Устный журнал "Россия – Родина моя"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Продолжить знакомство с событиями, личностями периода Смутного времени;
  • Развивать навыки КТД;
  • Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование:

  • государственная символика;
  • мультмедийная система;
  • презентация;
  • открытки и плакаты (на стенах);
  • стихи.

Ход мероприятия

1-й ведущий. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия! (Слайд 2)

2-й ведущий.  ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши. (Клик)

3-й ведущий.  РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. (Клик)

4-й ведущий. А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всяких врагов… (Слайд 3)

5-й ведущий. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

1-й ведущий. Велика наша Россия, широки ее просторы…

Под фонограмму песни “Гляжу в озера синие…” на экран проецируются Слайды с красивыми пейзажами России. (Слайд 4)

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву, (Слайд 5)
Зову тебя Россиею,
Единственной зову. (Слайд 6)
Спроси-переспроси меня,
Милее нет земли, (Слайд 7)
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли. (Слайд 8)
 

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву, (Слайд 9)
Зову тебя Россиею,
Единственной зову. (Слайд 10)
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой, (Слайд 11)
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой. (Слайд 12)

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда, (Слайд 13)
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда. (Слайд 14)
Не все вернулись соколы
Кто жив, а кто убит, (Слайд 15)
Но слава их высокая
Тебе принадлежит. (Слайд 16)

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда, (Слайд 17)
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда. (Слайд 18)
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой, (Слайд 19)
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой. (Слайд 20)
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой, (Слайд 21)
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой. (Слайд 22)

2-й ведущий. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны, ширились ее просторы.

3-й ведущий. В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля, и крепло единство народа. (Слайд 23)

4-й ведущий. Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.

5-й ведущий. В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. (Слайд 24)

1-й ведущий. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени. (Слайд 25)
Недолго правил страной сын Ивана Грозного – мягкосердечный царь Федор Иоаннович. (Клик) Он не оставил наследников, и после его кончины на трон сел родич царя – боярин Борис Годунов.

2-й ведущий. Царь Борис был умен и старался сделать много полезного для своего народа, (Слайд 26) но точно какое-то проклятье тяготело над всеми его делами. Сначала начался в стране страшный голод. А вскоре появился Самозванец, который с помощью хитрого польского короля решил завладеть русским престолом, выдавая себя за погибшего в младенчестве царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. (Слайд 27) Этот Самозванец Лжедмитрий собрал в Польше разбойничье войско и вместе с ним двинулся прямо на Москву.

3-й ведущий. Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве. (Слайд 28)

4-й ведущий.

Лжедмитрий – бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, все же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.

5-й ведущий.

Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы – в грязь, к своим ногам. (Слайд 29)

1-й ведущий. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. (Слайд 30) И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены. (Слайд 31)

2-й ведущий. И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

3-й ведущий.

В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов? (Слайд 32)

4-й ведущий.

Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он? (Слайд 33)

5-й ведущий.

Он – новый претендент на царство.
Любым путем пришел занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия – на воре – вор. (Слайд 34)

1-й ведущий. Жил в ту пору в России мужественный и мудрый человек – патриарх Гермоген. Первым встал он на защиту Отечества и послал в лагерь Самозванца гонца с грамотой, чтобы образумить тех, кто изменил законному царю. "Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?"

2-й ведущий.

Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды (Слайд 35)
Российский трон для них – игрушка:
"Царем – Владислава нам надо"

3-й ведущий.

Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – по-русски жить. (Клик)

4-й ведущий.

Но Сигизмунд – монарх коварный –
Отец Владислава – поляк –
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так. (Слайд 36)

5-й ведущий.

Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
“Сбирайтесь, россияне, воедино” –
Призвал из заточенья Гермоген.

1-й ведущий. Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю. (Слайд 37)

2-й ведущий. Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила его в темницу. (Клик) Он оказался в заточении, в осаде, как Троице-Сергиева лавра. И стоял в осаде так же твердо, чтобы дать пример крепости духа в Смутное время. (Слайд 38)

3-й ведущий. Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Расходились грамоты по стране, соединяя ее заново. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество. (Слайд 39)

4-й ведущий.

