Урок "Химия клетки. Строение и функции мембраны"

Разделы: Химия, Биология


“Тот, кто не знает, куда направляется, очень удивится, узнав, где он оказался”.
Марк Твен

Цели урока:

  • Формирование целостного восприятия физико-химических и биологических процессов.
  • Развитие умения работать с информацией и применять на практике.
  • Развитие исследовательских навыков.
  • Развитие логического мышления, мыслительных операций – абстрагирование и конкретизация, поиск причинно-следственных связей и т. д.
  • Развитие коммуникативной культуры (умение слушать, высказывать свою мысль, с уважением относиться к чужому мнению, коллективно решать общую задачу).

Задачи:

  • Выявить функции мембраны
  • Вспомнить строение структурных элементов мембраны – органических веществ.
  • Показать взаимосвязь химического состава, строения и функций клетки.
  • Учить читать и анализировать схемы, объяснять результаты опытов.
  • Учить работать в группе.
  • Учить применять полученные в системе знания для объяснения физиологических процессов.

Оборудование и материалы:

Приложение 1 (презентация), Приложение 2 (видеофайл)

Штативы, пробирки с водой, полоски промасленной бумаги, стаканчики с водой.

Основные этапы урока Основные виды деятельности учителя и учащихся
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Постановка проблемы (интеракция).

Итак, из предыдущих уроков мы знаем, что вне клетки нет жизни.
Клетка находится в окружающей ее среде, отличается от нее и обменивается с ней веществами. Так было в древних клетках, живущих в первичном океане.
Так происходит и сейчас, где бы не находилась клетка – в форме одноклеточного организма или в составе колонии, или в составе огромного сложноорганизованного организма – клетка живет в окружающей ее среде и с ней взаимодействует.

5 мин.

Вводное слово учителя (постановка цели урока).

 

На данном слайде изображена схема внутренней среды организма. Все та же водная среда с растворенными веществами, как и в первичном океане.

– Расскажите, какие вещества нужны для жизни клетки.
– Как она их получает?
– Что разделяет внутреннее содержимое клетки от окружающей среды?

Сегодня мы постараемся выяснить, какое строение должна иметь плазматическая мембрана (попробуем смоделировать ее строение из различных органических веществ) в соответствии с выполняемыми функциями.
(Цель урока.)

Беседа. Учащиеся вспоминают, как работает транспортная система организма. Какие вещества поступают в клетку и удаляются из нее. (Репродуктивный уровень).

Запись темы в тетради.

III. Исследование проблемы

1. Функции мембраны.

Задание: найдите как можно больше функций мембраны. Для этого рассмотрите предложенные рисунки и схемы.

                                     Рис. 1. Схема строения клетки            Рис.2. Схема внутренней среды организма.


Рис. 3. Тканевое строение организма человека.

 

   
Рис. 4. Старинные гравюры, изображающие:
а) переливание крови от человека человеку;
      б) переливание крови от животного к человеку.


Рис. 5. Нервно-гуморальная регуляция функций организма при стрессе.

Предполагаемые ответы.

  1. Мембрана дает механическую защиту клетке, ограничивает.
  2. Разъединяет водные растворы внешние и внутренние по химическому составу.
  3. Обеспечивает избирательный транспорт веществ.
  4. Обеспечивает связь между клетками в тканях.
  5. Выполняет рецепторную функцию(восприятие внешних сигналов, тем самым обеспечивает взаимосвязь клеток на уровне всего организма).
  6. Обеспечивает специфичность клеток.
20 мин.

Практический, поисковый метод деятельности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по 4 (две парты), им выдается набор схем и рисунков (дублируются на доске). Группы обсуждают и фиксируют результаты своих размышлений.

Предлагают классу свои варианты (коллективное обсуждение).

Учитель инструктирует, направляет, координирует, оценивает работу.

Запись в тетради функций плазматической мембраны.

1. Строение мембраны.

– Какое строение должна иметь мембрана, чтобы обеспечить эти функции?
– Какой строительный материал вы можете предложить?

(Учащиеся называют: липиды, белки, углеводы. Учитель добавляет комплексы: липид-белок, белок-углевод, липид-углевод.)

