Развернутый план классного часа.
Время | Деятельность | Ожидаемый результат | Приемы | Материалы |
1–2 мин. |
Проведение модератором психологической разминки | Психологическая готовность группы в работе над проблемой | Цветопись | Карточки синего, зеленого, красного цвета. |
2–3
мин. |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Настрой на определение темы | Интрига, ассоциация, психологическая разгрузка |
Аудиозапись |
1–2
мин. |
Определение темы | Формулировка темы | Вопросно-ответное общение | Слайд 1 |
3–5 мин. |
Заполнение таблицы | Запрос от классного часа | Лист ощущений | Таблица |
1 мин. |
Определение целевых установок | Формулировка цели | Резюмирование | Слайд 2 |
1
мин. |
Работа по итогам социотеста | Осознание проблем | Результаты опроса | |
5–7 мин. | Работа с понятиями: конфликт, конструктивные и деструктивные конфликты, причины. |
Понимания терминов | Ассоциация, фронтальная форма | Слайд 3,4 |
5–7 мин. |
Работа с ситуациями | Выражение своей точки зрения | Свои примеры, самоанализ | Слайд 5,6 |
3 мин. |
Заполнение таблицы | Выявление проблем | SWOT – АНАЛИЗ | Таблица, листы, фломастеры |
3–5
мин. |
Самостоятельная работа с тестом | Определение склонности к конфликту | Тест | Бланк – тест |
2–3 мин. |
Комментирование таблицы | Ознакомление со способами подавления гнева | Способ действия |
Слайд 7, 8 |
3–5
мин. |
Подведение итогов | Достижение цели | Обсуждение, кольцевая композиция, цветопись, рефлексия | Карточки синего, зеленого, красного цвета. Слайд 9 |
Классный руководитель:
– Здравствуйте дорогие друзья!
– Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить очень важную,
жизненную тему. Но перед началом разговора мне необходимо знать, с каким
настроением Вы пришли сегодня на классный час. На столах лежат
карточки-настроения, прошу поднять ту карточку, которая соответствует вашему
настроению.
Учащиеся:
(Учащиеся делают выбор, поднимают карточки по цвету: красный – хорошее, зеленый – удовлетворительное, синий – плохое..
Классный руководитель:
– Я вижу, что психологическая атмосфера соответствует нашему разговору.
– А теперь сядьте, пожалуйста, поудобнее и послушайте (звучит музыкальный
фрагмент).
Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы.
Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой.
– Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет?
Учащиеся:
(Высказывание учащихся.)
Классный руководитель:
– Я считаю, что всегда полезно говорить о своей проблеме сразу, как только
она обозначается. А сейчас я хочу, чтобы Вы хорошо подумали, нет ли у вас каких
препятствий, которые сегодня помешали бы вам участвовать в нашем диалоге?
– Скажите по очереди: “У меня нет камушка в ботинке” или “У меня есть камушек в
ботинке”.
Учащиеся:
(Ответы учащихся).
Классный руководитель:
– Действительно, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы стоим перед
выбором правильного решения, но, однако не всегда правильно делаем это, что
может привести к непониманию со стороны другого человека, разочарованию, потере
близкого друга, любимого человека.
–Предлагаю подумать и сказать, какова сегодня тема нашего разговора? Каких
проблем мы сегодня с вами будем касаться?
Учащиеся:
(Предположения и высказывания ребят.)
Классный руководитель:
– Да, действительно, Вы правы, но я хотела бы конкретизировать тему нашего разговора и обозначить ее как “Конфликты взрослеющих детей”. Вы согласны? (Презентация. Слайд 1)
Учащиеся:
(Учащиеся высказывают свое отношение.)
Классный руководитель:
– Как Вы считаете, эта тема актуальна сегодня для молодежи?
Учащиеся:
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель:
–А для нашего образовательного учреждения, нашей группы?
