Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"

Разделы: Русский язык


Цель урока: научиться быть вежливыми, правильно употреблять вежливые слова.

Оборудование к уроку: информационная схема “Речевая ситуация”, таблица “Этикетные слова”, видеомагнитофон или компьютер, фрагменты из мультфильма “День рождения ослика Иа”.

Предварительная подготовка к уроку: опережающие групповые задания, индивидуальное задание.

Ход урока.

1. Речевая разминка.

  • Дыхательная гимнастика.

Учитель. Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы идем по цветущему лугу. Вокруг столько запахов! Делаем глубокий вдох… и выдох. Еще раз! Молодцы! А теперь представьте, что у вас день рождения! Порадуйтесь подаркам, которые вам подарили! Ах! Задержим дыхание. Еще раз. Молодцы!

  • Артикуляционная гимнастика

“Проколи щеку”.
“Хоботок”.
“Язычок змеи”.

  • Звуковая гимнастика.

Хвалю халву.

  • Дикционная гимнастика.

Мы отправились в путешествие на поезде. Поезд мчится скрежища, жа-ча-ша-ща.

Разминка окончена. Мы готовы к уроку риторики.

2. Беседа.

Учитель.
– Здороваетесь ли вы друг с другом? Как?
– Как вы приветствуете учителей?
– Если к нам на урок пришли гости, но они нам незнакомы. Должны ли мы приветствовать их? Почему?
– О чем пойдет речь на уроке?
– Тема урока ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВЕЖЛИВОСТИ? Запишите.

3. Работа с эпиграфом (читает ученик).

Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес.

Учитель.
– Что имеет в виду автор?
– Почему вежливость обходится так дешево, а ценится дорого?
– Эпиграф громкий? Почему?
– Определите цель нашего урока

4. Работа по теме урока.

Учитель. Вежливые слова произносятся в определенной речевой ситуации. Информационная схема поможет вам вспомнить коммуникативную задачу. (Вывешивается схема – таблица № 1.)

– Определим задачи записанных речевых ситуаций.
– Скажите, какие вежливые слова мы употребляем в каждой речевой ситуации?
– Запишем все, о чем мы говорили, в тетрадь в виде таблицы. (Вывешивается схема № 2.)

Речевая ситуация Этикетные слова
Просьба. Пожалуйста.
Если Вас не затруднит.
Приветствие. Здравствуйте.
Добрый день.
Благодарность. Очень признателен.
Благодарю.
Спасибо.
Извинение. Извините.
Простите.
Прощание. До свидания.
Всего доброго.
До скорой встречи.

Учитель. Даю минуту, чтобы составить предложение с любым вежливым словом.

Учитель. Оцените речевое поведение.

Инсценирование диалога (подготовлено заранее).

– Здравствуй, Сергей.
– Привет, Ольга Ивановна!
– Проходи, пожалуйста, сюда, я сделаю тебе прививку.
– Спасибо.

Учитель. Какую неучтивость допустил Сергей? Кому можно сказать привет?

Вывод: В ситуации речевого общения необходимо учитывать возраст, пол, степень знакомства.

Работа с учебником.

Учитель. Давайте рассмотрим речевые ситуации, которые предлагает нам учебник. №117, 119.
Наша цель: оценить речевое поведение.

Учитель. Вашему вниманию предлагается еще один диалог. Посмотрите и скажите, нравится ли вам такая речь?

Инсценирование (подготовлено заранее).

– Ты сегодня собирался в кино?
– Ага.
– А билет еще не купил?
– Ага.
– Будешь покупать – купи мне.
– Ага.
– Зайти за тобой?
– Ага.

Учитель. Нравится ли вам такая речь?
Разыграйте правильный диалог, употребив слова вежливости и не нарушив естественности общения.

Учитель. Общаясь по телефону, мы тоже должны соблюдать нормы речевого общения. Но чаще всего бывает так.

Инсценирование (подготовлено заранее).

– Алло. Это кто?
– Маша.
– Какая Маша? А Ирина где?

Учитель. А теперь послушайте другой диалог.

– Алло.
– Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?
– Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?
– Меня зовут Костя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонил.
– Хорошо.
– До свидания.
– Всего доброго, Костя.

Учитель. Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

  1. Любой разговор начинайте с приветствия: “Добрый день!”, “Здравствуйте!”.
  2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.
  3. Не забудьте представиться.
  4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.
  5. Ясно излагайте цель своего звонка.
  6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель. Составьте свой диалог по телефону.

1-й ряд. Вы позвонили другу, но ошиблись номером.
2-й ряд. Вы позвонили другу, а ответила мама.
3-й ряд. Вы позвонили, к телефону подошел друг.

5. Физкультминутка.

Учитель. Вы, конечно, помните Вини-Пуха, забавного медвежонка. Он всегда что-нибудь сочиняет: смешные считалки, “сопелки”, “шумелки”. Но Вини знает и много вежливых слов. Каких? Сейчас услышите.

6. Просмотр фрагментов из мультфильма “День рождения ослика Иа-Иа”.

Беседа.

Понравился ли Винни-Пух? Чем? (Веселый, забавный, добрый, заботливый, вежливый.)
Вежливый ли Винни-Пух?
Какие вежливые слова он произносит?
Хочу обратить внимание на Сову. Какая Сова?
Давайте представим, что мы герои мультфильма.
А какие кадры мы можем еще ввести в кинофильм, чтобы пояснить, что Винни-Пух вежливый? Что он скажет? Какие реплики произнесут другие персонажи?

Разыграйте диалог. Не забудьте, что медвежонок вежливый.

1-й ряд. Вини-Пух и Сова.
2-й ряд. Вини-Пух и Ослик.
3-й ряд. Вини-Пух и Пятачок.

Учитель. Сова собиралась дарить безвозмездно. Но подарить бесплатно – это бессмыслица, поэтому мы и улыбаемся. Тем более Сова подарила Иа его собственный хвост.

Значит, важны не столько слова, сколько дела. Доброе сердце Винни-Пуха подсказывает ему и добрые слова. И пусть его поздравление коротенькое, но оно идет от сердца.

7. Домашнее задание.

Учитель. Герои мультфильма поздравляют ослика. А как вы поздравите? Что пожелаете? Давайте найдем нестандартные пожелания, чтобы поздравить Ослика с днем рождения.

8. Рефлексия.

Учитель. Чему мы учились сегодня?
Посмотрите еще раз на нашу информационную схему. Она изображена в виде солнышка. Солнышко улыбается. Как вы думаете, почему?
Что значит настоящая вежливость? (Доброжелательность и благородные поступки.)

Закончите предложение (письменно).

Настоящая вежливость – это…
Нарисуйте свое отношение к уроку (смайлик)

Использованная литература:

  1. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: ООО “Баласс”, ООО “С-инфо”; 2008.
  2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980.
  4. Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте”: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982.
  5. Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2006.