Народное искусство, рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Именно поэтому творчество народных мастеров Дымкова, Полховского-Майдана, Хохломы, Гжели, Городца и других промыслов, а так же история народного костюма, символика орнамента являются основой русского народного декоративно-прикладного творчества.
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай – и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат разные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, бочата, солонницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов, различные полочки и подставки, декоративные блюда.
Традиционный мотив жостовской росписи – цветочный букет на черном фоне. Его отличает декоративная обобщенность реалистической формы. В жостовских букетах можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это – королева всех цветов роза, алый мак, звездчатые астры и георгин. Дополняют композицию более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Цветы, которые изображены на подносах, обычно собраны в букеты, гирлянды, венки и другие цветочные композиции. Жостовские цветы переносят нас в мир фантазии и мастерства.
Город Городец находится в Нижегородской области. Для росписи в этой местности используют черный, синий, темно-красный, коричневый и белый цвета. Мастера рисуют масляными красками по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изделия небольшого размера (солонка, сундучок), как правило, расписывают растительными орнаментами. На более крупных изделиях можно увидеть фигуры коня, птицы, различные мотивы и сюжеты, применяемые для оформления детской мебели, кухонных наборов, декоративных тарелок.
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе
Дымково, неподалеку от города Вятка. Глиняная игрушка лепится и раскрашивается
вручную. Каждый экземпляр приходится изготовлять словно впервые, творчески, как
бы глубоко традиционен он ни был.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет
характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига
окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас заменой ему служат
водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись красками. Звонкие
тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают яркую, жизнерадостную
гамму росписи.
Наряду со сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте
игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в
необычных ситуациях: например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел,
одетый в смешные штанишки. Все это усиливает ощущение праздничности, вызывает
улыбку при общении с подобной игрушкой.
Основная цель – постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей.
Задачи кружка:
- воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека, декоративно-прикладного искусства,
- формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности,
- воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, , комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский
Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.
Для осуществления работы кружка необходимо:
- Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин.
- Заготовки деревянной посуды под роспись.
- Лен, природные материалы.
- Аудиокассеты с русскими сказками.
- Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
- Посещение музея “Декоратино-приглодного творчества”.
Основа программы – это постепенность погружения в мир декоративно-прикладного искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Единство их в каждом занятии обязательно.
Занятия построены в виде игры “Путешествие к мастерам”. Каждый урок – это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Основная цель этого путешествия – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.
Обучение делится на два этапа.
I Этап. Задачи I этапа:
- помочь ребенку найти свое понимание декоративного искусства и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
- формировать художественно-творческую активность ребенка;
- духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук,
- обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;
II Этап. Задачи II этапа:
- развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
- развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
- учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
- развить стремление ребенка к созданию образов;
- учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
- учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
- воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.
Обучение строится на следующих принципах:
- единство и постепенность погружения в мир декоративного искусства;
- сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях мастеров;
- доступность и простота изучаемого.
Средства обучения:
- Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин.
- Заготовки деревянной посуды под роспись.
- Лен, природные материалы.
- Аудиокассеты с русскими сказками.
- Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
- Посещение музея “Декоративно-прикладного творчества”.
Методы работы:
Беседа, пересказ, наблюдения, объяснение с демонстрацией, предварительное разъяснение.
Возраст детей 7–14 лет.
Срок реализации 1 года.
Формы и режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы подведение итогов.
Подведение итогов работы учащихся по данной программе будет проходить в форме школьных выставок, где будут представлены все творческие работы учащихся, сделанные за четверть, полугодие, год. Планируемые выставки:
I четверть – Выставка “Бумажная страна”.
II четверть – Выставка “Чудесное превращение лоскутка”
III четверть – Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.
IV четверть – Выставка “Узоры матушки природы”
Ожидаемые результаты.
- Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства. Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).
- Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, тканью, делать роспись предметов.
- Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры.
- Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Тема | Часы |
Тема1. Работа с природными материалами. | 9 |
Выставка “Узоры матушки природы”. | |
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье. Поделки из ниток. | 9 |
Выставка “Чудесное превращение лоскутка” | |
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. | 11 |
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”. | |
Тема 4. Работа с бумагой. Техники : оригами, аппликации, кливлинг. | 9 |
Выставка “Бумажная страна” | |
Общее количество часов | 38 |
Содержание программы.
Темы 1. Работа с природными материалами.
Поделки из природных материалов – камни, ветки, шишки, ракушки, гербарии– в
сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, предметов интерьера, икебаны.
Выставка “Узоры матушки природы”, “Вернисаж осенних букетов”.
Всего 9 часов.
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье. Поделки из
ниток.
Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на
елку. Шары из ниток, плетение, создание аппликаций из ткани. Вышивание.
Выставка “Чудесное превращение лоскутка”.
Всего 9 часов.
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла.
Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись,
Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета,
сюжеты, роспись посудных заготовок.
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.
Всего 11 часов.
Тема 4. Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг.
Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами
клея. Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами. Поделки из
разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги –
кливлинг.
Выставка “Бумажная страна”.
Всего 9 часов.
Методическое обеспечение.
Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.
Обучение декоративно-прикладной росписи школьников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно
соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к
этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в
работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий
декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно
прививается детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук,
имеющих главное значение в политехническом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы
школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями,
развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической
подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную
ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство,
формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в
единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых
умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять
комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством,
определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания
школьников.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с
декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством
утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным
колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном
искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях,
радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно
возникает вопрос о самом активном его использовании в работе со школьниками.
Задача воспитателя – направлять творческий процесс школьников, ориентируя их
на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип
ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий
со школьниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства
эстетического воспитания имеет свои преимущества. Главные из них – широкие
горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного
воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности
школьник
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата | Примечание |
Тема 1. | Работа с природными материалами. | 9 | ||
1–2 | Создание поделок из ракушек с росписью пике. | 2 | ||
3–4 | Создание поделок из веток, шишек, листьев. | 2 | ||
5–6 | Создание икебаны. | 2 | ||
7–9 | Создание осенних букетов с использованием всех природных материалов. | 3 | ||
Выставка “Узоры матушки природы” “Вернисаж осенних букетов” | ||||
Тема 2. | Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье-печворк. Поделки из ниток. | 9 | ||
1–2 | Мягкая игрушка: кукла “Скоморох” из лоскутов. | 2 | ||
3–4 | Шары и игрушки из ниток. | 2 | ||
5–6 | Салфетки в технике лоскутного шитья. | 2 | ||
7–8 | Аппликаций из ткани “Новогодний огонек” | 2 | ||
Выставка “Чудесное превращение лоскутка” | ||||
Тема 3. | Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. | 11 | ||
1–2 | Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта в технике декупаж | 2 | ||
3–4 | Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. | 2 | ||
5–6 | Городецкая роспись. Роспись посудных форм. | 2 | ||
7–6 | Жостовская роспись. Эскизы подносов. | 2 | ||
9–11 | Дымковская игрушка. Роспись заготовок из пластилина. | 3 | ||
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”. | ||||
Тема 1 | Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг. | 9 | ||
1 | Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Создание заготовок к аппликации. | 1 | ||
2–3 | Композиции и аппликация. | 2 | ||
4–5 | Создание объемных форм из бумаги (шары, фонарики) | 2 | ||
6 | Поделки в технике оригами: пароход, журавлик, цветы. Техник складывания. | 1 | ||
7 | Составление композиции из элементов в технике оригами. | 1 | ||
8–9 | Украшение предметов обихода из бумаги– кливлинг. | 2 | ||
Выставка “Бумажная страна” | ||||
Всего часов | 38 |