Данное мероприятие направлено на получение учащимися знаний о бережном отношении к флоре и фауне, о том, что следует любить и оберегать природу места, где мы живем. Каждый должен задумываться о том, как сохранить богатства Дальневосточной тайги. Она дает нам очень много. Сегодня тайга прекрасна и полна жизни, но что с ней будет завтра – полностью зависит только от нас и нашего отношения. Если мы хотим, чтобы наши дети, внуки видели бескрайние просторы и живописные места нашего края такими, какими видим их мы и даже лучше, мы не должны оставаться равнодушными к проблемам лесных пожаров, бесчисленной вырубки леса, истреблению редких видов животных, к браконьерству.
Цель: продолжить формирование ключевых компетенций у учащихся на внеклассном мероприятии по биологии.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к исчезающим видам растений и животных;
- привлечение учащихся к изучению и сохранению лесных экосистем;
- формирование у школьников чувства патриотизма, сопричастности, толерантности и ответственности за происходящие события и за окружающую среду.
Подготовительный этап:
- Набираются две команды по 8-10 человек: «Тигры» и «Рыси».
- Команды готовят приветствие (3 мин), эмблему команды.
- Конкурс «Домашнее задание» (5 мин) команды также готовят заранее.
- Капитаны команд готовят сопернику пять – шесть вопросов о своем животном.
- Выбираем независимое жюри.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных. Сегодня в нашей игре встречаются две команды: команда «Тигры» и команда «Рыси». А теперь представим жюри.
Конкурс 1. «Визитная карточка»
Конкурс-приветствие (домашнее задание). Каждая команда за несколько минут должна представиться. Жюри оценивает выступление команд по 4-балльной шкале.
Представление первой команды: «Тигры»
Рис. 1. Эмблема 1-й команды.
У меня есть
Длинный хвост...
Зоркий глаз,
Немалый рост…
Есть и зубы: я кусака.
Кто скажите я?..
— Собака!
Может быть,
Но я мурлычу,
В молоко
Я носом тычу,
В речке не полезу в брод.
Дети, я наверно?...
— Кот!
Может быть,
Но я крупнее,
Выше, шире, тяжелее,
Вешу пятую часть тонны.
Получается, я?...
— Слон!
Ошибаетесь,
Ребятки.
В джунглях
Я играю в прятки,
Не могу я жить без игр.
Кто же я, скажите?...
— Тигр!!!!
Представление второй команды: «Рыси»
Рис.2. Эмблема 2-й команды.
Славянская легенда
Созвездие Рыси в секторе Рака наиболее близко к Полюсу Мира. Рысь — животное, символизирующее Коляду. По древней легенде, свою рыжую (золотую) шерсть она получила от Коляды. Рысь — дикая лесная кошка. Возможно, так в древности славяне представляли себе кота Баюна, который, как и птица Гамаюн, служил Коляде в Ирии. Имя свое Рысь получила за рыжий (русый) цвет шерсти. Это имя родственно самоназванию Руси, а также древнему имени святой земли (острова, горы, реки), где поклонялись богу Солнца Ра, его потомкам — Раде и Радунице (супруге Коляды). Потому предки ряда славянских родов себя именовали русью и рысичами. И не только за рыжий цвет волос, но и потому, что они почитали Родину, Рода, бога Солнца Ра, Раду и Радуницу, а также Русь-Рысь.
Конкурс 2. Разминка
Ведущий:
Внимание! Внимание! Друзья!
Второй конкурс объявляю я.
На вопросы мои смело отвечайте
И очки своей команде добавляйте.
Жюри оценивает конкурс по 1 баллу за каждый правильный ответ.
1. Сейчас каждая команда по очереди отгадывает загадки о животных:
* * *
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша ... (львица).
* * *
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это – (лев).
