Урок "Число 5. Цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. познакомить с образованием и составом числа 5;
  2. с цифрой 5;
  3. научить сравнивать число 5 с предыдущим.

Оборудование:

  1. у учителя: предметные картинки, наборное полотно, демонстрационный материал;
  2. у учащихся: карточки с числами 1, 2, 3, 4, 5 , геометрические фигуры.

Ход урока

1. Активизация знаний о последовательности чисел 1, 2, 3, 4 и состав чисел 2, 3, 4.

Игра “Продолжи счет”.

3 – это 2 и сколько? (Ответ дети показывают с помощью карточек.)
2 – это 1 и сколько?
4 – это 2 и сколько?
4 – это 3 и сколько7

Математический диктант:

а) запишите число, следующее за числом 1, 2, 3;
б) запишите число которое идет при счете перед числом 4, 3, 2;
в) запишите число которое стоит между числами 1 и 3, 2 и 4;
г) запишите число которое надо прибавить к 1, чтобы получить 2;
д) запишите сколько надо отнять от 4, чтобы получить 2;

Игра "Покажи сколько и на сколько?”

Учитель выставляет на доске несколько предметных картинок, например: 3 синих шарика, 4 красных и спрашивает: "Сколько синих шариков?". “Сколько красных?” “А каких шаров больше?” Дети находят карточку с соответствующим числом и показывают ее.

Образование чисел 2–4.

– У меня в коробочке находится главный герой из мультфильма “Ну погоди” Он серенький, с большими длинными ушами, любит морковку .Кто это? Правильно, это заяц. (Учитель показывает игрушечного зайца или выставляет картинку с его изображением.)

– Зайчик в лесу нашел сначала 2 грибочка.

(Учитель выставляет на наборное полотно 2 предметные картинки с изображением моркови.)

– Потом зайчик нашел еще одну морковь. (Учитель выставляет еще одну предметную картинку.)

– Сколько морковок стало у зайца? Как получили 3 моркови? Сколько морковок станет у зайца, если он найдет еще одну ? Как получилось число 4? Нарисуйте в тетради столько кружочков, сколько морковок нашел заяц. Раскрасьте их так, чтобы синий кружок был между красным и желтым, а зеленый – рядом с красным.

(Один ученик выполняет задание у доски.)

2. Физкультминутка: "Топай Мишка”.

Топай Мишка, хлопай Мишка
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся, …и садись.

3. Работа над новым материалом.

1. Работа с математическим набором

– Положите 4 кружочка. Как сделать чтобы их стало на 1 больше?

(Положить еще 1.)

– Сколько станет кружочков? (5)

На наборном полотне появляется запись:

4+1=5

– Сколько было кружочков? (4)
– Сколько стало кружочков?(5)
– Стало больше или меньше? (Больше)
– Почему стало больше? (Прибавили1)

2. Задание: “Какие карточки перевернуты?”

4 ( ) 1 = 5
5 ( ) 1 = 4
3 ( ) 1 = 4
4 ( ) 1 =3

– Какой знак должен быть на первой карточке?
– Было 4, а стало 6. Стало больше или меньше? Значит надо прибавить или вычесть?
– Прочитайте пример.

(Аналогично разбираются другие примеры.)

3. Работа в тетради.

Показ образца написания цифры.

4. Объяснения учителя:

а) Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки,
б) ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки,
в) пишем полуовал касаясь правой стороны клетки.
г) сверху от палочки пишем вправо верхнего угла клетки.

– Пожалуйста, в рабочих тетрадях напишите по точкам.
– Сравните с образцом.
– Допишите до конца строчки.

5. Работа с демонстрационным материалом.

а) Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько желтых яблок на дереве?

– Сколько красных? Как записали, что всего яблок 4 да еще 1?
– Всего на дереве 5 яблок, 1 из них – красное. 5 без 1 будет 4. Как это записали?
– Сколько мальчиков на картинке? Как записали, что всего детей 3 да 2?
– Всего на картинке 5 детей. 2 из них -девочки, значит, мальчиков – 5 без 2.
– Как это записали ?

б) Сколько перед вами (треугольников, квадратов, кружочков)?

(Дети выкладывают перед собой карточки с соответствующими числами.)

4. Закрепление пройденного материала.

(Работа по учебнику (с. 32–33).)

Рассмотрите верхнюю картинку.

– Сколько детей идут из сада? (4)
– Сколько детей идут в сад? (I)
– Сколько всего детей? (5)
– Как это можно записать? (4 + 1=5)
– Сколько мальчиков на картинке? (3)
– С
колько девочек? (2)
– С
колько всего детей? (5)
– Как это можно записать? (3 + 2 = 5)
– Рассмотрите схему с кружочками.
– Почему записали 4+1=5? Объясните по рисунку.

Аналогично объясняются следующие записи.

– Рассмотрите картинки ниже. Соотнесите картинки с цифрами. Разложите карточки с цифрами на картинки
– Проверьте работу друг у друга.
– Какие монеты нарисованы в учебнике на стр.32?
– Сравните их: чем они похожи, чем отличаются? (Все монеты одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.)
– Почему монета в 5 рублей больше, чем монета в 1 рубль? (Потому что 5 больше 1.)
– Сколько монет по 1 рублю надо взять, чтобы получить 2 (3, 4, 5) рублей.

5. Итог урока.

а) Дополнительный материал. Задачи на смекалку.

Задача А. Ира вымыла пять тарелок, а две протерла полотенцем. Сколько мокрых тарелок?
(Необходимо нарисовать все тарелки, те, которые уже протерли подписать (С – сухие). Далее нетрудно сосчитать.)

Задача Б. Женя родилась на 2 года раньше Оли. Сейчас Жене 5 лет. Сколько лет Оле?
(Вывод о том, сколько лет Оле делается из условия о том, что Оля на 2 года моложе. Необходимо решить эту задачу наглядно.)

12 2 3 4 5 6 7 8 9
    О   Ж        

Ученики должны отвечать на вопросы: куда поставить Олю левее или правее Жени? На сколько левее? Кто моложе и на сколько?

Задача В. Илья разломил плитку шоколада, а затем одну из получивших после первого разлома разломил еще раз. На сколько частей Илья разломил шоколадку?
(Необходимо продемонстрировать решение данной задачи на листке бумаги.)

б)
– Что вам понравилось на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– С каким новым числом вы познакомились?
– Молодцы! Спасибо за урок.