Комплексные работы для младших школьников на межпредметной основе

Разделы: Начальная школа


Работа № 1.

Текст “Аисты и Лягушки”. С. Михалков

(Учебник “Литературное чтение”, часть № 3 – О. В. Кубасова.)

Прочитай текст.

Поспорила Лягушка с Аистом:

– Кто красивее?

– Я! – уверенно сказал Аист.– Посмотрите, какие у меня красивые ноги!

– Зато у меня их четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка.

– Да, у меня только две ноги, – сказал Аист, – но они у меня длинные!

– А я квакать умею, а ты нет!

– А я летаю, а ты только прыгаешь!

– Летаешь, а нырять не можешь!

– А у меня есть клюв!

– Подумаешь клюв! На что он нужен?!

– А вот на что! – рассердился Аист и … проглотил Лягушку.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

Выполни задания, опираясь на содержание текста.

Задание 1. Сколько персонажей в этом произведении?

Впиши нужную цифру:

Ответ: 2.

Задание 2. От чьего лица ведется речь?

  1. от лица автора,
  2. от лица персонажей.

Ответ: 2. (От лица персонажей.)

Задание 3. Каков жанр данного произведения?

Выбери правильный ответ.

  1. сказка,
  2. рассказ,
  3. стихотворение,
  4. басня.

Ответ: басня (рассказ о взаимоотношениях животных, есть нравоучение, т. е. мораль).

Задание 4. Выясни значение слова “понапрасну”.

Слово Значение слова
понапрасну  

Ответ: напрасно, зря.

Задание 5. Каким словарем русского языка пользовался для определения значения слова “понапрасну”?

  1. орфографическим словарем,
  2. толковым словарем,
  3. этимологическим словарем.

Ответ: толковым словарем

Задание 6. Какие качества персонажей осуждает автор?

  1. скромность,
  2. неуступчивость,
  3. умение дружить,
  4. болтливость,
  5. хвастовство,
  6. доброта.

Ответ: 2, 4, 5.

Задание 7. Подчеркни в произведении нравоучение (мораль).

Ответ. Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

Задание 8. Выбери группу однокоренных слов.

  1. Лягушата, лягушачий, лягушке, лягушонок, лягушка.
  2. Лягушата, лягушка, лягушонок, лягушачий.

Ответ: 2.

Задание 9. Разбери данные слова по составу.

аисты, лягушки, клюв.

Задание 10. Распредели слова в 2 столбика.

Аист, болото, ноги, лягушка, клюв, крылья, глаза, перья, мушки.

кто? что?
   
   
   
   
   
   

Ответ:

кто?
аист
лягушка
мушки
 

 

что?
болото
ноги
клюв
глаза
крылья
перья

Задание 11. Подбери к словам первой группы слова из второй группы. Соедини слова линиями.


лягушка

аист
 
квакает
 летает
глотает
прыгает
ныряет

Задание 12. Как правильно сказать?

1) Красивее – ударение на третьем слоге.

2) Красивее – ударение на втором слоге.

Ответ: 2.

Задание 13. Выпиши первое предложение басни. Подчеркни главные члены предложения.

………………………………………………………………………………………………………………..

Ответ: Лягушка (подлежащее), поспорила (сказуемое).

В мире существует множество аистов. С некоторыми из них ты сейчас познакомишься.

Работа № 2.

Прочитай текст об аистах, рассмотри их фотографии (<Рисунок1> <Рисунок5>).

Аисты.

Аисты существуют на Земле с давних времен.

У нас в России достаточно распространен белый аист.

Обитает в заболоченных местах, возле жилья людей. Он имеет длинные ноги и шею, длинный узкий клюв красного цвета. Оперенье черно-белое. Ноги красного цвета. Белый аист имеет рост около 100–120 см, вес до 4 кг. Размах крыльев достигает 2 м. Хорошо летают, очень выносливы. Во время длительных перелетов они периодически могут засыпать на лету на 10 минут. Живут аисты до 20 лет.

Белые аисты – практически немые птицы: нет голосовых связок, перепонок.

