Одной из важнейших задач изучения литературы в школе является эстетическое развитие учащихся.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным фактором. Эстетическое воспитание развивает человека в основном не для искусства, а для его активной жизнедеятельности. Своей основной целью эстетическое воспитание ставит выработку у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими и утверждаемыми в практике законами красоты. Этому умению необходимо учить и подростка, и юношу, и молодого человека. Часто учащиеся вечерней школы именно здесь в первый раз за многие годы открывают книгу, узнают много нового и интересного, меняют свои жизненные приоритеты. А положительное воздействие лирики как рода литературы общеизвестно. Поэтому создание системы внеклассных мероприятий по лирике в условиях вечерней школы является актуальной проблемой в связи с особенностями контингента учащихся.
Контингент учащихся вечерней школы является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми его характеристиками являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, неблагополучные семьи, низкокультурные слои, группы с асоциальными ценностями и т.п.). При этом типичным следствием отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением.
Так внеклассная работа по литературе очень важна для реализации главной цели: формирование всесторонне гармонически развитой личности.
Изучение лирики в школе играет большую роль в воспитательном и учебном процессе. Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Но знакомство учеников со стихотворениями конкретно на уроке не всегда удовлетворяет эстетической необходимости, учитывая особенности детей подросткового возраста и части молодых людей, имеющих большой перерыв в учении, поэтому актуальность системы воспитательной работы очевидна.
Поэзия трудна и притягательна для читателя. Здесь совершается победа души над реальными жизненными обстоятельствами, чувство как бы освобождается от тирании событий и становится самоценным. Это вознесение над реальностью манит читателя, как полет, но для полёта нужно вырастить крылья.
Известно, что поэзия обладает возможностью воздействовать на эмоциональный мир ребёнка, помогая ему увидеть и понять чувства, мысли, переживания другого и одновременно “присвоить” их себе. Чем раньше хотя бы самые элементарные частицы высоких человеческих чувств, выраженных поэтами, дойдут до сознания, сердца и памяти подростков, тем больше надежда вырастить их эмоционально-грамотными, душевно-чуткими и общественно-активными людьми. “Формулы”, выведенные поэтами, учат любить родину, ненавидеть подлость, уважать человеческое достоинство. Настоящий поэт всегда открывает мир чувств и мыслей, способных обогатить человека. Поэзия – это открытие. Поэт заставляет читателя-подростка, даже если у него есть уже сложившееся отношение к описываемому явлению, заново увидеть, пережить, оценить. Радость этих открытий обогащает человека, делает зорче, мудрее, глубже. Внушить подростку уважение к этой способности поэзии – значит, в какой-то мере научить видеть прекрасное вокруг себя, в обыденной жизни. Поэзия открывает красоту мира и дарит её читателю, останавливает текущее мгновение и возвращает его людям, заставляет радоваться, грустить не только о своём, а о чём-то большем. То есть поэзия объединяет людей в общем переживании – открытии. Когда учащийся анализирует стихи, общие идеи, заложенные в них авторами, становятся личными убеждениями учащихся. Смягчающая и облагораживающая сила поэзии особо важна для эмоционального воспитания подростка, когда тот, сталкиваясь с непониманием, несправедливостью или кажущейся враждебностью окружающих, нередко озлобляется, замыкается в себе.
С одной стороны, всё просто, но с другой – наличие серьёзной проблемы очевидно. В настоящее время существует множество разработок по внеклассной работе, интересных, развивающих духовный мир юного человека. Вопрос в том, что системы, объединяющей их в один цикл, отвечающей основным принципам, нет. А её необходимость очевидна. Поэтому мы, ставя во главу угла предложенные принципы, создали систему воспитательной работы для учащихся вечерней школы, основной упор которой делается на мероприятия с использованием лирических текстов. Новизна нашего исследования в том, что мы попытались, с одной стороны, обобщить опыт дневной школы, с другой, применить его на школу взрослых.
Соответственно, внеклассная работа по литературе тесно связана с внеклассной работой по другим предметам – это всегда работа по эстетическому воспитанию в целом. При этом решается несколько задач. Во-первых, реализация межпредметных связей при изучении лирических произведений (отсутствие уроков музыки, рисования в программе вечерней школы) на уроках русского языка (12 класс зачётная тема «Художественный стиль» завершается творческим заданием по созданию собственного лирического произведения) и курса истории («Итоги 19-го столетия»); во-вторых, углубление знаний о лирике происходит на внеклассных мероприятиях; в-третьих, при участии в проектах (школьная газета «Свет в окне», школьный сайт, издание сборников).
