Тематическое планирование по информатике для 5–6-х классов (включая изучение среды программирования Scratch)

Разделы: Информатика


Цель и основные задачи

Ключевым понятием является развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В этой связи целями являются:

  • Развитие качеств и умений 21 века:
  • критическое и системное мышление
  • способность к решению творческих задач
  • умение работать в команде
  • самостоятельность.
  • Повышение эффективности учебного процесса:
  • обеспечение качества работы школьных учителей за счет использования компьютерных технологий при хранении и обработке информации.
  • Улучшение освоения школьниками учебного материала:
  • улучшение освоения школьниками учебного материала за счет использования мультимедийных средств наглядности.
  • Развитие умения взаимодействовать:
  • использование компьютерных технологий в работе над коллективными проектами
  • налаживание информационных связей между учителями и учащимися.

Scratch является отличным инструментом для начала изучения основ алгоритмизации и программирования с младшими школьниками благодаря нескольким факторам:

  • Эта программная среда легка в освоении и понятна даже младшим школьникам, но при этом она позволяет составлять сложные программы.
  • Эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов.
  • Вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество.

В качестве способов организации деятельности по достижению поставленных целей предлагаем:

  • использовать среду программирования Scratch в качестве системообразующего элемента;
  • выполнять творческие проекты;
  • организовывать работы над выполнением проектов в разновозрастных группах.

В результате школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности, будет:

знать

  • отдельные способы планирования деятельности:
  • составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
  • составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
  • разбиение задачи на подзадачи;

уметь

  • составить план проекта;
  • найти и исправить ошибки;
  • подготовить небольшой отчет о работе;
  • публично выступить с докладом;
  • наметить дальнейшие пути развития проекта.

Тематический план составлен на основе статьи Афонина С. «Планирование информатики в 5-6 классах» / Образовательная галактика Intel – http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=56&showentry=339.

Содержание дисциплины

Тематические планы составлены из расчета 68 часов (2 часа в неделю)

5 класс <Приложение 1>

Личное информационное пространство (32 ч.)

Рассматриваемые вопросы: рабочий стол, панель задач, управление мышью, работа с окнами, изучаем клавиатуру, вводим символы, работа с файлами и папками, работа в Total Commander, Интернет, браузеры, работа в Интернет, сайты, поисковые системы, основы авторского права, понятие информационного пространства, планирование и организация собственного информационного пространства.

Scratch (36 ч.)

Рассматриваемые вопросы: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, команды и исполнители, Scratch - возможности и примеры проектов, интерфейс и главное меню Scratch, сцена, объекты (спрайты), свойства объектов, методы и события, программа, команды и блоки, программные единицы: процедуры и скрипты. линейный алгоритм, система координат на сцене Scratch, основные блоки, цикл в природе, циклические алгоритмы, цикл «Повторить n раз», цикл «Всегда», библиотека костюмов и сцен Scratch, анимация формы, компьютерная графика, графические форматы и т.д.

6 класс <Приложение 2>

Scratch (16 ч.)

Рассматриваемые вопросы: запись звука, форматы звуковых файлов, конвертирование звуковых файлов, озвучивание проектов Scratch, сообщество Scratch, регистрация на сайте, публикация проектов Scratch, использование заимствованных кодов и объектов.

Обработка текстовой информации (16 ч.)

Рассматриваемые вопросы: кодирование текстовой информации, текстовые редакторы, обзор популярных текстовых редакторов, форматы текстовых документов, набор текста, сохранение и открытие документов, форматирование текста и абзаца, работа с таблицами и изображениями в Word 2007, работа с фигурами и объектами Smart Art, слияние документов.

Проект в среде программирования Scratch (36 ч.)

Понятие проекта, его структура. Основные этапы разработки проекта.

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

  • определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
  • создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

  • самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • анализ и синтез данных;
  • формулирование выводов.
  • подготовка презентационных материалов;
  • подготовка публичного выступления.

Демонстрация и защита проектов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

  • презентация проекта;
  • защита проекта: ответы на вопросы учителя, одноклассников

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов, подведение итогов.

Задачи:

  • оценить работу каждого учащегося или группы;
  • проанализировать работу над каждым проектом.