Аисты очень прожорливы, едят целый день. Лягушки, жабы, ужи, гадюки, ящерицы, насекомые, мелкая рыба – корм аистов. Разыскивая добычу, аисты ходят не спеша, спокойно. Увидят ее, быстро подбегают, хватают добычу.

Гнездо у аистов имеет большие размеры, располагается на дереве, крыше дома, хозяйственных постройках. Птенцов аисты-родители кормят 4–5 раз в день. Одна птица принесла своим птенцам сразу около 50 лягушек общим весом в полкилограмма. Аисты пищу для птенцов отрыгивают. Гнездо охраняют по очереди.

Аисты с давних времен глубоко почитаемы в народе. С белым аистом связано много поверий, легенд.

Дальневосточный аист внешне похож на белого аиста. По размерам он значительно крупнее белого аиста и имеет клюв черного цвета. Дальневосточный аист находится на грани исчезновения.

Черный аист. Окраска оперенья птицы черная сверху и белая на брюхе, клюв и ноги красные.

В отличие от белого аиста черный аист имеет голос.

Черный аист и дальневосточный занесены в Красную книгу.

Фотографии аистов.

 


(Рис. 1). “Белый аист”.

(Рис. 2). “Черный аист”.

 


(Рис. 3) “Дальневосточный аист”.

 (Рис. 4) “Гнездо белого аиста”.

 


(Рис. 5) “Кормление птенцов”.

Выполни все задания. Это позволит тебе убедиться в том, что ты достиг успеха в учении.

Задание 1. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:

а) Где обитает аист?
………………………………………………………………………………………………………………..

б) Чем питается аист?
………………………………………………………………………………………………………………..

в) Как заботятся аисты о своих птенцах?
………………………………………………………………………………………………………………..

Задание2. Выпиши слово ДЛИННЫЙ, разбери его по составу.
………………………………………………………………………………………………………………

Задание3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

голо (з, с) – ………………………….… – …………………………………………..
лягу (ш, ж)ка – …………………………. – ………………………………………....
клю (ф, в) – ………………………......… – ………………………………………….
оп (и,е) ренье – ………………………… – ………………………………………….
гн (е, и)здо – …………………………… – ………………………………………….
пт (и, е) нцы – …………………………. – ………………………………………….

Задание 4. Выпиши из текста 2 слова с разделительным Ь.
1)…………………………………………..2) ………………………………………..

Ответ:1) оперенье; 2) крылья (возле жилья).

Задание 5. Выпиши из статьи 2 слова с двойными согласными.
1)………………………………………….2)…………………………………………

Ответ: 1) длинный; 2) хозяйственных (заболоченных).

Задание 6. Сделай фонетический разбор слова КЛЮВ.
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...

Задание 7. Сочини загадку об аисте, используя полученную информацию.
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………...

Ответ.

Две длинные ноги, два крыла,

Тело покрыто перьями,

Голова с длинным клювом,

Спит на лету, вьет большое гнездо.

Задание 8. Рост белого аиста составляет 100см–125 см, размах крыльев 155–200 см. Масса взрослой птицы достигает 4 кг.

Вставь пропущенные числа:

100 см = ……м
125 см = …….м…….см
2 м = ………..см
155 см = 1……..55……..
4 кг = …………г

Задание 9. Аисты – родители кормят птенцов 4 раза в день. Одна птица принесла сразу

50 лягушек. Сколько лягушек съели птенцы за день?

Решение:

                                                                       
                                                                       

Ответ: ……………………………………………………………………………………………..

Задание 10. Как нельзя прочитать число 200?

  1. 200 единиц.
  2. 200 десятков.
  3. 2 сотни.

Ответ: 200 десятков.

Список литературы.

  1. ООО “Издательство “Ассоциация XXI век”. Учебник “Литературное чтение”, часть № 3 – О.В. Кубасова.
  2. Википедия. Аисты.
  3. Издательство “Учитель”. Итоговая аттестация по окончании начальной школы. Интегрированные тесты Окружающий мир, русский язык, математика Е.А. Болотова, Т.А. Воронцова.