Цели этого урока:
- повторить, обобщить полученные знания по данной теме, подготовиться к диктанту,
- опознавать местоимения и правильно употреблять в речи (устной и письменной);
- правильно писать местоимения;
- совершенствовать способность выразительного использования в речи имен и местоимений в составе фразеологизмов.
Задачи:
1. Обучающие:
Обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Научить находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Научить отличать местоимения от союзов. Распознавать приставки не, ни в отрицательных местоимениях. Обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил. Расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, речь, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. Воспитательные:
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку. Воспитывать в детях доброжелательность.
4. Коррекционная:
Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.
- Орг. момент.
- В начале урока предлагаю ребятам отгадать ребус.
Начало урока направлено на мотивацию темы. Этот этап урока активизирует внимание учащихся, их мышление, логику, наблюдательность, обеспечивает более качественное повторение материала.1 слайд (по щелчку)
- Вы правильно назвали слово и определили тему нашего урока. Это урок обобщающего повторения. Сегодня мы с вами должны проверить ваши знания, умения, навыки, полученные при изучении этой темы.
3. Действительно, не учась и лаптя не сплетёшь. Предлагаю вам найти в пословицах местоимения и определить их разряд. 2 слайд (по щелчку)
1) Всякому овощу своё время.
2) Своя земля и в горсти мила.
3) Это не ученье, а мученье.
4) Мелят день до вечера, а послушать нечего.
5) А где щи, тут и нас ищи.
6) Всё хорошо, что хорошо кончается.
- Объясните значение пословиц.
- Запомните понравившиеся вам пословицы.
Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, памяти, устной речи, внимания.
4. Подберите наибольшее количество фразеологизмов, включающих местоимения каждого разряда (в любом роде, числе и падеже). Например: личное (только его и видели); возвратное (постоять за себя); притяжательное (своим умом жить); указательное (не без этого); неопределённое (каким-то чудом); отрицательное (ничего подобного).
Если у ребят возникают трудности, то предлагаю им воспользоваться фразеологическим словарём. 3 слайд (по щелчку)
В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, способность выразительного использования в речи фразеологизмов.
5. Составьте предложения с указанными ниже словами.
Например: В доме никого нет. – Ни у кого не было нужной мне книги. 4 слайд (по щелчку)
Некого – не у кого
никого – ни у кого
нечем – не за чем
кое-кому – кое у кого
ничему – ни к чему
никем – ни с кем
не кем – не с кем
ничто – ни за что
нечто – не за что
Это задание требует от каждого ученика и воспроизведения теоретического материала, и сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его. Это способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся.
6. В приведённых ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями.
5 слайд (по щелчку)
1. Целый вечер мы украшали ёлку.
2. По краю скамейки полз неизвестный жучок.
3.Теперь уже любой ученик нашего класса решит такую задачу.
4. Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть.
5. Ни акварельной, ни масляной краски у нас не было.
6. Ни дождь, ни буря нас не остановят.
Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов.
7. Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их.
6 слайд (по щелчку)
1. Гусь среди их был самый старый и степенный.
2. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
3. Я укорял меня за невнимательность.
4. Он хвастун: всё время хвалит самого его.
5. Мы с ими давно дружим.
6. Они ждали него.
Учащиеся исправляли ошибки, допущенные в предложениях. Такое задание развивает у ребят орфографическую зоркость, логическое мышление.
8. Составьте предложения с указанными словами. 7 слайд (по щелчку)
Потому – по тому
затем – за тем
поэтому – по этому
также – так же
- Почему различно написание этих слов?
В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность; обогащается словарный запас учащихся.
9. В конце урока предлагаю ребятам вопросы-шутки: 8 слайд (по щелчку)
1) Какое местоимение можно записать одной буквой?
2) Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3) Какие три местоимения самые чистые?
4) Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?
5) Какой газ отрицает личное местоимение?
В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления.
10. Подведение итогов.
- Итак, сегодня на уроке мы убедились, что вы научились находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать.
- Интересно ли было вам на уроке?
- Какие его этапы вам понравились?
- Какой вывод вы сделали для себя сегодня?
11. Домашнее задание: упр. 451. диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Местоимение».