Мотив от французского – побуждение к действию. Под мотивацией мы понимаем совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности[4]. В основе мотивации лежит потребность. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: а) потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному; б) потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность и вмешательство в данную речевую ситуацию [5]. Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональным состоянием. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности [4]. Примером мотива на эмоциональном уровне может быть боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками из-за плохого знания иностранного языка или боязнь совершения речевых ошибок.
Использование ИКТ помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средств общения, индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Дифференцированный подход дает большой положительный результат: вызывает положительные эмоции у учащихся, желание узнать что-то новое, проявить свои способности, что вызывает интерес к предмету, а значит влияет на их учебную мотивацию. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.
Например, программа Power Point, которая является эффективной при введении нового материала. С помощью подготовленных презентаций объяснение темы реализуется как объяснительно-иллюстративным методом, так и эвристическим или исследовательским. Такая форма изложения изучаемого материала, в которой используются анимация, всевозможные картинки, видеофрагменты или музыкальное сопровождение, вызывает интерес у учащихся, а как следствие формирует положительную мотивацию учения. Такие презентации, подготовленные мною, побуждают учащихся к созданию своих собственных. Уже с пятого класса дети делают свои работы по темам учебного курса “New Millennium” под редакцией Деревянко Г.О, Гроза А.П..Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, комментировать. Критериями для оценивания презентаций учащихся является оформление, содержательность, использование в работе Интернет ресурсов.
Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде мультимедийных презентаций, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Особый интерес у учащихся вызывают проекты о знаменитых личностях, городах, спорт, праздники.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет эффективно организовать процесс обучения; повышает интерес к уроку; активизирует познавательную деятельность школьников; способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся. Использование компьютера на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Этот способ оценивания удобен и прост, а главное, не оценивается словесно учителем.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе демонстрируют более высокую степень вовлечённости учащихся в учебный процесс, мотивации и радости познания. Анкетирование, проведенное в средних и старших классах нашей школы, показывает следующее: 80% учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее; 60% считает, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; 70% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации; 60% нравится работать с тестами на компьютере; 70% утверждает, что программа компьютерного тестирования дает возможность субъективности оценки.
Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ ускоряют процесс обучения; улучшает качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективной оценки; способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
Литература:
- Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
- Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
- Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
- Китайгородская Г.А. Шемякина Г.М. Мотивация учения в условиях применения учебных возможностей//Активизация учебной деятельности.-М., 1982
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-М.: Просвещение, 1991
Цели урока: новый лексический материал: |
Wales, Scotland, Northern Ireland, Cardiff, Edinburgh, Belfast, symbol, Trafalgar Square, Nelson`s column, St. Paul`s Cathedral, The Tower of London, Buckingham Palace, Eisteddfod, Stonehenge, kilt, bagpipe, Big Ben |
Задачи урока: |
|
Формируемые умения и навыки: | Навыки устной речи, в основе которых лежат умения использовать новые лексические единицы в изученных грамматических структурах |
Цели использования ИКТ | Оптимизация подачи учебного материала |
Этап урока, на котором использовались ИКТ | На всех этапах урока |
Формы организации работы детей | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Формы организации работы учителя | Беседа |
Технологические особенности | |
Технические условия | Подключение компьютера, телевизора к сети 220V, наличие проводного соединения ПК-телевизор, программное обеспечение |
Используемое оборудование: |
|
Перечень разработанных цифровых образовательных ресурсов | ЦОР Некоторые факты о Британии (презентация к уроку). |
Перечень внешних цифровых образовательных ресурсов | Ауди к учебнику New Millennium 6 |
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Формирование навыков устной речи.
- Закрепление навыков устной речи.
- Подведение итогов урока.
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Использование ЦОР |
Прогнозируемый результат |
Организационный момент | Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок. Объявление темы урока. | Поверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. | Слайд № 1 | Рабочий настрой на урок |
Актуализация знаний | Организация повторения лексико-грамматического материала предыдущих уроков, необходимого для изучения нового материала. | Повторение лексико-грамматического материала предыдущих уроков, необходимого для изучения нового материала (Ответы на вопросы учителя, озвучивание наглядного материала). | Слайды № 2-7 |
Готовность употреблять изученные лексические единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях. |
Объяснение нового материала | Предъявление новых лексических единиц. | Повторение лексических единиц за учителем, прямой и обратный перевод. | Слайды № 8-17 |
Умение правильно произносить и переводить новые лексические единицы. |
Формирование навыков устной речи. Выполнение упражнений | Предъявление образца использования новых лексических единиц в лексико-грамматических упражнениях. | Составление предложений по образцу. | Слайды № 18-21 | Самостоятельное использование новых лексических единиц в изученных грамматических структурах с опорой на образец. |
Закрепление навыков устной речи | Мотивация к составлению самостоятельных высказываний по теме. | Самостоятельное составление высказываний по теме. Составление диалога. | Слайды № 22-24 | Умение использовать изученный лексико-грамматический материал в новых речевых ситуациях. |
Подведение итогов урока Домашнее задание |
Обобщение изученного материала, оценивание работы учащихся, домашнее задание, постановка перспективных целей. | Ответы на вопросы учителя Запись домашнего задания |
Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание. |
Методическая часть
Цель использования презентации “Некоторые факты о британии” – повышение мотивации к изучению нового материала, иллюстрация правильного использования нового материала в изученных грамматических структурах, активизация познавательной деятельности на уроке.
Учителем используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- индуктивный;
- метод стимулирования и мотивации;
- метод самостоятельной работы
Цифровые образовательные ресурсы
№ слайда |
Что показывает |
Как показывает |
Для чего |
№ 1 |
Титульный лист, тема урока |
Текст с анимацией |
Организационный момент урока |
№ 2-7 |
Новые лексические единицы |
Текст с анимацией |
Актуализация знаний |
№ 8-17 |
Новые лексические единицы |
Иллюстрации с анимацией |
Изучение нового материала |
№ 18-21 |
Предложения с новыми лексическими единицами и изученными грамматическими структурами |
Текст с иллюстрацией и анимацией. |
В качестве образца |
№ 22-24 |
Оценка работы учащихся и текст с призывом выполнить дальнейшую работу с анимацией Домашнее задание |
Текст с анимацией на фоне иллюстрации |
Подведение итога урока, настрой на выполнение домашнего задания, запись домашнего задания |
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке
Этап урока |
Форма использования ИКТ |
Цель |
Организационный | Демонстрационная презентация | Создание рабочего настроя на урок. |
Актуализация знаний | Демонстрационная презентация | Повторение, вхождение в новую тему. |
Объяснение нового материала | Демонстрационная презентация | Формулировка темы урока, задач урока, семантизация новой лексики, повышение мотивации к восприятию нового материала. |
Закрепление | Демонстрационная презентация. Диалогическая речь. | Закрепление пройденного материала, развитие навыков устной речи. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Демонстрационная презентация | Обобщение, подведение итогов. Домашнее задание. |