Цель урока: С помощью Excel освоить технологию автоматизированного расчета при решении экономических задач.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление навыков и умений работы с инструментами Excel: формулами, функциями, “Мастером диаграмм”;
- освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных;
- освоение технологии автоматизированного расчета при решении экономических задач.
Развивающие:
- развитие способности к анализу постановки задачи и исходных данных.
Воспитательные:
- развитие самостоятельности, внимательности, аккуратности, умение работать индивидуально по заданной теме.
Для проведения урока потребуется:
- компьютерный класс;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- табличный процессор Microsoft Excel;
- тест (в электронном виде);
- материал к задаче (в печатном виде).
Ход урока.
Тема урока – “Применение Excel для решения экономических задач”. По этой теме у нас последнее, итоговое занятие, на котором мы с вами проведем контроль полученных знаний и практических навыков: в форме тестирования и выполнения зачетной практической работы. Именно выполняя зачетную практическую работу, мы сможем оценить, в какой степени вы овладели еще одной информационной технологией, а именно, технологией работы с электронными таблицами Excel .
Первая часть урока.
Прежде чем непосредственно перейти к работе, давайте с вами вспомним те задачи, которые нам удалось решить с применением этой технологии и инструменты Excel, которые мы применяли при решении.
Вопрос № 1. Какие математические задачи мы с вами брали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
– задача “Решения квадратного уравнения” (инструменты:
математические функции, формулы нахождения корней),
– задача “Определения объема, площади боковой и полной поверхности конуса”
(инструменты: математические функции, формулы нахождения объема и площадей),
– задача “Определения объема, площади боковой и полной поверхности цилиндра”
(инструменты: математические функции, формулы нахождения объема и площадей),
– задача “Вычисления расстояния между двумя точками” (инструменты:
математические функции, формулы).
Учитель подводит итог, что во всех этих математических задачах использовали математические функции и формулы.
Вопрос № 2. Какую задачу решали на логические функции?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
– задача “Успеваемость студента”, в которой студент отчислялся, если имел оценку “2” по одному из экзаменов (инструменты: логические функции, формулы).
Вопрос № 3. Давайте обратимся к финансовым задачам. Какие финансовые задачи мы решали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
– задача “Расчетная книга” (инструменты: формулы нахождения %,
математические функции, автозаполнение),
– задача “Продажа мороженного по округам г.Москвы” (расчет продажи мороженного
по округам и по месяцам) (инструменты: математические функции, формулы
нахождения % , построение диаграмм (Мастер диаграмм),
– задача “Прайс. Расчета стоимости товара производителем” (цена
товара в $, найти стоимость и перевести стоимость в рубли исходя из курса $)
(инструменты: формулы нахождения стоимости товара, перевода стоимости из $ в
рубли, понятие абсолютной ссылки.
Сегодня, выполняя зачетную практическую работу, вы возьмете новый вид задач: экономическую задачу, один из наиболее сложных видов задач и, используя все тот же набор инструментов Excel, решите ее.
Все это мы вспомнили, чтобы вы понимали, что с помощью Excel можно решать широкий круг задач: математических, финансовых, экономических, статистических. Т.к. эта программа обладает мощными инструментарием: формулами, функциями, диаграммами. Кроме того, наш экскурс в задачи поможет вам сделать тест, к которому вы сейчас и приступите.
Учащиеся приступают к выполнению электронного теста на компьютерах. Тест – 15 минут (10 мин и 5 минут на распечатку результатов). Приложение 1.
Вторая часть урока.
Переходим ко второй части нашего урока: зачетной практической работы (учитель раздает материал).
Вы получили материал к выполнению зачетной практической работы:
- Ваши личные “Абонентские карточки Пэтроэлектросбыт” и “Квитанции оплаты”, которые вы принесли заранее из дома.
- Экономическая задача, которая взята не из учебной литературы, постановка задачи составлена учениками 11-х классов в рамках проектной работы по информатике.
Давайте познакомимся с постановкой задачи и с тем, что от нас требуется. Ученики знакомятся с текстом задачи. Приложение 2.
Учитель вносит пояснения:
Все мы знаем, что ежемесячно наши родители оплачивают электроэнергию, снимая показания электрического счетчика, который показывает, сколько кВт электроэнергии мы израсходовали. Наша задача – автоматизировать расчет оплаты электроэнергии с помощью Excel, и в дальнейшем использовать свои электронные расчеты для расчета оплаты электроэнергии в домашних условиях. Лучшие проекты расчетов мы заслушаем и обсудим. Учащиеся приступают к выполнению практической работы на компьютерах.
Подведение итога урока.
Учащиеся демонстрируют на мультимедийном проекторе свои проекты расчетов, защищают их, отвечая на вопросы учителя и учащихся. После всех выступлений учитель демонстрирует свой проект расчетов к поставленной задаче. Приложение 3.