Цели урока: закрепление понятия о порядке действий в сложных примерах со скобками.
Задачи урока:
– отработка навыков сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, учить анализировать задачи и самостоятельно решать их;
– развитие пространственного ощущения, активизация познавательной деятельности;
– воспитание бережного отношения к окружающей природе, расширение кругозора учащихся.
Оборудование урока:
– учебник математики для 5-го класса;
– таблица “Порядок действий”.
Речевой материал:
– плот;
– сумма.
Ход урока
1. Оргмомент.
– Встали, приветствуем гостей.
– Садитесь. Дети открывают тетради, пишут число, тему урока.
– Учитель читает тему урока, затем предлагает детям сформулировать цель урока.
– Учитель обобщает ответы учащихся и еще раз формулирует цель урока.
2. Повторение материала.
– Ребята, сегодня к нам на урок пришел маленький гном по имени “Точка”. Он просит помочь Белоснежке из сказочной страны.
– А знаете ли вы, где он живет. Он живет на указке.
– Он не совсем доверяет нам, хочет проверить, сможете ли вы спасти Белоснежку.
– Для этого, он просит следить за указкой глазами и сказать, какие геометрические фигуры вы нарисовали глазами.
* 3 треугольника и круг.
– Какая фигура лишняя? Почему?
* Круг, остальные фигуры – треугольники.
– Молодцы! Теперь он верит в вас. Давайте отправимся в путь.
– Перед нами лес. Чтобы не было скучно, давайте посчитаем и скажем, какое число пропущено:
200, 220, 240, 260, …, 300.
* Пропущено число 280.
– Почему?
* Присчет по 20.
– Продолжите присчет по 20.
*320, 340, 360, 380, 400.
– Найдите ошибку при составлении ряда чисел:
100, 95, 90, 85, 81.
* Последнее число – 80, а не 81.
– Почему?
* Отсчет по 5.
– Продолжите отсчет по 5.
* 80, 75, 70, 65, 60.
– Вот и кончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась! На ней записаны удивительные примеры… с бабочками. Мы не можем на них наступить. Давайте поможем бабочкам улететь – решим примеры:
7-*+5=12 , 11-*=8, 5+*+6=11, 14*6=8, 17+8=*, *-9=3,14+5-2=*
* Дети называют ответы и бабочки “улетают”: 0, 3, 0, минус, 25, 12, 17.
– А теперь тихо! Мы подходим к замку Людоеда. Сейчас он спит, но в любой момент он может проснуться, заметить нас, поймать и окутать паутиной лени. Давайте поскорее закроем окна в замке.
– Назвать примеры с ответом 7: 0+7, 5+3, 20-13, 12-5.
* 0+7, 20-13, 12-5.
– Назвать примеры с ответом 9: 14-5, 5+7, 6+3, 11-2.
* 14-5, 6+3, 11-2.
– Назвать примеры с ответом 6: 3+4, 11-5, 15-9, 6+0.
* 11-5, 15-9, 6+0.
– Ну вот, окна закрыли. Впереди река, Людоед построил через нее мост. Но он очень хитрый – любое бревнышко может провалиться. Мы должны проверить каждое:
! если пример решен правильно, то хлопаем в ладоши;
! если пример решен неправильно, то поднимаем правую руку вверх.
29+7=36, 32-4=27, 11-8=3, 16+9=25, 100-80=30, 40-35=5, 9+8=17.
– Молодцы! Мы перешли успешно мост.
3. Основная часть урока.
– Наконец, мы за мостом! Начинается сказочная страна.
Мы должны помочь Белоснежке решить сложный пример:
“От числа 720 вычесть сумму чисел 97 и 365”.
- 1 ученик у доски, остальные в тетради пишут пример:
- 720 – (97 + 365)=
- Это сложный пример в 2 действия со скобками..
– Работа по таблице: “Порядок действий”.
* Установим порядок действий:
– Коллективное решение примеров.
– Какой пример решали?
* Мы решали сложный пример в 2 действия со скобками.
– Какое правило должны знать при решении сложных примеров со скобками?
* Если в примере есть скобки, то сначала выполняем действие в скобках, затем за скобками.
– Физминутка.
– Ребята, гном устал, давайте отдохнем и мы.
- Мы можем весело шагать
- По тропе волшебной.
- На двух ногах
- И на одной скакать,
- Руками весело махать
- И отдохнуть потом.
– Закрыли глаза и резко открыли (3 раза).
– Посмотрели назад, нашли глазами слово “Спартак”.
– Посмотрели в окно, на небо.
– Сели, успокоились. На улице зима, а мы с вами находимся в сказочной стране.
Белоснежка просит помочь решить задачу №439 на странице 108.
– Ученики читают задачу про себя.
– Один ученик читает задачу вслух.
– Словарная работа: плот. Рассматривание картины “Плот”, объяснение значения слова “плот”.
Вспомните правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
Проверочное слово – плоты.
– Учитель читает задачу еще раз.
– Анализ условия и решения задачи.
– Запись решения задачи в тетрадях.
– Последующая работа над задачей:
– Какие предметы в классе изготовлены из древесины?
* Парты, стулья, шкафы, доска, пол, двери.
– Но прежде, дерево должно вырасти. Как вы должны относиться к деревьям?
* Ответы учащихся.
– А еще, ребята, ученые посчитали, если каждый ученик в год сэкономит 1 тетрадь, то это позволит сохранить от вырубки 13000 гектаров леса. 1 гектар– это квадрат со стороной 100 метров
4. Закрепление материала.
– Но это еще не все. В сказочной стране есть необычный огород. В нем растут примеры, которыми питаются гномы. Но математические примеры любят не только гномы, но и зайцы.
Они сгрызают самую вкусную часть – ответы, и примеры перестают расти. Надо выгнать зайцев с огорода.
– Самостоятельная работа: № 416 (1столбик) стр. 106.
– Проверка: ребята, заяц уже собрал ответы, хочет полакомиться, но он не знает, что один ответ неправильный. Надо забрать правильные ответы.
483, 316, 294, 204.
– В каком порядке расположены числа?
* Числа расположены в порядке возрастания.
– Какое число в этом ряду чисел “лишнее”?
* Число 483.
– Почему?
* Число 483 – нечетное, остальные числа – четные.
– Неправильный ответ оставить зайцу – 204.
– Оценки за самостоятельную работу.
5. Итог урока
.– Ну вот, со всеми делами управились. Теперь давайте расскажем Белоснежке, над какой темой мы сегодня работали.
– Домашнее задание.