Призыв пришел нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

5-й ведущий. "Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву..."

1-й ведущий.

Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово воронье для пира. (Слайд 40)

2-й ведущий.

Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли.
Взывал к народу: "Русь спасайте!"

3-й ведущий. В городе Казани жил стрелец – удалой молодец. Звали его Данилой. У стрельца была семья небольшая: жена да дочка Матронушка.

4-й ведущий. Матронушке к той поре исполнилось девять лет. Славная помощница подрастала родителям на утешение.

5-й ведущий. Раз летом вспыхнул в Казани страшный пожар. Стали после пожара погорельцами и стрелец Данила с семьей. Построил Данила рядом со сгоревшим домом времянку, и стала семья там жить.
Появляются Матронушка с матушкой.

1-й ведущий. Как-то раз утром проснулась Матронушка и говорит своей матушке…

Девочка Матрона. Мама! Мама! Ко мне Божия Матерь ночью приходила. Сказала Она, что на месте сгоревшего дома, в золе спрятана чудесная икона. Надо выкопать эту икону, через нее благодатная сила и помощь явится.

Мама Матроны. Бог с тобой! И многие святые Пресвятую Богородицу не видывали. Ложись-ка лучше, поспи еще чуток.

Девочка Матрона. Нет, мама, не простое это было видение!

2-й ведущий. На следующее утро снова говорит Матронушка матушке…

Девочка Матрона. Мама, снова Матерь Божия приходила, спрашивала, почему мы Ее повеления не исполнили.

3-й ведущий.  В третью ночь увидела Матрона во сне уже саму икону Матери Божией и снова услышала слова: "Ищите на пепелище, в золе, и найдете чудотворную икону". Утром мама с дочкой отправились к епископу, но владыка им не поверил.

Мама Матроны. Придется нам, дочка, самим брать лопату и искать икону.

Девочка Матрона. Мама, смотри, здесь что-то завернуто в сукно!

4-й ведущий. Только копнула золу Матронушка, как все увидели сверток из вишневого сукна. Развернули – а в нем та самая икона, увиденная во сне! И такое сияние шло от иконы, что Матронушка даже глаза рукавом прикрыла

4-й ведущий.  Первым поднял новонайденную икону от земли священник соседней Никольской церкви. Через много лет этот священник станет патриархом Московским и Всея Руси Гермогеном – тем самым патриархом Гермогеном, который так отважно встал на защиту нашего Отечества, не склонив голову перед польскими захватчиками. (Слайд 41)

1-й ведущий.

Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”. (Клик)

2-й ведущий.

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”. (Слайд 42)

3-й ведущий.

Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю. (Слайд 43)

4-й ведущий. 4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву. (Слайд 44)

5-й ведущий. На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили! (Слайд 45)

1-й ведущий. Вся Россия благодарила храбрых своих сынов Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, вокруг которых собрались люди со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить разброд, разлад в одиночку не смог бы ни один человек. Победить врага можно было только, объединив народ России.

2-й ведущий. Поляки были изгнаны из Москвы, ратники Минина и Пожарского торжественно внесли в Кремль Казанскую икону. (Слайд 46)

3-й ведущий. В январе 1613 года. Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета и самобытности.

4-й ведущий. В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. (Слайд 47) Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провел их к убежищу Михаила. (Клик) Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увел поляков в другую сторону, в глухой лес.

5-й ведущий. Иван Сусанин погиб. Но и враги навечно остались в костромском лесу. (Слайд 48)

1-й ведущий. И, тем не менее, уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

Учитель. Ныне покойный патриарх Всея Руси Алексия II (Слайд 49) сказал: "Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть". Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не только от интервенции польской, но и от внутреннего разложения. (Слайд 50)

2-й ведущий.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину Мою!”

Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора “Моя Родина” слова Н. Добронравого, муз.А. Пахмутовой.