* * *
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
* * *
У огромной кошки
Вся шубка – в полосках. (Тигр)
* * *
Хищника клык,
Страшный рык
Слышат звери, обомлев,
Кто же этот хищник? (Лев)
* * *
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
* * *
Хищника клык,
Страшный рык
Слышат звери, обомлев,
Кто же этот хищник? (Лев)
* * *
Изящна, красива, сильна и ловка,
Легендами издавна окружена.
Глаза изумрудами ярко горят,
К ним так подходит чёрный наряд. (Черная пантера)
* * *
Кто идет на мягких лапах,
Лишь почуяв елки запах?
Кто стучится в нашу дверь?
Это новогодний зверь! (Тигр)
* * *
Умный, добрый, сильный, смелый
В полосатой шубке белой.
Знает точно он, проказник,
Не начнем без него праздник. (Белый тигр)
* * *
Раз — полоска, два — полоска...
Рыжий зверь идет в матроске!
Три, четыре, пять и шесть...
Хочет всех поймать и съесть!
Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках сережки она не прячет,
Ей не скажешь слова – брысь,
Потому, что это – … (рысь)
* * *
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки. (Рысь)
* * *
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это – … (лев)
* * *
Кошка полосатая
Нравится ребятам. (Тигр)
2. Отгадать загадки, и из начальных букв этих ответов составить слово – название животного.
* * *
- Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой. (Тень.)
- Стоят братцы, одним кушаком подпоясаны. (Изгородь.)
- С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета.)
- Новая посудина, а вся в дырках. (Решето.)
Ответ: Т И Г Р.
* * *
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам её рождает. (Лед.)Конь стальной, хвост льняной. (Игла.)
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар.)
В середине алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Ответ: Л И С А.
3. Отгадать загадки на картинке.
Сколько животных можно увидеть на этой картинке?
Рис.3. Картинка-загадка для 1-й команды
Ответ: 10 тигров.
На картинке скрыто 4 тигра. Найдите их.
Рис.4. Картинка-загадка для 2-й команды.
Конкурс 3. Конкурс эрудитов
Каждой команде предлагается комплект открыток с изображением животных семейства кошачьи. Дать название каждому животному.
Жюри оценивает конкурс по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Рис.5. Открытки для 1-й команды.
Верхний ряд, слева направо: лев, ягуар, леопард. Нижний ряд, слева направо: тигр, снежный барс, пума
Рис.6. Открытки для 2-й команды.
Слева направо: рысь, каракал, лесная кошка, гепард.
2. Каждой команде выдаются карточки с рисунками следов животных. Необходимо определить, кому они принадлежат. Жюри оценивает конкурс по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Таблица 1. Следы некоторых диких животных
Следы белки | медведя | ||
Лисицы | рыси | ||
Зайца | тигра | ||
Волка | бобра |
Конкурс 4. Капитанский
Ведущий: Капитанов команд приглашаем на сцену, а команды могут немножко отдохнуть за кулисами.
Капитаны задают друг другу вопросы о своем
животном.
Жюри оценивает конкурс по 1 баллу за каждый
правильный ответ.
Например: вопросы команды «Тигры»
1) Какого роста тигр? (Если мерить с
хвостом, то три метра)
2) Сколько весит? (190 кг.)
3) Какие когти у тигра? (Они устроены как
бандитский нож: когда не нужен–лезвие спрятано в
рукоятку, а когда надо на каждой лапе по 4
отточенных клинка длиной 8-10 см.)
4) Сколько ест тигр? (Может съесть за три дня
кабана весом в полтора центнера ,150 кг., а может по
две-три недели голодать. Ученые подсчитали, что в
год должен съесть 30-50 крупных кабанов, изюбрей
или пятнистых оленей. Чтобы тигру хватило пищи не
на один год, надо, чтобы в этом месте водилось 350-370
крупных копытных животных)
5) Чему равен охотничий участок тигра? (100 000га)
6)Какую скорость может развивать тигр? (В броске
на жертву способен развивать скорость 20
м/сек., но через полминуты падает в
изнеможении и долго отдыхает. На длинные
дистанции бегать не может – сердце
маломощное)
Вопросы команды «Рыси»
1) Что позволяет рыси ходить по снегу, не
проваливаясь? (Лапы крупные, зимой хорошо
опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не
проваливаясь.)