а) Начнем со второй функции. Какое вещество способно разъединять водные растворы?

(Учащиеся предполагают, что это липиды.)

– Почему именно липиды?

Учащиеся: Потому что липиды не растворяются в воде.

Далее предлагается проделать следующие опыты:

Опыт 1. В пробирку с водой прилить несколько капель растительного масла. Что наблюдаем? Почему?

Встряхнуть пробирку. Что наблюдаем? Почему?

Опыт 2. В стаканчик с водой опустить полоску бумаги , пропитанную маслом. Что наблюдаем? Почему?

(Учащиеся говорят о нерастворимости жира в воде, несмачиваемости жирных поверхностей, об эмульгации жира – распределении в виде капелек при встряхивании) делают вывод о том, что жироподобные вещества – идеальный материал для разграничения водных растворов.)

Поисковая беседа.

2–3 мин.

 

 

Практическая работа.

Поисковая беседа.

6–7 мин.

 

Рассмотрим с химической точки зрения, как липиды могут выполнять данную функцию.

Напишите формулу фосфолипида. (Учащиеся вспоминают, что это сложный эфир глицерина, жирных кислот и остатка фосфорной кислоты.)

Найдите полярные и неполярные части.

– От чего зависит распределение заряда в молекуле?
– Как распределяются заряды? Покажите смещение электронной плотности.

Нарисуем фосфолипид стилизовано – полярная голова и неполярные хвосты.

Полярность “головы” могут усиливать связанные с фосфолипидом аминокислоты.

 

17–18 мин

Индивидуальная работа у доски (по желанию, при помощи учителя).

Беседа. (Уровень репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.)

Демонстрация слайда.

 

Задание. В воду, молекулы которой, конечно, дипольны, “бросаем” некоторое количество молекул фосфолипидов. Учитель рисует на доске стаканчик с водой и стилизованные молекулы фосфолипидов.

– Как расположатся молекулы фосфолипидов относительно воды? Желающие выходят к доске и предлагают свои варианты. Приходят к решению.

Задание. А теперь представьте, что внутри клетки водный раствор и за пределами клетки тоже водный раствор. Как их разграничить? Учитель на доске рисует линию – воображаемую границу между клеткой и окружающей средой.

– Предложите способ разграничения водных растворов при помощи фосфолипидов.

Итак, бимолекулярный слой липидов можно считвть простейшей моделью клеточной мембраны.

Учитель: Хвосты липидов могут быть предельными и непредельными. Вспомните , как это отражается на свойствах. (Учащиеся вспоминают, что жиры с непредельными жирными кислотами имеют более низкую температуру плавления, то есть жидкие в обычных условиях.)

Учитель: Какие жирные кислоты предпочтительны для построения мембраны и почему? (Учащиеся говорят, что непредельные. Это делает мембрану жидкой, клетку более пластичной и лучше обеспечивает взаимосвязь между клетками.)

 

Творческое задание (моделирование мембраны). Работают все желающие выдвинуть свою версию, рисуют возможные варианты, дают объяснения, обсуждают, приходят к билипидному слою.

Поисковая беседа

 

б) Следующая функция мембраны – избирательная проницаемость.

– Предположите, какие органические вещества и почему смогут выполнить эту функцию.

(Учащиеся предполагают, что с этим могут справиться только сложноорганизованные белки.)

– Расскажите о строении белка по предложенным рисункам.

Итак, в толще билипидного слоя должны быть поры, через которые избирательно проходят вещества.

– Как их распознать? (Учащиеся говорят о геометрии молекул, соответствии геометрического строения участков белка и транспортируемых веществ.)
– От чего зависит, какую геометрическую форму принимает белок? (Вспоминаем о гене – участке ДНК, в котором записана информация о первичной структуре белка.)
– Чем грозят изменения в последовательности нуклеотидов?
– Некоторые белки пронизывают мембрану насквозь, некоторые слегка погружены с наружной или внутренней стороны. Объясните такие возможности. Подсказка: аминокислоты, строящие белок, могут быть гидрофобными и гидрофильными. (Учащиеся полагают, что гидрофильными участками белки погружены в наружные части билипидного слоя, а гидрофобными – в середину, там, где гидрофобные хвосты липидов.)

