Внеклассная работа: "Родина – это часть тебя, а ты – часть ее"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель:  воспитывать любовь и уважение к истории своего Отечества.

Задачи:

  • воспитывать патриотические чувства к Родине;
  • развивать познавательный интерес;
  • формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения.

1-й ведущий: - Жизнь и судьба человека в известной мере зависит от судьбы Отечества, которое накладывает отпечаток на формирование ее гражданских черт.

Ибо Отечества - социальная система, к которой личность принадлежит по рождению.

1-й ребенок: - Родина! Это слово приходит из детства и сопровождает на всю жизнь. Наша родина - Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, ею гордимся и мы - их дети и внуки.

2-й ребенок: - "Разве можно говорить о ней?

3-й ребенок: - Она, как живая тайна:

4-й ребенок: - Ею можно жить,

5-й ребенок: - ей можно молиться

6-й ребенок: - и, не постигая ее, блюсти ее в себе;

7-й ребенок: - и благодарить творца за это счастье; и молчать.

8-й ребенок: - Но, а дарах ее, о том, что она дала нам, что открыла; 9-й ребенок: - о том, что делает нас русскими;

10-й ребенок: - о том, что есть душа нашей души;

11-й ребенок: - о, своеобразии нашего духа и

12-й ребенок: - о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы:

13-й ребенок: - об отражении в нас нашей Родины

14-йребенок: - да будет сказано в благоговении и тишине".

1-й ведущий: - Эти слова замечательного русского философа И.А. Ильина. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Тема игры сегодня - история России. Ребята изучают родную историю. Они Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые уже знают, что история России - это многовековая борьба за свободу и независимость, где бок о бок с русскими сражались; башкиры, калмыки, чуваши, хакасы, чеченцы и многие другие народы. Каждый россиянин может с гордостью вспомнить о ратном подвиге наших предков на льду Чудского озера, на Куликовом поле, в боях под Полтавой и у Бородино, на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый россиянин может с гордостью говорить о том, что русская литература и искусство занимают немаловажное место в мировой художественной культуре. Мы сегодня вспомним некоторые события русской истории.

2-й ведущий - Испокон веков на помощь мужчинам, когда уменьшались и ослабевали, приходили женщины, которые брали в руки оружие и шли защищать свои земли от врагов. А враг был и силен, и хитер , и многочислен. В былинах и сказках его даже сравнивали со Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Чудищем многоголовым и т. д.

А теперь помериться предлагается "красным девицам" и " добрым молодцам". У нас есть две команды или как в старину их называли - дружины.

Дружина "Русичи" и "Братья славяне".

Мы приветствуем дружину "Русичи" с девизом: "Русский в словах горд, в делах тверд".

Мы приветствуем дружину "Братья славяне" с девизом "Доброе братство, дороже всякого богатства".

Ну а сейчас начнем наш 1 тур. Он называется "Стенка на стенку".

Мы посмотрим, в какой дружине самые светлые и умные головы. Каждой дружине будут заданы вопросы. За большое количество правильных ответов дружина получает вымпел.

Вопросы:

1. Какие транспортные средства, которыми пользовались славяне много лет назад, существуют и поныне? (Телега, лыжи, лодка.)

2. Какие орудия труда, которыми пользовались славяне много тысяч лет, сохранились до наших дней?  (Плуг, мотыга, пила, нож, игла, топор.)

3. Как называли деревянный дом в деревне? (Изба.)

4. Лапти считались признаком богатства или бедности? (Бедности.)

5. С именем, какого царя связывают рождение русского флота? (С именем Петра Первого.)

6. Какой трагедией закончилась жизнь последнего русского царя Николая Второго? (Николай Второй и его семья были расстреляны в 1918 году.)

7. Какое значение в истории нашей страны имеет дата 22 июня 1941 года? (В этот день началась Великая Отечественная война.)

8. Какой город во время Великой Отечественной войны выдержал осаду в 900 дней? (Ленинград.)

9.Каких трех русских богатырей изобразил В.М.Васнецов? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

10. Назовите русские народные инструменты? (Гусли, балалайка, гармонь, ложки.)

11. Кто такие скоморохи? (Бродячие артисты.)

12. Что такое вече? (Народное собрание.)

13. Когда на Руси обязательно пекли и пекут поныне, блины? (Масленица.)

