Цели:
- развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
- овладение способами проверки слов с парными согласными в конце и в середине слова;
- развитие орфографической зоркости;
- путем разгадывания загадок развить логическое мышление и речь детей;
- закрепление знаний о безударных гласных, главных и второстепенных членах предложений;
- воспитание любви к предмету.
Оборудование: учебник; рифмованное стихотворение; кроссворд; карта океана орфографических знаний с островами безударных гласных, парными звонкими и глухими согласными, с непроверяемыми согласными; медузы; музыка – шум моря.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Ребята, вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать?
– Сегодня я вам предлагаю путешествие на корабле по океану орфографических
знаний.
– Давайте вспомним, что такое орфография?
Вот перед нами карта орфографии. Там есть острова. Давайте прочитаем:
1. Остров безударных гласных.
2. Остров парных звонких и глухих согласных.
3. Остров непроизносимых согласных.
– Путешествие это очень трудное, но увлекательное. Его смогут успешно пройти самые внимательные, активные и грамотные. Но за 1 урок это путешествие невозможно пройти. Мы будем возвращаться к этим островам в течение всего учебного года. А чтобы все мы оказались на корабле, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.
III .Чистописание.
1) м мо рс ря
2) море, морской, моряк
– Что их объединяет?
– Можно ли составить сложное слово с корнем море?
– Здесь есть “лишнее” слово?
– Спишите, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
1. Работа с комментированием:
Пошел старик к синему морю.
– Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите части речи.
– Из какой сказки это предложение?
– Какое это предложение по цели высказывания? Распространенное или
нераспространенное? Почему?
2. Отправляясь в путешествие мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуем отгадать (отгадки записывают на доске и в тетради).
И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … (картошка)Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос…(морковь)Итальянцы назвали этот овощ яблоком ….(помидор)
На доске: картофель, морковь, помидор.
– Можем ли проверить эти подчеркнутые орфограммы? Почему?
– Назовите слово, где букв больше, чем звуков.
– Как назвать эти слова одним словом? (Овощи.)
– Молодцы, овощами мы запаслись, а теперь в путь!
IV. Работа над новым материалом.
3. – На нашем пути остров парных согласных по глухости и звонкости. Здесь еще утро, некоторые из звуков еще не проснулись. Произнесите звуки парами и “спящие” тут же проснутся. (Дети произносят звуки.)
[б] [в] [г] [д] [ж] [з]
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
– Какими они могут быть? Какая пара звуков всегда твердая? Назовите непарные
звонкие звуки: [л] [м] [н] [р], непарные глухие звуки: [х] [ц] [ч] [щ].
– Чем отличаются парные звонкие согласные от парных глухих звуков?
Звонкие – произносятся с голосом и шумом.
Глухие – произносятся с шумом.
– Чтобы не допустить ошибки при написании слов с парными звонкими и глухими
согласными в середине и в конце слова, что вы будете делать?(подбирать
проверочные слова, чтобы после согласных стояла гласная буква).
– Давайте вспомним стихотворение :
Если слышишь парный звук
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд – труды, кот – коты
Будешь грамотным и ты.
– Выбери нужную согласную букву и напиши проверочное слово:
Обед/т – обеды,
Завод/т – заводы,
Рыб/пка – рыба.
– Как нужно проверять парную согласную на конце и в середине?
V. Физкультминутка.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Морская фигура замри.
4. На доске стихотворение.
Ложка, лодка, рыбка, грядка,
Шубка, щепка и тетрадка,
Мышка, шишка и рубашка,
Книжка, кружка, промокашка.
Какие орфограммы здесь заметили?
- Читают про себя.
- Читают вслух хором.
- Читают шепотом.
Слово смело изменяй – рядом гласный подставляй.
(Нет чего?)
Ложек, лодок, рыбок, грядок,
шубок, щепок и тетрадей,
мышек, шишек и рубашек,
книжек, кружек, промокашек.
Игра: Кто больше запомнит слов и запишет в тетради (проверка записанных слов). Дети записывают слова под музыку – шум моря.
VI. Закрепление изученного материала.
5. – Ребята, мы на каком островке находимся? (На островке звонких и глухих согласных.)
Немного задержимся, потому что некоторых жителей этого островка захватили в плен злые медузы. Вы их освободите, если правильно вставите буквы. Поможем буквам?
На доске: (пропущенные буквы закрыты “медузами”).
Солнечная пого_ка. Мы плывем на ло_ке к зеленому остро_ку. Под бере_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие яго_ки манят нас. Скорее на бере_!
Проверка: называют пропущенную букву и проверочное слово.
– Давайте еще раз вспомним правило о парных согласных – самых опасных:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечетко слышится
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!
6. – Ребята, нам пора возвращаться. Но, к сожалению, на нашем пути пиратский корабль с пиратами. Они дают нам задание – разгадать кроссворд. Разгадаем?
По горизонтали:
- В золотой клубочек спрятался дубочек (желудь).
- Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дуб).
По вертикали:
- В огне не горит, в воде не тонет (лед).
- Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
- Кто растет корнем вверх? (Зуб.)
7. – Ребята, у нас остался один остров – остров непроизносимых согласных. Мы его посетим через несколько уроков.
VII. Итог урока.
– Ребята, с вами было интересно путешествовать.
– Как проверить парные звонкие и глухие согласные?
– Назовите непарные звонкие.
– Назовите непарные глухие.
– Назовите непарные мягкие.
– Назовите непарные твердые.
8. Домашнее задание: упр. 164.