"Среда, окружающая ребенка в детском
саду, может стать средством развития его
личности лишь в том случае, если педагог способен
организовать такую среду."
Э.П. Костина
В нашей группе создана
предметно-пространственная развивающая среда,
которая служит интересам и потребностям каждого
ребенка.
Дети восприимчивы к окружающему, поэтому вся
обстановка в группе имеет воспитательное
значение.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя
эмоционально благополучно, комфортно, стараемся
приблизить обстановку к домашней, где можно
поиграть с друзьями, найти занятие по интересам
– это способствует хорошему настроению, а
значит, и его успешному развитию.
Ребенок не просто общается в развивающей среде,
он должен чувствовать себя полноправным
хозяином пространства, в котором он находится.
Мы создали условия для обеспечения разных
направлений развития детей: игровой,
двигательной, интеллектуальной, самостоятельной
художественной деятельности.
Всё групповое пространство разделено на ЦЕНТРЫ,
которые доступны детям.
В группе созданы следующие центры и уголки:
- Центр искусства (театральный, музыкальный уголок, изоуголок)
- Центр «Мы живем России»
- Центр «Окно в природу»
- Центр «Свет далекой звезды»
- Математический уголок (уголок сенсорики и мелкой моторики)
- Литературный уголок (книжный уголок, игротека)
- Центры для сюжетно-ролевой игры
- Уголок дорожного движения «Наш друг Светофорик»
- Уголок строительно-конструктивных игр «Город мастеров»
- Физкультурно-оздоровительный уголок
В ЦЕНТРЕ «Мы живем России», где дети
получают представления о России, ее символике,
столице. Знакомятся с историей Калининградской
области, города Советска, традициями, народными
промыслами.
Мы полагаем, что любовь к своему городу, малой
родине, у наших воспитанников должно сохраниться
на всю жизнь.
В ЦЕНТРЕ «Окно в природу» дети наблюдают и ухаживают за растениями, аквариумом, рассматривают иллюстрации в книгах, коллекции ракушек, янтаря, слушают аудиозаписи «Звуки живой природы», читают рассказы и стихи, на макетах дети проигрывают свои представления о жизни домашних и диких животных, что позволяет приблизиться к миру природы. Для ионизации воздуха имеется лампа Чижевского.
В уголке детского экспериментирования играют с песком, водой, красками. Учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок, основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
В ЦЕНТРЕ «Свет далекой звезды» ведутся беседы о космосе, руками детей и родителей изготавливаются экспонаты, которые используются в работе: атлас звездного неба, схемы вращения Земли вокруг оси, подборка иллюстраций о космосе.
В ЦЕНТРЕ «Город мастеров» используя,
различные конструкторы, дети имеют возможность
проявлять свое творчество.
Любой вид конструирования всесторонне развивает
ребёнка, его конструктивные способности и
творческие умения, прививает навыки мышления,
умение ориентироваться.
Процесс творческого конструирования открывает
богатейшие возможности для формирования волевых
качеств личности: аккуратности, умения доводить
дело до конца, что так пригодится в школе.
Уголок дорожного движения «Наш друг Светофорик» Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Для знакомства с правилами дорожного движения в уголке имеется:
- Набор транспортных средств.
- Иллюстрации с изображением транспортных средств.
- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).
- Дидактические игры.
В физкультурном уголке в свободное время дети занимаются спортом, повышают объем двигательной активности, формируются основные жизненно важные двигательные умения и навыки. Интерес представляют занятия цикла «Изучаем свое тело» – беседы об особенностях человеческого организма, уроки по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи.
Математический уголок (уголок сенсорики
и мелкой моторики).
Развитие элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста
имеет большую ценность для интенсивного
умственного развития ребенка, его
познавательных интересов и любознательности,
логических операций (сравнение, обобщение,
классификация).
Знания и навыки, полученные детьми на занятиях по
математике, мы систематически закрепляем и
применяем в различных видах деятельности
(сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,
дежурство по столовой, дежурство в уголке
природы, определения количества детей в группе).
Подобраны дидактические игры для развития
логического мышления: “Кубики для всех”, “Сложи
узор”, счетные палочки, блоки Дьенеша,
“Волшебный квадрат”, “Геоконт”, “Танграм”,
“Волшебные яйца”, разные схемы, упражнения,
задачи-шутки и т.д.
В приемной комнате для родителей организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Предметно-развивающая среда видоизменяется нами согласно возрастным особенностям, все компоненты развивающей среды сочетаются между собой и обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Выставка детских работ
Таким образом, мы постарались создать предметно-развивающую среду информативно богатую, необходимую для всех видов деятельности, которая вызывает у детей эмоционально положительное отношение к группе и детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.