Учащиеся:
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель:
– Что бы вы хотели узнать нового по теме нашего занятия? Для этого вы должны заполнить Лист ожиданий, сейчас я запускаю по кругу с двух сторон этот лист, на котором помещена таблица. Прошу заполнить по очереди свои варианты. (Приложение 1.)
Классный руководитель:
– Совершенно верно. На основе ваших высказываний мы определим цель нашего
сегодняшнего разговора “ Рассмотреть понятие “Конфликт”, выяснить причины его
происхождения и развития, определить пути выхода их конфликтных ситуаций”.
(Слайд 2)
– Перед проведением классного часа, чтобы наш разговор получился
конструктивным, я просила вас заполнить модель социотеста для изучения
взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Результаты теста показали,
что в нашей группе существуют проблемы мелкие конфликты на почве плохого
поведения некоторых учащихся, нравственных качеств и качества учебы. А значит и
есть пища для размышления. (Приложение 2.)
– Прошу подумать и сказать, что вы понимаете под словом конфликт?
Учащиеся:
(Далее следует озвучивание вариантов.)
Классный руководитель:
– Многие ученые и психологи говорят, что конфликт – одно из самых
распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей
истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с
незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты – это
необходимый атрибут человеческого общества? Конфликт может обладать как
созидательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрушается неверно,
возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются
достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести
серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже
изменить ее в худшую сторону.
– Нужно помнить о том, что конфликты между людьми могут быть
конструктивные, направленные на развитие отношений осуществления
деятельности, и деструктивные, когда они направлены на
удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за
счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения
обязанностей. (Слайд3, 4)
Классный руководитель:
– Может кто-то попытается сформулировать свое понятие конфликта?
Учащиеся:
(Выступление учащихся.)
Классный руководитель:
– Итак, под понятием “конфликт” мы будем понимать разногласия, в основе
которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
– Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают в этот момент
друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.
– Скажите, пожалуйста, какие причины могут вызвать конфликтные ситуации?
Учащиеся:
(Следуют ответы учащихся.)
Классный руководитель:
– Сейчас я предлагаю вам на примерах нашей группы рассмотреть две ситуации.
Ситуация 1. (Слайд 5)
Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может (Слайд).
Классный руководитель:
– Есть ли в этой ситуации конфликт? Если есть, то, как его можно устранить? Если конфликт – поведение, то какое?
Учащиеся:
(Варианты ответов учащихся.)
Ситуация 2. (Слайд 6)
На перемене Алексей кричит Евгению: “Жека, дай сигарету!”, на что Евгений отвечает: “Свои нужно иметь”. Алексей зло в ответ говорит: “Ну и “козел” же ты!”, Евгений ответил на фразу Алексея нецензурной бранью. (Слайд)
Классный руководитель:
– Является ли эта ситуация конфликтной и почему? Каким образом конфликт можно было решить. Если конфликт – речь, то какая?
Учащиеся:
(Варианты ответов. После обсуждения учащимися выдвигается собственная версия понимания слова “конфликт”.)
Классный руководитель:
– Каковы на ваш взгляд, основные источники конфликтов внутри группы? Перед
тем как вы приступите к работе, я предлагаю посмотреть на данную таблицу на
доске. У нее необычное для вас название SWOT-АНАЛИЗ.
– На сегодня это наиболее популярная методика анализа ситуации и оценки
проблем, которые разбираются. Ее название складывается из первых букв английских
слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны или
имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые
существуют) и Threats (угрозы). (Приложение 2)
– Совместно в процессе работы мы заполним ее.
– Я прошу вас взять по листу бумаги и написать свой вариант ответа в правый
столбик .
Учащиеся:
(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в правой колонке на доске.)
