Цель и основные задачи
Ключевым понятием является развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В этой связи целями являются:
- Развитие качеств и умений 21 века:
- критическое и системное мышление
- способность к решению творческих задач
- умение работать в команде
- самостоятельность.
- Повышение эффективности учебного процесса:
- обеспечение качества работы школьных учителей за счет использования компьютерных технологий при хранении и обработке информации.
- Улучшение освоения школьниками учебного материала:
- улучшение освоения школьниками учебного материала за счет использования мультимедийных средств наглядности.
- Развитие умения взаимодействовать:
- использование компьютерных технологий в работе над коллективными проектами
- налаживание информационных связей между учителями и учащимися.
Scratch является отличным инструментом для начала изучения основ алгоритмизации и программирования с младшими школьниками благодаря нескольким факторам:
- Эта программная среда легка в освоении и понятна даже младшим школьникам, но при этом она позволяет составлять сложные программы.
- Эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов.
- Вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество.
В качестве способов организации деятельности по достижению поставленных целей предлагаем:
- использовать среду программирования Scratch в качестве системообразующего элемента;
- выполнять творческие проекты;
- организовывать работы над выполнением проектов в разновозрастных группах.
В результате школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности, будет:
знать
- отдельные способы планирования деятельности:
- составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
- составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
- разбиение задачи на подзадачи;
уметь
- составить план проекта;
- найти и исправить ошибки;
- подготовить небольшой отчет о работе;
- публично выступить с докладом;
- наметить дальнейшие пути развития проекта.
Тематический план составлен на основе статьи Афонина С. «Планирование информатики в 5-6 классах» / Образовательная галактика Intel – http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=56&showentry=339.
Содержание дисциплины
Тематические планы составлены из расчета 68 часов (2 часа в неделю)
5 класс <Приложение 1>
Личное информационное пространство (32 ч.)
Рассматриваемые вопросы: рабочий стол, панель задач, управление мышью, работа с окнами, изучаем клавиатуру, вводим символы, работа с файлами и папками, работа в Total Commander, Интернет, браузеры, работа в Интернет, сайты, поисковые системы, основы авторского права, понятие информационного пространства, планирование и организация собственного информационного пространства.
Scratch (36 ч.)
Рассматриваемые вопросы: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, команды и исполнители, Scratch - возможности и примеры проектов, интерфейс и главное меню Scratch, сцена, объекты (спрайты), свойства объектов, методы и события, программа, команды и блоки, программные единицы: процедуры и скрипты. линейный алгоритм, система координат на сцене Scratch, основные блоки, цикл в природе, циклические алгоритмы, цикл «Повторить n раз», цикл «Всегда», библиотека костюмов и сцен Scratch, анимация формы, компьютерная графика, графические форматы и т.д.
6 класс <Приложение 2>
Scratch (16 ч.)
Рассматриваемые вопросы: запись звука, форматы звуковых файлов, конвертирование звуковых файлов, озвучивание проектов Scratch, сообщество Scratch, регистрация на сайте, публикация проектов Scratch, использование заимствованных кодов и объектов.
Обработка текстовой информации (16 ч.)
Рассматриваемые вопросы: кодирование текстовой информации, текстовые редакторы, обзор популярных текстовых редакторов, форматы текстовых документов, набор текста, сохранение и открытие документов, форматирование текста и абзаца, работа с таблицами и изображениями в Word 2007, работа с фигурами и объектами Smart Art, слияние документов.
Проект в среде программирования Scratch (36 ч.)
Понятие проекта, его структура. Основные этапы разработки проекта.
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
- распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
- анализ и синтез данных;
- формулирование выводов.
- подготовка презентационных материалов;
- подготовка публичного выступления.
Демонстрация и защита проектов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
- презентация проекта;
- защита проекта: ответы на вопросы учителя, одноклассников
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов, подведение итогов.
Задачи:
- оценить работу каждого учащегося или группы;
- проанализировать работу над каждым проектом.