Разработка урока по географии на тему "Движение земной коры". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • познакомить учащихся с видами движения земной коры;
  • сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покрове.

Оборудование:

Карта мира, тектоническая карта, таблица “Землетрясение”, описание силы землетрясения, презентация .ppt.

Ход урока

Опрос (слайд 2. Презентация)

  1. Оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
  2. Глубокие выработки в земной коре, создаваемые бурением для добычи полезных ископаемых и их разведки.
  3. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы.
  4. Осадочные породы, образовавшиеся из обломков различных твердых горных (галька, гравий, песок) и глинистых пород.
  5. Породы, образовавшиеся в результате оседания продуктов разрушения горных пород и остатков организмов и их накопления на поверхности земной коры на суше и на дне озер, морей и океанов.
  6. Горные породы, претерпевшие изменения в глубинах земной коры их сильного нагревания и сжатия.
  7. Горные породы и минералы неорганического происхождения, которые образуются из растворимых в воде веществ.
  8. Осадочные породы, состоящие в основном из остатков растений и животных, накопившиеся на дне озер, морей и океанов.
  9. Однородный, обычно кристаллический продукт природных процессов, имеющий определенные физические свойства и химический состав.

Изучение нового.

- Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? (Горизонтально, наклонно, смятые в складки). (Слайд 4).

Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.

- Почему это происходит?

Вывод.

Земная кора находится в постоянном движении.

- Как будет звучать тема нашего урока? (Движение земной коры). Записываем тему урока: “Движение земной коры”.

- Какова же причина движений? (Процессы, происходящие внутри Земли). (Слайд 5)

Земная кора состоит из плит на которых располагаются материки и океаны. По верхней мантии (астеносфере) эти плиты постоянно движутся. (Слайд 6)

- В каких направлениях могут быть эти движения земной коры? (Вертикальные, горизонтальные).

Изобразим в тетради движения земной коры виде схемы. (Слайд 7-11)

Задание:

Нидерланды находятся ниже уровня моря и опускается со скоростью 3 мм в год. На сколько опустится территория через 100 лет? (S=V*t , S=3*100=300 мм = 30 см) (Слайд 12)

Если горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены. В грабене расположено озеро Байкал. (Слайд 13-14)

- Почему мы не замечаем вертикальных движений? (Они происходят очень медленно)

- Как вы думаете, какое стихийное природное явление происходит при горизонтальном движении? (Землетрясение, извержение вулкана) (Слайд 15)

Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других в горизонтальном положении. Землетрясения имеют очаг и эпицентр. (Слайд 16-19)

Очаг землетрясения – место, где образуется разрыв и смещение пород.

Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Наука, изучающая землетрясения – сейсмология. (Слайд 20)

Ученые – сейсмологи изучают это природное стихийное бедствие с помощью сейсмографа и составили шкалу для изменения силы землетрясения в баллах от 1-12.

Таблица шкалы землетрясения (Рихтера)

(Слайд 21)

Баллы Название землетрясения Краткая характеристика
1 Незаметное Отмечается только сейсмическими приборами
2 Очень слабое Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя
3 Слабое Ощущается лишь небольшой частью населения
4 Умеренное Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен
5 Довольно сильное Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих
6 Сильное Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий.
7 Очень сильное Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми.
8 Разрушительное Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Меняется уровень воды в колодцах. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Падают дымовые трубы. Сильно повреждаются капитальные здания.
9 Опустошительное Сильное повреждение и разрушение каменных домов.
10 Уничтожающее Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов.
11 Катастрофа Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные дома совершенно разрушаются
12 Сильная катастрофа Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. На земной поверхности видны волны.

Задание.

Дайте оценку силы землетрясения по описанию.

*Сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города "золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.

Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для еженедельного журнала, сообщал: "Сан-Франциско умер!.. В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Пожары возникли в десятке кварталов южнее Маркет-стрит, в рабочих гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди не были организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры". К тому времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан-Франциско уже было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах. (8-9б)

*Вот что рассказала домохозяйка Аннета Генри, находившаяся на одной из самых оживленных улиц Сан-Франциско, когда в октябре 1989 года произошел подземный удар; "Это выглядело так, словно Бог хлопнул в ладоши и под землей прошла волна. Автомобили на шоссе прыгали вверх и вниз, как в диснеевском мультфильме. Каждый раз, когда в Калифорнии происходит землетрясение, мы хихикаем, мы спокойны и самоуверенны. Но теперь все было по-другому. Нас преследовала мысль, что шуточки закончились. Мне казалось, что началось то, Большое землетрясение".

Скалы в разломе Святого Андреаса больше не могли сдерживать давление земной коры, начавшей энергичную подвижку. Волны давления, расходясь от эпицентра землетрясения, распространялись со скоростью 5 миль в секунду на юго-восток от Сан-Франциско через скальное ложе под горами Санта-Крус. 17 октября, в вечерний "час пик", оно нанесло удар Сан-Франциско и в течение 15 секунд превратило многие здания в развалины, уничтожило секцию моста Бэй Бридж, разворотило целую милю шоссе-эстакады и ввергло в пожарище исторический район Марина. (8-9б)

Как ученые прогнозируют землетрясения? (Слайд 22)

Система предупреждения землетрясения, представляет собой сеть автоматических станций с расстоянием между датчиками, 200 500 км. Датчики на станциях регистрируют то же поле, на которое реагируют животные, преобразуют его в электрический. Землетрясения уносят десятки тысяч жизней ежегодно. Сейчас появляются приборы, которые, в некоторых случаях, могут предупредить о предстоящем землетрясении в стороне от эпицентра секунд за 10, 15. Этого достаточно, чтобы обесточить систему на железной дороге и т.д., но недостаточно для предупреждения людей, находящихся в зданиях. Известно много попыток использовать животных, которые за несколько часов до начала, слышат приближение землетрясения, для долговременного и оперативного предупреждения людей. Еще никто не использовал непосредственное измерение тех полей, которые используют животные, для предупреждения землетрясений.

Закрепление изученного. (Слайд 22-24)

  • Нарисуйте схему и объясните что такое землетрясение, очаг, эпицентр.
  • Как вы думаете, в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и почему?
  • Как действовать при землетрясении?

Домашнее задание: §16.