Они могут быть следующие:
- оскорбления, сплетни
- отсутствие взаимопонимания
- борьба за лидерство
- подлость и предательство
- подхалимство
- ложь и высокомерие
- агрессивные ученики
- мелкие кражи
- хулиганство
Классный руководитель:
– Мы с вами выяснили, что многие конфликты разгораются, когда человек
находится в состоянии гнева или агрессии, которое имеет не только эмоциональную,
но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин,
вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, повышается
артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды
человек переходит в состояние готовности. Это непроизвольная реакция и возникает
независимо от желания человека. В тоже время она поддается осознанному контролю
с его стороны. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем
другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости и ответственности.
– Поэтому, для того чтобы определить уровень вашей склонности к конфликтам, я
предлагаю вам выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки.
– Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте
кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой
колонке. Оценка проводится по 7-бальной шкале. 7 баллов означает, что
оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это
свойство не проявляется вовсе. (Приложение 2)
Учащиеся:
(Выполняют тест.)
Классный руководитель:
– Итак, каждый из вас определил свою степень конфликтности, я надеюсь, что
данный результат будет отправной точкой внутреннего воспитания, позволит
спланировать каждому свой маршрут саморазвития личностных качеств.
– А теперь уместно будет поговорить о том, какие качества и умения необходимы
для успешного разрешения конфликта, заполнив левую колонку свод – анализа.
Учащиеся:
(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в левой колонке на доске.)
Они могут быть следующие:
- Терпение;
- Сдержанность в эмоциях;
- Умение убеждать и т.д.
Классный руководитель:
(Комментирует таблицу.)
– Изучая литературу по данному вопросу, я нашла интересный материал по вопросу подавления гнева у подростков. Существуют разные способы подавления гнева. Некоторые способы подавления гнева нам предлагает известный психолог доктор Добсон. (Слайд 7)
(Просит ребят прочитать способы подавления гнева.)
- Объясните суть и причины своих отрицательных эмоций третьему лицу, известному своей способностью понимать других людей, то есть тому, кто мог бы дать вам совет и скорректировать ваши действия;
- Отнеситесь к человеку, вызвавшему у вас раздражение своим поведением с пониманием. Попытайтесь поставить себя на его место и ощутить его переживание;
- Попытайтесь понять мотив поведения человека;
- Это трудно, но попробуйте ответить добротой на проявление враждебности с чьей-то стороны.
Классный руководитель:
– Но существуют еще и другие способы завершения конфликта. Скажите, какие вы знаете?
Учащиеся:
(Следуют ответы.)
Классный руководитель:
– В науке действительно существует классификация способов завершения
конфликтов, которые являются оптимальными для любого типа. Я прошу
обратить внимание на слайд “Основные способы завершения конфликта”
по А.И. Шипилову. (Слайд 8)
– Основными способами завершения конфликта являются: разрешение
урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
– Скажите, какой из способов завершения конфликта является оптимальным?
Учащиеся:
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель:
– А я считаю, что разрешение конфликта является наиболее желанной формой
завершения борьбы оппонентов, как правило, через переговоры, соперничество,
сотрудничество, компромисс, уступки одной из сторон.
– А вы как считаете?
Учащиеся:
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель:
– Итак, наш разговор подходит к логическому завершению. Перед нами свод –
анализ проблем и пути решения в конфликтной ситуации.
– Как вы считаете наш разговор сегодня получился продуктивным?
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель:
– Тогда я предлагаю вам вернуться вновь к тому листу – ожиданий, который вы
заполняли в начале нашего классного часа, и отметить, все ли ожидания ваши
оправдались, получили ли вы ответы на вопросы, которые у вас назрели, если нет,
то в индивидуальном порядке мы с вами попытаемся их решить.
– Прошу вас выбрать ту карточку настроения, которая характерна для вас в конце
нашего разговора.
– Но прежде чем, закончить наш классный час, я хотела бы прочитать одно
стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно дает программу действия
каждому человеку в воспитании себя как личности. Благодарю вас за работу, желаю,
чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтных ситуаций. Я уверена, что
знания, которые вы сегодня получили, помогут вам устоять перед соблазном быть в
конфликте. Пусть у вас все получится! (Слайд 9)