14. Когда красят яйца и пекут куличи? (На пасху.)

15. Какие языческие обрядовые праздники сохранились до наших дней? (Масленица, Купала, колядки.)

16.Что такое хоровод? (Русская народная игра- движение людей по кругу с песней и пляской.)

17. Мог ли древний русич выращивать на своем огороде картошку? (Нет, картошка, появилась в России при Петре Первом.)

18. До 18 века на Руси картошку заменял какой овощ? (Репа.)

19. Во многих старых русских городах до наших дней сохранились древние название улиц - Гончарная, Кузнечная, Бронная. О чем говорят название улиц? (В названии улиц, сохранилась память о некогда живших здесь ремесленников.)

20. Какой объект при основании Петербурга начали строить первым? (Петропавловскую крепость. Именно начало крепости считается днем основания Петербурга.)

2-й ведущий - Молодцы! На Руси было немало сложено пословиц и поговорок; о добре и зле, о дружбе и храбрости, о труде и лени, о матери и Родине. Вот и сейчас мы хотим проверить, как вы их знаете.

В одном конверте лежат начало пословиц, в другом конец пословиц. Вам необходимо правильно составить их и прочитать.

Пословицы "Русичам".

1. Смело иди в бой, Родина за тобой.
2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша
3. Человек без Родины, что соловей без песни.
4. Где кто родится, там и пригодится.

Пословицы "Братьям славянам".

1. Если дружба велика, будет Родина крепка.
2 . Береги землю родимую, как мать любимую.
3. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
4. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

(Дети составляют пословицы и читают.)

1-й ведущий: - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Но Русь была богата не только поговорками и пословицами, но и песнями, плясками да хороводами.

А давайте вместе с вами поиграем в русскую народную игру "А мы просо сеяли". И покажем ее нашим гостям.

(Дети строятся в две шеренги: Одна дружина против другой. Одна дружина идет шеренгой на другую, и поет первый куплет. Затем другая поет в ответ, идя на другую.)

А мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

А чем же вам вытоптать, вытоптать.
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.

А мы коней выпустим, выпустим,
Ой ,дид-ладо, выпустим, выпустим.

А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
О, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.

А чем же вам выкупить, выкупить.
Ой, дид-ладо, выкупить, выкупить.

А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей,

Нам не надо тысячи, тысячи.
Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.

А мы дадим девицу, девицу.
Ой, дид-ладо, девицу, девицу.

А нам надо девицу лучше всех!
Ой, дид-ладо, лучше всех, лучше всех.

2-й ведущий: - Продолжаем соревнование. А сейчас я приглашаю двух игроков от каждой дружины.

(Игроки выходят к ведущему.)

Ну что же, молодцы-удальцы, будем силой мериться? Вот вам по гире.

(Гиря делается из картона, к ручке привязывается нитка 60-80 см. длинной)

Вы должны конец нитки зажать зубами. По команде (свистку), без помощи рук, нужно поднять гирю губами. Гиря не должна касаться пола. Победит тот у кого гиря не упадет, а нитка станет самой короткой.

(Музыкальный фон - веселая русская народная песня.)

Ну, а сейчас я приглашаю, помериться силой, двум красным девицам. Красны девицы под музыку соревнуются друг с другом.

1-й ведущий: - Ну что, немного повеселились, отдохнули. А следующий наш тур "Знатоки". Перед вами три конверта. Каждая команда выбирает себе любой конверт. В конверте лежат вопросы на определенную тему. Вам нужно ответить на 7из10 вопросов, то есть каждый участник достает из мешочка шарик с номером вопроса. Если он не знает ответа, ему может помочь дружина.

Вопросы первого конверта

1. Назовите выдающегося русского полководца не проигравшего ни одного из 63х данных им сражений? (А.В.Суворов).

2. Знаменитый поэт- партизан, гусар, участник войны с Наполеоном. (Д.В.Давыдов.)

3 .Кто, и в связи с чем сказал " Самое страшное из моих сражений - то, которое я дал под Москвой"? (Наполеон. Бородинское сражение.)

4 .За какие заслуги перед Отечеством, Московский князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище " Донской"? (За победу на Куликовом поле в 1380году над войском Мамая.)

5. Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин.)

6 .Князь, русский генерал, смертельно раненый в Бородинском сражении. (П.И.Багратион.)

7. Какой город является местом рождения российского флота? (Воронеж.)

