Применение ИКТ как способ повышения мотивации в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (666 кБ)


Мотив от французского – побуждение к действию. Под мотивацией мы понимаем совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности[4]. В основе мотивации лежит потребность. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: а) потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному; б) потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность и вмешательство в данную речевую ситуацию [5]. Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональным состоянием. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности [4]. Примером мотива на эмоциональном уровне может быть боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками из-за плохого знания иностранного языка или боязнь совершения речевых ошибок.

Использование ИКТ помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средств общения, индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Дифференцированный подход дает большой положительный результат: вызывает положительные эмоции у учащихся, желание узнать что-то новое, проявить свои способности, что вызывает интерес к предмету, а значит влияет на их учебную мотивацию. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.

Например, программа Power Point, которая является эффективной при введении нового материала. С помощью подготовленных презентаций объяснение темы реализуется как объяснительно-иллюстративным методом, так и эвристическим или исследовательским. Такая форма изложения изучаемого материала, в которой используются анимация, всевозможные картинки, видеофрагменты или музыкальное сопровождение, вызывает интерес у учащихся, а как следствие формирует положительную мотивацию учения. Такие презентации, подготовленные мною, побуждают учащихся к созданию своих собственных. Уже с пятого класса дети делают свои работы по темам учебного курса “New Millennium” под редакцией Деревянко Г.О, Гроза А.П..Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, комментировать. Критериями для оценивания презентаций учащихся является оформление, содержательность, использование в работе Интернет ресурсов.

Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику.

Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются  в виде мультимедийных презентаций, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и  лучшему усвоению изучаемого материала. Особый интерес у учащихся вызывают проекты о знаменитых личностях, городах, спорт, праздники.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет эффективно организовать процесс обучения; повышает интерес к уроку; активизирует познавательную деятельность школьников; способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся. Использование компьютера на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Этот способ оценивания удобен и прост, а главное, не оценивается словесно учителем.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе демонстрируют более высокую степень вовлечённости учащихся в учебный процесс, мотивации и радости познания. Анкетирование, проведенное в средних и старших классах нашей школы, показывает следующее: 80% учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее; 60% считает, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; 70% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации; 60% нравится работать с тестами на компьютере; 70% утверждает, что программа компьютерного тестирования дает возможность субъективности оценки.

Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ ускоряют процесс обучения; улучшает качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективной оценки; способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

Литература:

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
  2. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
  4. Китайгородская Г.А. Шемякина Г.М. Мотивация учения в условиях применения учебных возможностей//Активизация учебной деятельности.-М., 1982
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-М.: Просвещение, 1991
Цели урока: новый лексический материал:
  • Семантизировать новую лексику по теме, учить употреблять её в изученных грамматических структурах.
  • Развивать навыки устной речи.
  • Развивать мышление, память, воображение.
  • Воспитывать интерес к предмету, культуру общения.
  • Обучать умению использовать опору (образец) при составлении диалога.

Wales, Scotland, Northern Ireland, Cardiff, Edinburgh, Belfast, symbol, Trafalgar Square, Nelson`s column, St. Paul`s Cathedral, The Tower of London, Buckingham Palace, Eisteddfod, Stonehenge, kilt, bagpipe, Big Ben

Задачи урока:
  • Активизировать изученный лексико-грамматический материал.
  • Практиковать учащихся в составлении предложений с грамматическими структурами I`d like to/ two million.
Формируемые умения и навыки: Навыки устной речи, в основе которых лежат умения использовать новые лексические единицы в изученных грамматических структурах
Цели использования ИКТ

Оптимизация подачи учебного материала

Этап урока, на котором использовались ИКТ

На всех этапах урока

Формы организации работы детей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Формы организации работы учителя

Беседа

Технологические особенности  
Технические условия

Подключение компьютера, телевизора к сети 220V, наличие проводного соединения ПК-телевизор, программное обеспечение

Используемое оборудование:
  • Компьютер, телевизор.
  • Учебник New Millennium 6 под редакцией Н.Н. Деревянко издательства Титул, 2004.
  • Рабочая тетрадь New Millennium 6 под редакцией Н.Н. Деревянко издательства Титул, 2004.
Перечень разработанных цифровых образовательных ресурсов ЦОР Некоторые факты о Британии (презентация к уроку).
Перечень внешних цифровых образовательных ресурсов

Ауди к учебнику New Millennium 6

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Формирование навыков устной речи.
  5. Закрепление навыков устной речи.
  6. Подведение итогов урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование ЦОР

Прогнозируемый результат

Организационный момент Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок. Объявление темы урока. Поверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. Слайд № 1 Рабочий настрой на урок
Актуализация знаний Организация повторения лексико-грамматического материала предыдущих уроков, необходимого для изучения нового материала. Повторение лексико-грамматического материала предыдущих уроков, необходимого для изучения нового материала (Ответы на вопросы учителя, озвучивание наглядного материала). Слайды №

2-7

Готовность употреблять изученные лексические единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях.
Объяснение нового материала Предъявление новых лексических единиц. Повторение лексических единиц за учителем, прямой и обратный перевод. Слайды №

8-17

Умение правильно произносить и переводить новые лексические единицы.
Формирование навыков устной речи. Выполнение упражнений Предъявление образца использования новых лексических единиц в лексико-грамматических упражнениях. Составление предложений по образцу. Слайды № 18-21 Самостоятельное использование новых лексических единиц в изученных грамматических структурах с опорой на образец.
Закрепление навыков устной речи Мотивация к составлению самостоятельных высказываний по теме. Самостоятельное составление высказываний по теме. Составление диалога. Слайды № 22-24 Умение использовать изученный лексико-грамматический материал в новых речевых ситуациях.
Подведение итогов урока

Домашнее задание

Обобщение изученного материала, оценивание работы учащихся, домашнее задание, постановка перспективных целей. Ответы на вопросы учителя

Запись домашнего задания

  Подведение итогов работы на уроке.

Домашнее задание.

Методическая часть

Цель использования презентации “Некоторые факты о британии” – повышение мотивации к изучению нового материала, иллюстрация правильного использования нового материала в изученных грамматических структурах, активизация познавательной деятельности на уроке.

Учителем используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • индуктивный;
  • метод стимулирования и мотивации;
  • метод самостоятельной работы

Цифровые образовательные ресурсы

№ слайда

Что показывает

Как показывает

Для чего

№ 1

Титульный лист, тема урока

Текст с анимацией

Организационный момент урока

№ 2-7

Новые лексические единицы

Текст с анимацией

Актуализация знаний

№ 8-17

Новые лексические единицы

Иллюстрации с анимацией

Изучение нового материала

№ 18-21

Предложения с новыми лексическими единицами и изученными грамматическими структурами

Текст с

иллюстрацией и анимацией.

В качестве образца

№ 22-24

Оценка работы учащихся и текст с призывом выполнить дальнейшую работу с анимацией

Домашнее задание

Текст с анимацией на фоне иллюстрации

Подведение итога урока, настрой на выполнение домашнего задания, запись домашнего задания

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный Демонстрационная презентация Создание рабочего настроя на урок.
Актуализация знаний Демонстрационная презентация Повторение, вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала Демонстрационная презентация Формулировка темы урока, задач урока, семантизация новой лексики, повышение мотивации к восприятию нового материала.
Закрепление Демонстрационная презентация. Диалогическая речь. Закрепление пройденного материала, развитие навыков устной речи.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Демонстрационная презентация Обобщение, подведение итогов. Домашнее задание.