это флаг, герб и гимн страны. Вы уже знаете, что у каждой страны есть свой флаг и герб. Кто покажет нам флаг России и Татарстана? (Показ детей)

Воспитатель: Правильно Равиль. А какие цвета есть на флаге России? А какие цвета на флаге Татарстана?

Ответы детей: (Красный, синий, белый ), (зеленый, белый, красный).

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, герб России и герб Татарстана. (Показ детей). Спасибо Даша. А сейчас ребята мы с вами поговорим о гимне нашей страны. Каждый гражданин страны должен знать Государственный гимн России, слушать и петь его стоя. Сегодня мы с вами послушаем гимн России, а взрослые будут подпевать. (Слушание гимна России)

Воспитатель: Садитесь ребята, и мы с вами продолжим нашу беседу. Как мы уже говорили, что на нашей планете много материков и на каждом материке есть много стран. На прошлых занятиях мы с вами говорили о них. Чтобы проверить, как вы запомнили эти материки и страны, я приготовила для вас кроссворды. Возьмите, пожалуйста, карандаши, кроссворды и начнем работу.

Вопросы к кроссворду

  1. В какой стране есть Великая стена? (Китай)
  2. Какую страну называют родиной футбола? (Англия)
  3. Какую северную страну называют родиной Санта Клауса или Деда Мороза? (Финляндия)
  4. Куда запретил ходить К. Чуковский детям в своей сказке “Бармалей”? (Африка)
  5. Где можно чаще всего встречать кенгуру? (Австралия)

Ключевое слово – Индия. В этой стране больше всего выращивают чай. (Отвечают на вопросы кроссворда)

Проводить физминутку “А теперь все дружно встали..”

Текст Описание
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики
Постукивание подушечками пальцев по столу
Прыг – скок, прыг – скок –
Прискакали на лужок
Движение то же, но в данном ритме
Ветер травушку качает,
Влево вправо наклоняет
Поднимаем руки вверх и наклоняем их поочередно влево вправо
Один – два – три – четыре – пять!
Все умеем мы считать
Поочередно сгибаем пальцы: мизинцы, безымянные пальцы, средние, указательные, большие. Кист рук сжать в кулак, выпрямить.
Отдыхать умеем тоже - Плавно отводим руки назад
Руки за спину положим, Сложим руки за спину
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Голову поднимаем повыше и начинаем спокойно дышать.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы разговаривали о разных странах, о России, а ведь есть в этой стране республика, где мы живем. Как же она называется?

Ответы детей: (Татарстан)

Воспитатель: Правильно дети. Наша республика очень красивая, богатая. Здесь дружно живут люди разных национальностей. А кто скажет, как зовут президента Татарстана?

Ответы детей: (Минниханов Р.Н.)

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, как называется столица Татарстана? Да ребята, это город Казань. Вот посмотрите на карту нашей республики. Здесь находится город Казань (показ воспитателя) А какие города Татарстана вы ещё знаете?

Ответы детей и показ воспитателя на карте.

Воспитатель: Ребята мы уже с вами сегодня рассматривали герб и флаг Татарстана. А сейчас мы давайте встанем художниками и нарисуем по памяти флаг России и флаг Татарстана. (Работа детей за столами). Хорошо, молодцы, все справились с заданием. Мы ведь с вами учили гимн Татарстана, где каждое слово этой песни выражает большую любовь и уважение к родной земле, родному краю. Встаньте, пожалуйста, вот сюда и мы исполним для наших гостей гимн Татарстана. (Дети исполняют гимн).

Воспитатель: Садитесь, мы с вами поговорим о самом родном крае, где мы живем. Как называется наш поселок? Какие достопримечательности нашего поселка вы знаете?

Ответы детей: (Актюба. Школа искусств, бассейн, конно-спортивная школа)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете свой родной посёлок. Знаете города нашей республики, чтобы ещё лучше запомнить мы с вами проведем игру “Найди город по описанию”. (Проводится игра)

Описание игры: Для этой игры мы разделимся на 4 команды и выйдем в середину. Для каждой команды приготовлен вопрос, где описывается один из городов Татарстана. Посовещавшись со своей командой, каждая команда дает ответ и находит название этого города, которые вы видите на стульях. Каждая команда за правильный ответ получает 5 очков. Вопросы буду задавать я по очереди каждой команде.

Вопросы к игре

1. В этом городе родился великий русский художник И. Шишкин, который написал картину “Утро в сосновом лесу”. (Елабуга)

2. Этот город прославился своими автомобилями КамАЗ. (Набережные Челны)

3. Этот город находится недалеко от нас и его называют нефтяной столицей Татарстана. (Альметьевск)

4. Мастера этого поселка прославились на всю республику со своими игрушками. Как называется этот поселок?

    (Актюба)

Воспитатель: Мне очень понравилась, как вы играли, показали знания городов. А сейчас давайте проведем итог нашего занятия. О чем мы сегодня с вами беседовали?

Ответы детей: (О материках, океанах, разных странах, о нашей стране России, родном крае).

Воспитатель обобщает: Правильно ребята. Мы с вами говорили о нашем родном крае, который славится не только красотой богатством городов, посёлков, деревень, а трудолюбивыми, хорошими людьми живущими рядом с нами. О разных странах и материках, океанах. О нашей Земле, которая является нашим общим домом. И мы должны беречь нашу Землю, стараться сохранять её красоту и богатство для будущих поколений.

Заключение

На занятии мы закрепили знания детей о Солнечной системе, природном окружении, разных странах, символике России и Татарстана. Уточнили знание о Родине – России, родном крае – Татарстане. Слушали гимн России и исполняли гимн Татарстана.

Во время рисования дети показали умение изображать предметы по памяти и хорошую технику закрашивания.

Отвечая на занятии, дети были активны, давали правильные ответы на вопросы кроссворда. Это показывает, что они хорошо усвоили материал. Дети получали и новые знания о странах и городах. Узнали много нового и интересного о городах Татарстана, где живут трудолюбивые люди нашей республики. Ребята с любовью и гордостью слушали о своих родных местах, где трудятся их родители – нефтяники. Восхищались талантом и умением мастеров “Актюбинской игрушки”, которая прославила наш посёлок по всей республике. Со всеми задачами, поставленными на занятии, дети справились.

Список использованной литературы

  1. Кондрыкинская Л. А. “ С чего начинается Родина?”.
  2. Детская энциклопедия “Росмэн”.
  3. Журнал “Дошкольное воспитание” №3 2004 г.
  4. Все обо всем. Весь мир “Астрель”.