2) Назовите отличительные признаки рыси. (На
ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы
обрубленный.)
3) Что составляет основу рациона рыси? (Основу
ее рациона составляют зайцы. Постоянно охотится также на
тетеревиных птиц, мелких грызунов, реже — на
небольших копытных, вроде косули, кабарги,
пятнистого и северного оленей, изредка
нападает на домашних кошек и собак, а в лесу — на лисиц, енотовидных собак и
других некрупных зверей)
4) Когда охотится рысь? (Охотится рысь в
сумерках. но предпочитает подкарауливать дичь в
засаде или скрадывать, а затем нападать большими,
до 4 м, прыжками. Жертву преследует на дистанции
не более 60-80 м, после чего выдыхается.)
5) Рысь прыгает на свою жертву с дерева? (Вопреки
распространенным представлениям, она никогда не
прыгает на свою жертву с дерева)
6) Кто участвует в воспитании котят рыси? (В
воспитании котят участвуют оба родителя. Выводок
охотится вместе с взрослыми до наступления
следующего сезона размножения.)
Конкурс 5. Домашнее задание
Ведущий: вот мы и добрались до сложного, но интересного конкурса – это домашнее задание. А тема 6ыла:
- «Один день из жизни обитателей леса»
- «Как звери хозяина тайги выбирали».
И я приглашаю на эту сцену команду…
Выступление команд.
Команды готовят литературно-музыкальную постановку (5 мин). Жюри оценивает артистичность, оригинальность и декорации. Оценки от 1 до 7 баллов.
Конкурс 6. Дополнительный.
Ведущий: Конкурс готовят болельщики. Они могут принести своим командам дополнительные баллы.
По горизонтали:
5. Морская и озерная птица. 6. Дикий баран. 8. Млекопитающее семейства куньих, иначе – вонючка. 9. Бамбуковый медведь. 11. Хищная морская рыба. 13. Певчая птица. 15. Подсемейство птиц отряда попугаев. 16. Водоплавающая птица. 17. Скорлупчатое водяное насекомое, годное в пищу. 19. Подвид благородного оленя. 22. Серая птица семейства вороновых. 24. Горбатый заяц. 25. Крупный грызун. 26. Лошадь скаковой породы.
По вертикали:
1. Промысловая рыба семейства макрелещуковых.. 2. Порода собак с длинным телом. 3. Рыба; то же, что анчоус. 4. Дикая кошка. 7. Древняя венгерская порода пастушьих собак. 10. Крупная степная птица. 12. Птица семейства вороновых, похожая на сойку. 13. Озерно-речная рыба рода сигов. 14. Жесткокрылое насекомое. 18. Ценная рыба семейства карповых. 20. Вид фазанов. 21. Зверек семейства куньих; длина тела 11-26 см. 22. Животное типа кишечнополостных; одиночный, способный к передвижению полип. 23. Дикая свинья.
Ответы:
По горизонтали: 5. Чайка. 6. Архар. 8. Скунс. 9.
Панда. 11. Акула. 13. Чиж. 15. Лори. 16. Утка. 17. Рак. 19.
Марал. 22. Галка. 24. Агути. 25. Сурок. 26. Рысак.
По вертикали: 1. Сайра. 2. Такса. 3. Хамса. 4.
Манул. 7. Пули. 10. Дрофа. 12. Кукша. 13. Чир. 14. Жук. 18.
Амур. 20. Аргус. 21. Ласка. 22. Гидра. 23. Кабан
Ведущий: Все хорошо, что хорошо кончается. Закончился и наш КВН, и я приглашаю всех его участников на сцену. Ребята нам показали все, на что способны, и я прошу жюри подвести итоги.
Жюри подводит итоги КВН. Награждение команд.