8. Талантливый полководец, стоявший во главе советских войск в годы Великой Отечественной войны. (Г.К.Жуков.)

9. Первая в мире женщина- космонавт. (В.В.Терешкова.)

10 .В каком году была всеобщая перепись населения в России? (В 1897году.)

Вопросы второго конверта.

1. Самая крупная река в Хакасии. (Енисей.)

2. Одна из крупных гидроэлектростанций в Хакасии и Красноярском крае.(Саяно - Шушенская ГЭС.)

3. Столица республики Хакасии и какая река там протекает? (Абакан.)

4. Какую часть Хакасии занимают горы Саяны? (Почти4/5 части.)

5. Какие три типа степей различают на территории Хакасии? (Сухие, луговые, настоящие.)

6. Какая рыба водится в реках и озерах Хакасии? (Форель, пелядь, окунь, щука, карась.)

7. Какие деревья распространены на территории Хакасии? (Ель, сосна, кедр, лиственница, осина, береза, пихта.)

8. Какие животные обитают в степях, лесах, горах Хакасии? (Лось, марал, соболь, белка, рысь, косуля, медведь, заяц, лиса, кабарга, выдра.)

9 .Какие птицы водятся на территории Хакасии? (Глухари, ястребы, тетерева, куропатки, рябчики, дикие утки, дятлы, кукушки, коршуны, синицы, воробьи.)

10. Какие пресмыкающиеся водятся на территории Хакасии? (уж, гадюка, полоз, щитомордник, жабы, лягушки, ящерицы.)

Вопросы третьего конверта.

1. Кто автор слов современного Гимна России? (С.В. Михалков.)

2. На каком первом отечественном военном корабле был впервые поднят флаг? (Орел.)

3. Какая историческая дисциплина занимается изучением гербов? (Геральдика.)

4. Что относится к ключевым государственным символам? (Гимн, герб, флаг, столица.)

5. Кто изображен на Российском гербе? ( Двуглавый орел.)

6 .Кто из царей собственноручно нарисовал бело-сине-красный флаг? (Петр Первый.)

7. Первый президент России ? (Б.Н.Ельцин.)

8. Что означает цвета российского флага? (белый - мир, чистота, синий- верность, правду, красный - отвагу.)

9. Какой символ считается главным символом любого государства? (Государственный герб.)

10. Какой флаг у Вооруженных сил России? (Красное Знамя.) (Дети достают шарики и отвечают на вопросы.)

2й ведущий: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Посмотрим, как быстро вы справитесь со следующим заданием. Этот тур называется "Реставраторы". Вы знаете, что герб - это символ государства. Вам предстоит отреставрировать герб. В конверте лежат части герба. Из этих частей вам необходимо собрать герб нашей Родины.

(Дети под музыку собирают герб.)

Ведущий хвалит детей и отмечает победителей этого конкурса

1-й ребенок: - Я иду от ручья до ручья.

2-й ребенок: - Я иду от зари до зари.

3-й ребенок: - Вся земля моя - песня моя.

4-й ребенок: - Все большие дороги мои!

5-й ребенок: - Синь степей и небес бирюзу,

6-й ребенок: - Золотые цветы на лугу

7-й ребенок: - Через все мою жизнь пронесу

8-й ребенок: - В каждой строчке моей сберегу.

9-й ребенок: - Енисей! Енисей! Ты - легенда - река!

10-й ребенок: - Ты пойми своего земляка

11-й ребенок: - Ты возьми, Енисей, нас с собой!

12-й ребенок: - Вон звезда! Миллионами лет

13-й ребенок: - Берегла она тайну - и вот,

14-й ребенок: - Может, завтра оттуда привет

15-й ребенок: - Мой товарищ на землю пришлет.

16-й ребенок: - А ручьи все зову и зовут.

17-й ребенок: - И все праздничней песни звучат.

18-й ребенок: - И все новые зори встают.

19-й ребенок: - В минуты унынья,

О Родина - мать!
Я мыслью вперед улетаю
Еще суждено тебе много страдать.
Но ты не погибнешь - Я знаю!
Я тебе не позволю погибнуть
Я твой защитник, помощник и друг.

1-й ведущий: - Дорогие друзья, наша встреча подошла к концу. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: "Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно". У нас с вами славная история и нам есть чем гордиться!

Подведение итогов и награждение дружин.