 

12 мин.

Беседа.

Демонстрация слайда..

Индивидуальный ответ (репродуктивный уровень).

Поисковая беседа – дальнейшее моделирование мембраны.

в) – Подумайте, какую функцию могут выполнять белки, расположенные в поверхностных слоях мембраны. (Учащиеся: могут обеспечивать специфичность клеток, рецепторную функцию, связь с другими клетками.) 2 мин.
Поисковая беседа. Моделирование мембраны
г) – Какие вещества придадут клетке механическую прочность, свяжут ее с другими клетками? (Учащиеся предполагают, что это углеводные молекулы.)

1 мин.

Поисковая беседа. Моделирование мембраны.

IV. Осмысление результата моделирования мембраны.

1. Итак, наступает самое главное , мы смоделировали мембрану клетки. А как же она работает? Поможет “вдохнуть” в нее жизнь фильм “Внутренняя жизнь клетки”. Это короткий фильм 3D-анимации, рассказывающий о различных биологических процессах в лейкоците. Фильм был создан для факультета Молекулярной и клеточной биологии Гарвардского университета. 8,5 минут анимации заняли 14 месяцев работы.

Перед просмотром фильма задание: сопоставить нашу модель мембраны с мембраной, продемонстрированной в фильме. Найти все структурные элементы мембраны и ответить на вопрос: какие функции они выполняют?

Комментарии учителя к фильму: В самом начале показан кровеносный сосуд, по которому, как ракеты проносятся эритроциты. Лейкоцит замедляет свое движение у стенки кровеносного сосуда. Здесь мы видим лейкоцит, который “катится” по эндотелию сосуда, он “цепляется” своими рецепторными белками за рецепторные белки эндотелия. Так эндотелий узнает о количестве лейкоцитов и информация передается вовнутрь клетки. Мембранные белки, задействованные в контакте клеток, сосредоточены на липидных рафтах (островках).

10 мин.

Демонстрация фильма.

Учитель комментирует кадры из фильма.

Фильм демонстрируется дважды. Сначала с остановками, комментариями, поисками структур. (Поисковая беседа.) А затем полностью.

V. Закрепление, применение.

– Мембрана способна быстро “затягиваться” после острых проколов. Благодаря чему это происходит?
– Как структурно должна отличаться оболочка растительной клетки, почему?
– В результате скопления жиров на повехности клетки при избыточном питании возможны нарушения в работе клеток. Почему? (Ответ: нарушается обмен веществ через мембрану.)

Пояснение учителя: при заболевании сахарным диабетом 2-го типа жир перекрывает доступ инсулина к клеткам (хотя его организм производит достаточно). Это нарушает сахарный обмен.

– Существует генетическое заболевание, при котором межклеточное пространство клеток кожи заполняется тканевой жидкостью (“водянка кожи”). Каковы, по– вашему, причины этого заболевания?

6 мин.

Проблемные вопросы практического характера.

 

VI. Подведение итогов.

Сегодня мы только прикоснулись к очень красивой проблеме – как сложно устроена клетка, как все в ней гармонично и разумно. Что вам запомнилось, что поразило? Какие возникли вопросы? Какие выводы мы можем сделать?

5 мин.

Рефлексия. Подведение итогов.

 

VII. Домашнее задание: подумайте, почему очень многие органоиды клетки имеют мембранное строение. Какие функции выполняют эти органоиды? 1 мин.
Вопрос на перспективу.
Использованная литература, источников информации.
  1. “Химия. 10 класс.” О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин М. Дрофа .2002 г.
  2. “Общая биология” Д.К. Беляев М.Просвещение 1999 г.
  3. Молекулярная биология клетки Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж. М.: Мир, 1986–1987
  4. Молекулярная биология Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Издательство: МИА 2007 г.
  5. “Внутренняя жизнь клетки” фильм 3D-анимации авторы Д. Болинский, Д. Либлер и М. Астрахан.
  6. Лекция 7. Клеточная мембрана. Клеточная стенка. Ядро. (http://pisum.bionet.nsc.ru/kosterin/lectures/lecture7/lecture7.htm)