Турнир по эпохе Просвещения. 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: расширение кругозора, воспитание активного интереса к музыке, живописи, литературе; формирование представления об эпохе Просвещения через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Задача урока: создание условий для активного включения учащихся в познавательную и эмоционально-ценностную деятельность.

Ход урока

1.Оргмомент. (слайд №1)

2.Сообщение цели и темы урока.(слайды 2 и 3)

3. – Эпиграфом урока будут слова А.С.Пушкина:(слайд 4)

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…”
– Что такое “просвещение”? (слайд 5)

Орфоэпический словарь дает такое определение: “Просвещение-это распространение знаний”.

– Какие задачи стояли перед Просвещением?

4. Основная часть урока.

– В турнире участвуют 2 команды. Капитан 1 команды Фомина Ксения. Капитан 2 команды Слепцов Кирилл.

– Начнем с разминки. Перед вами пройдет зрительный ряд, вы должны назвать картины и их авторов.

(слайды 6– 16)с портретами Петра 1, Екатерины 2, Новикова, Львова, Хогарта, Давида).

Задание 2. О ком идет речь? (слайд 17)

“Он встретил девушку в доме ее родственника, где она выступала в любительских спектаклях. У нее был голос такой чистоты и силы, что выдерживал сравнение с итальянскими певцами, ее сценическое обаяние не знало себе равных”( портрет М.Дьяковой – Левицкий)

Задание3.Кто из художников был членом Конвента? (Давид) (слайд18)

Задание 4. Послушайте, какая связь между текстом и портретом? (журнал “Трутень” издавал Новиков) (слайд 19)

На гостиный двор приехала в карете с двумя назади лакеями богато одетая женщина, из множества золотых и серебряных сеток купила два мотка и заплатила деньги, а другие два укравши под апсалоп спрятала. Купец это видит, и как кавалер учтивый, при случившемся в лавке народе боярыню обесчестить не хочет. Боярыня поскакала домой, а купец за нею. Боярыня купцу не только волосы выщипала и глаза подбила. Да еще и кожу со спины плетьми спустила. Ничто тебе бедный купец. Как ты честный злородный человек осмелился назад требовать свои сетки у благородной воровки? Благодари еще боярыню, что бесчестья с тебя не взяла. В самом деле, ни великая милость купцу сделана?”

Задание5.Какая связь между портретом и текстом?

(Слайд 20 “портрет Петра 1 в круге” – Никитин).

“А я проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью.
Преображая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль свою”.

– Что еще ввел в обращение Петр1?

Задание 6. (слайд 21) О какой картине идет речь? (“Екатерина 2 – законодательница”– Левицкого)

“Одежда белая струилась
На ней серебряной волной,
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат.
Простертой на алтарь рукою,
На жертвенном она жару,
Сжигала маки благовонны,
Служила вышню божеству”.

Задание 7. (слайд 22) С каким произведением перекликается фрагмент из “Путешествия из Петербурга в Москву” – Радищева (Робинзон Крузо-Дефо).

“Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества иязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою– и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто и того только. Что он взирает не прямо на окружающие его предметы. Ужель. Вещал я сам себе , природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтобы чувствовали мы бедствия. А блаженство николи? Разум мой вострепета от сея мысли. И сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом”.

Задание8. (слайд 23) “Смерть Марата” и “Брут”– две трагедии. Обоснуйте, почему Давид использует разные творческие методы.

Задание 9.(слайд 24) О какой картине идет речь?

– Вы единственный, кто предложил нам два своих изображения. Вы недовольны первым?

– И да, и нет.

– Не хитрите, очевидно, вам хотелось быть менее серьезным.

– Мне хотелось к своему трактату. В свою мастерскую…

– И к мольберту.

– И к мольберту.

– Шекспир, Мильтон и Свифт – ваши кумиры?

– Да, они со мной не только на автопортрете.

– А собака?

– Господин Латур, я тоже умею шутить.

– Бесспорно. Но зачем вам понадобилась собака рядом с собой? Вы устали от людей с их пороками?

– И от пороков и тупости…

Задание10. (слайд 25) Определите, о ком идет речь?

“Насильно Зубову была
Старушка милая жила.
Приятно, понаслышке, блудно,
Вольтеру лучший друг была.
Писала прозу, флоты жгла
И умерла, садясь на судно
И с той поры в России мгла
Россия бедная держава”.

Задание 11. (слайд26) Что общего между портретами? ( Демидов, Новиков)

Задание12.(слайд27)Почему при Петре 1 возник классицизм?

Задание13. (слайд28) Конкурс для капитанов. Послушайте два текста, что их объединяет, кому они принадлежат?

“Так! Весь я не умру, но часть моя большая
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род, Вселена будет чтить”.

(Ломоносов)

“Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила
Войне поставила конец.
Тебя, прияв, облобызала.
Мне полно тех побед, сказала
Для коих крови льется ток,
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток”.

(Державин).

Задание 14. (слайд29) Перед вами 8 предметов. В каких произведениях у героев есть следующие предметы?

Задание 15. (слайд30) Сейчас прозвучит кант времен Петра 1.Как эта музыка отвечала своему времени?

“Заряд” какого настроения она несет?

Аудиозапись. Кант (слушание).

Задание16. (слайд31) Что поручено сказать мастерам 18 века своим современникам и потомкам?

Задание17. (слайд32) Перед вами кроссворд, заполните пустые клетки

2. Герой “Робинзона Крузо”

3. Герой оперы Моцарта

4. Русский реформатор

5. Русская императрица

6. Русский живописец

7. Английский живописец

8. Французский живописец

9. Австрийский композитор.

1. Одно из имен Вольтера.

Кроссворд на интерактивной доске.

5. Итог урока.

Пока Саша подводит итоги, давайте ответим на вопрос: “Почему 18 век носит название –эпоха Просвещения?”.

Итоги турнира… За работу на уроке 1 команда получает…. 2 команда получает…