Урок-конференция по теме "Принципы языковой толерантности" в работе над учебным проектом "Язык как средство международного общения"

Разделы: Иностранные языки


Урок рекомендуется проводить в 8 классе после изучения темы “Английский язык – средство международного общения”. Он является итоговым уроком учебного проекта по данной теме.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы;

Это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.[1]

Целями данного проекта являются:

  1. Формирование у учащихся знаний о значении английского языка в современном мире, о важности изучения английского языка;
  2. Освоение способов приобретения знаний из различных источников;
  3. Проведение самостоятельной исследовательской работы и обобщение ее результатов;
  4. Формирование умений у учащихся работать в группе;
  5. Воспитание стремления к взаимопониманию, толерантного отношения к представителям разных культур и языков.

Для правильного и эффективного проведения урока учителю совместно с учащимися необходимо выполнить огромную подготовительную работу, чтобы научить школьников вести поиск информации, применять полученные знания и навыки, формулировать свое мнение, не бояться высказывать его, уметь отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

Этапы проведения учебного проекта:

1. Обсуждение целей и причин изучения английского языка

2. Составление анкеты для проведения опроса

3. Распределение на творческие группы по 3 темам.

3.1 История и география распространения английского языка.

Группа готовит CD-презентацию об истории распространения английского языка по миру. Можно на интерактивную доску вывести карту мира и выступающие умным пером стрелками показывают пути распространения английского языка и страны, где он является первым и вторым официальным языком.

3.2 Опрос “Зачем изучают английский язык”.

Группа готовит анкету и проводит опрос среди одноклассников, их родителей, бабушек и дедушек. Результаты опроса демонстрируются в виде таблицы и диаграммы. Это можно сделать с использованием интерактивной доски. Группа должна сделать выводы о том, какие причины изучения иностранных языков были главными раньше и теперь.

3.3 Области применения английского языка.

Группа готовит CD-презентацию, в которой перечисляются и иллюстрируются основные области применения английского языка.

4. Проведение урока-конференции.

5. Написание сочинения “Английский язык в моей жизни”.

Цели урока:

  1. развитие коммуникативной компетенции учащихся по теме “Английский язык – язык международного общения”;
  2. воспитание стремления к взаимопониманию между людьми, говорящих на разных языках.

Задачи: закрепление навыков по формированию, высказыванию и аргументации собственной точки зрения и навыков по ведению диалога – обмена мнениями.

Тип урока: урок-конференция

Техническое оснащение: ноутбук, проектор для демонстрации компьютерных презентаций, экран, (интерактивная доска).

Оформление доски: высказывания подростков на английском языке.

“Я считаю, что у нас – людей – становится все больше общего. Всем следует говорить на одном языке, и тогда нам легче будет общаться”.

“ Межнациональное общение важно. Но очень важна и индивидуальность. Каждый должен знать несколько языков, а не один”.

“Толерантность (терпимость) – это готовность позволять людям делать и говорить, что они хотят, верить в то, что они хотят, не критикуя их”. (Словарь современного английского языка.)

План урока:

  1. Организационный этап. Ведущие (учитель или подготовленные учащиеся) сообщают тему конференции, обращают внимание на приведенные высказывания и просят высказать свое мнение.
  2. Представляют первую группу выступающих.
  3. Этап проверки домашнего задания. Презентация материала первой группой учащихся.
  4. Этап всесторонней проверки знаний. Вопросы.
  5. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала. Ведущие благодарят выступавших за презентацию материала.
  6. Ведущие представляют вторую группу выступающих.
  7. Презентация материала второй группой учащихся.
  8. Вопросы класса к выступающим.
  9. Ведущие представляют третью группу выступающих.
  10. Презентация материала третей группой учащихся.
  11. Вопросы к выступающим.
  12. Обсуждение приведенных высказываний в группах или парах. Целью является выработка как можно большего числа аргументов в пользу каждого утверждения и вывод о том, что они оба справедливы и не противоречат друг другу.
  13. Высказывание общего мнения.
  14. Завершение.
  15. Учитель сообщает домашнее задание и подводит итоги работы: отмечает работу класса и особо активных учащихся.

Ход урока на английском языке:

Оформление доски: высказывания подростков.

“I think it is good that we as a human race have more and more in common. We should all speak the same language so it is easier to communicate.”

“Communication between countries is important. But it is also important to have an identity. Everyone should learn many languages, not just one.”[2]

“ Tolerance – willingness to allow people to do, say, or believe what they want without criticizing them.” Dictionary of Contemporary English [3]

1. P1. Dear friends! Today we are holding a conference on the importance of learning foreign languages.

Nowadays a knowledge of foreign languages is becoming more and more important than ever before because we live in a multi-lingual environment.

The English language is growing faster than any other language and has become a global language.

Let’s listen to the first group of students. They are going to tell us about the history of English.

2. The CD-presentation of the first group.

3. P1. Well, would you like to ask the group any questions?

Thank you for your useful information.

4. P2. Why do people learn foreign languages?

In recent years the world has changed and the purposes of learning languages have also changed.

Our second group has carried out a survey. They made up the questionnaire and asked a number of representatives of 3 generations: grandparents, parents and students to fill it in. Now they are going to acquaint you with the results of the survey.

5. The CD-presentation of the second group.

6. P2. Would you like to ask the group any questions?

Thank you for your interesting information.

7. In recent years, there has been a huge increase in the number of areas where foreign languages are needed. The third group is going to run through the main spheres where the English language is used.

8. The CD-presentation of the third group.

9. P1. To sum it up, English has become the international language, the language of the planet.

So should we stop learning other languages and concentrate on English?

Look at the quotations on the blackboard. What is the main point? (Whether there should be one world language or whether we should keep our own language.)

Work in pairs and complete a survey. Work out as many arguments for both statements as you can.

10. Group work

11. T. Read your arguments for one world language.

Against it.

12. T. All things considered, all people have the language right i.e. the right to speak their own language. Every language is a part of culture and traditions of people living in the country.

In 1995 185 countries including Russia signed the Declaration of the principles of tolerance. It declares that all people have their identity and it should be saved and cherished. We want to live in a free democratic society where everyone can say, do and believe what they want and no one would criticize them.

However, it’s very convenient to have one world language. It also can help communicate with people, learn more about life, customs and traditions in other countries and understand each other.

13. T. – We greatly appreciate the participants of our conference. You’ve made a good job. We are also thankful to you for taking part in our discussion and I hope you will always show your tolerance to those who differ from you in appearance, language, views and customs.

Student card (Class survey)

I think, all people should speak one language because I think, people should speak many languages because
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
   

Survey “Why Do People Study English?”

Total number of interviewed 54

  Reasons and aims of studying English In grandparents’ times In parents’ times nowadays
1 Because it is taught at school 18 14 11
2 As a hobby 3 3 3
3 To read foreign authors in the original 3 7 8
4 To read scientific literature 5 2 6
5 For work 4 10 16
6 For travelling 3 9 15
7 For communication 3 8 15
8 To listen to songs in English 1 7 11
9 To listen to foreign radio broadcasting 2 3 5
10 To watch films in English 2 6 9
11 To use computer 0 2 16
12 Other      

Survey results.

Презентация.

Литература.

  1. Intel Обучение для будущего.: Учебное пособие– М.: Интернет-Университет Информационных Технологии 2006.
  2. Get on Track to FCE.: Pearson Education Limited 2002.
  3. Longman Dictionary of Contemporary.; English Pearson Education Limited 1978, 2001.