Открытый урок в 6-м классе "Музыкальный образ"

Разделы: Музыка


Цель урока: Обновление содержания программного материала по музыке, через привлечение предметов эстетического цикла; привлечение качества образовательного потенциала урока.

Задачи:

  • Развитие ценностных ориентаций с опорой на межпредметные связи.
  • Привлечение ребят к образному миру музыки композитора.
  • Развитие исполнительских навыков при игре на свирели и исполнении песен.
  • Развитие эмоционально-чувственной сферы подростка, накопление слухового опыта с последующей реализацией в рисунках.

Идея урока:

  • Провести эмоционально-яркий, проблемный урок, который вовлечет учащихся в процесс творчества.
  • Показать красоту человеческих чувств, переживаний в стихах И.Гетте, в музыке Ф.Шуберта, отразить это в рисунках, попытаться выступить в роли автора, героя.

Оборудование:

  • Портрет Ф.Шуберта, музыкальный центр, фортепиано, музыкальная шкатулка, мольберт, краски, бумага, репродукция картины "Пряха"В.Тропинина, "Лесной царь"И.Глазунова.
  • Музыкальный материал: "Гретхен за прялкой", "Лесной царь", "Ave Maria"Ф.Шуберта, "Песня о дружбе", "Гардемарины вперед", "Дороги".

Ход урока

На доске - "Песни Шуберта";

Название урока - "Три жемчужины"(закрыты шторкой)

Эпиграф: "Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей жизни, но сияние этого вдохновения должно освещать все остальное"(Ф.Шуберт).

Приветствие.

Ребята, скажите пожалуйста как называется тема нашего триместра? (ответы).

А что такое музыкальный образ?

Сегодня мы продолжаем эту тему, а тема урока останется в тайне. Мы раскроем ее в конце урока.

Сегодня мы переместимся в Австрию.

Прекрасная, поющая и танцующая, чарующая Вена! Она прославилась такими великими именами ,как Моцарт, Гайдн, Бетховен, Штраус, А в начале 19 в. подарила миру еще одного замечательного композитора. Его имя- Франц Шуберт.

На столе перед вами- музыкальная шкатулка, а что в ней- это тайна. А раскроем ее в конце нашего урока!

Шуберт сочинил около 1000 произведений, в том числе более 600 песен.70 из них на стихи Иоганна Гете, например, "Гретхен за прялкой". 19 октября 1814 года в руки 17-летнему композитору попало издание 1части "Фауста".Шуберт прочитал одну из песен Гретхен:

"Тяжка печаль, и грустен свет.
Ни сна, ни покоя мне, бедной нет:"

Эти слова передавали его душевное состояние в тот момент.

Д\з сценка:

Ведущий:Осень в Вене была сухой и теплой, это было любимое время года для Франца. Он еще не осознавал то, что влюблен в Терезу, девушку, которая не пропускала ни одного воскресного концерта у Шубертов. Ему было с ней легко ,они проводили вместе много времени.

Вот и сегодня они долго стояли у калитки. Им так не хотелось расставаться:

Франц. Ты не озябла?

Тереза. Нет! Кажется, простояла бы всю ночь. Жалко, что дома ждут. Правда, Франц?

Франц. Уже поздно. Тереза, твоя мать будет беспокоиться.

Тереза. Да, нужно идти.(уходя ) До субботы.

Учитель. Франц остался один на осенней улице. Его сердце неистово билось.

Сейчас ему мог помочь только Гете, лишь он был способен описать те чувства, которые переполняли влюбленного юношу.

Дома Франц перелистовал страницы "Фауста", упиваясь прелестью стихов. И вдруг остановился, дойдя до песни Гретхен, передающая ее смятение при встрече с незнакомцем. Такие простые слова: ":Мой покой исчес",

Но как точно передают тревожное, возвышенное состояние ее души!..

В голове родилась мелодия, он услышал монотонное жужжание прялки, неотвязное как предчувствие несчастья.

Ребята, сейчас прозвучит песня "Гретхен за прялкой". Кто попытается выразить ее в рисунке? А остальные проследите за аккомпанементом. И попытайтесь определить музыкальный образ. В помощь вам картина В.Тропинина "Пряха".

Музыкальный образ взволнованности чувств героини.

День рождения этой песни стал днем рождения Шуберта как автора песен. Этой жемчужиной пополнилась сокровищница мирового музыкального искусства.

Тема первой любви, тема дружбы часто звучала и на нашем уроке. Давайте исполним "Песню о дружбе"(исполнение).

2 ч.

Прошел год. В октябре 1815г.появилась баллада "Лесной царь"на стихи Гете.

Это не песня, а драматическая сцена .

Ребята, а что такое баллада в литературе?

Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Д\з читают по ролям.

Послушаем и выделим музыкальные образы произведения. В помощь вам картина "Лесной царь" И.Глазунова.(слушание)

Здесь несколько героев:

  • Отец - успокаивающий .
  • Сын - испуганный
  • Лесной царь- в начале завлекающий, затем властный, угрожающий.
  • Автор - взволнованный
  • Конь - летящий

Послушайте вступление, что по-вашему изображает музыка?

Это не просто изображение скачки и изображение ветра она вводит нас в самую суть трагической ситуации, погружая в глубоко захватывающую драму.

Баллада "Лесной царь" - это еще одно бесценное творение Шуберта.

Франц Шуберт прожил всего 31 год.

Его идеал - светлые, добрые чувства простого человека. Этого очень не хватает в нашей жизни.

Прочитайте эпиграф нашего урока:

"Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей жизни, но сияние этого вдохновения должно освещать все остальное!" Сейчас вы услышите и увидите уже знакомое вам произведения Шуберта.

Звучит "Ave Maria"

Музыкальный образ смирения и покорности.

Так пусть же музыка Шуберта навсегда остается источником всего прекрасного, волнующего, облагораживающего душу и сердце!

А что за тайну хранит наша шкатулка?

Драгоценности? Да! Давайте откроем ее. Это три жемчужины. Так называют три песни Шуберта, с которыми мы сегодня познакомились.

(открываю тему урока на доске) Назовем их еще раз. Домашнее задание - изобразить красками любое из этих произведений. А в конце нашего урока я предлагаю исполнить произведение из кинофильма "Гардемарины вперед", бывают в жизни проблемы, но они все преодолимы, не нужно только лениться и верить в лучшее!

До свидания.