Таким образом, в вечерней школе необходима продуманная система (индивидуальных, групповых и коллективных усилий) взаимодействия всех работников и на уроках, и после них. Особенно важно непосредственное общение учителя с обучающимися, для которых это роскошь, ибо в предыдущих учебных заведениях они были аутсайдерами.
Нами предложена система внеклассных мероприятий, цель которой эстетическое и нравственное развитие учащихся разновозрастных групп вечерней школы. Главную роль в ней играют мероприятия, формирующие вкус к лирическим произведениям.
Система внеклассных мероприятий по лирике есть неразрывная часть внеклассной работы как учителя русского языка и литературы, классного руководителя, редактора школьной независимой газеты «Свет в окне» и школьного сайта.
В связи с этим каждый год нами проводятся:
- 1. Неделя русского языка и литературы, которая завершается общешкольным мероприятием («Игры Доброй воли», «Весеннее пробуждение» и др.). Эта форма внеклассной работы по предмету в условиях недостатка времени у обучающихся вечерней школы оказалась наиболее эффективной, т.к. позволяет одновременно выполнить ряд задач (образовательных, воспитательных, развивающих).
Мы активно занимаемся разработкой внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, в том числе и по лирике. Большинство наших разработок имеют синкретичный характер. - Издание школьной газеты «Свет в окне» (1-2 номера в год), в состав редколлегии которой входят учащиеся в качестве авторов, корреспондентов и художников. На страницах газеты мы печатаем лирические, прозаические и публицистические произведения учащихся, что является одним из средств реадаптации учащихся вечерней школы, повышения их самооценки. Следует отметить, что 50% публикаций, авторами которых являются обучающиеся, составляют лирические произведения. Цель создания газеты - рассказать о самых заметных событиях школьной жизни, её героях и возможность высказать своё мнение. В издании отсутствует цензура в лице администрации школы. Газета бесплатно распространяется среди учащихся школы. Все выпущенные номера представлены на школьном сайте.
- Издание сборников прозы и поэзии. Среди наших учащихся большое количество творческих личностей, поэтому нами были выпущены: сборник поэзии «Родники», «Как трудно обмануться в человеке…» Ю.Смирновой, альманах «Живые слова» и т.д. Безусловно, не все учащиеся становятся авторами данных сборников, поэтому работы учащихся проходят конкурсный отбор учителя литературы и поэта А.Будникова. Выпуск сборника с произведениями учащихся школы – это высшая оценка труда для этой категории обучающихся. Всем авторам школа дарит выпущенные брошюры. Учащиеся, не владеющие правилами орфографии и пунктуации, создают удивительные произведения, поэтому печатание сборников является эффективным средством повышения самооценки.
- Презентация очередного школьного сборника проходит на Дне поэзии имени К.Васильева. Недостаточно издать сборник работ учащихся, не менее важно сделать из этого небольшого события большой праздник с гостями, в т.ч. компетентными: это поэты (А.Будников, Т.Троицкая), библиотекари. Такие мероприятия выполняют очень важную для вечерней школы задачу: сплачивают группы разновозрастных учащихся с разным уровнем обученности и воспитанности, жизненных установок в единый коллектив с определёнными традициями и убеждениями.
- Участие учащихся вечерней школы в литературных и филологических конкурсах разного уровня. Уже само участие в конкурсах, а не только победа в них, повышает самооценку обучающихся, пробуждает в них заинтересованность в изучении русского языка, литературы, истории, приучает более ответственно относиться к своим обязанностям. Победы и участие наших учащихся всегда отмечается на общешкольных мероприятиях, и администрация школы дарит им небольшие памятные подарки, что, безусловно, с одной стороны, стимулирует этих учащихся на дальнейшее самосовершенствование, с другой, даёт отличный пример остальным. Главное здесь то, что обучающийся, который не станет поэтом или писателем, выйдет из стен школы человеком, уважающим и ценящим родителей, учителей, своих одноклассников. Не менее важную роль играет участие учеников в конкурсах по математике, биологии, причиной неуспеха этих предметов является отсутствие базовых знаний и умений, вследствие чего наши учащиеся не могут конкурировать с учащимися дневных школ. В литературных конкурсах нужен жизненный опыт, который есть в избытке у наших учеников, поэтому они всегда отзываются на предложение учителя поучаствовать в том или ином конкурсе или проекте. Облагораживающая сила литературы, в т.ч. поэзии, здесь выполняет сверхзадачу педагогического воздействия, каким является процесс воспитания.
Внеклассная работа учителя по лирике есть неразрывное звено учебно-воспитательного процесса в сменной школе, поэтому её эффективность не возможна без коллективных воспитательных усилий как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны родителей и самих учащихся. Результат этой работы очень трудно отследить, так как он проявляется в течение всей жизни человека.