Подготовка к данному классному часу: желательно сходить в районный муниципалитет и взять районные газеты, буклеты с адресами спортивных и других секций, значки с надписью названия района и изображением герба (это всё мне дали); купить брелочки для картотеки, которую будут собирать дети в ходе классного часа.
Цели: более подробно ознакомить учащихся с районом в котором они живут, учатся; привлечь внимание ребят к проблемам своего района; учить детей работать с газетами, журналами, схемами и картами, условными обозначениями.
Оборудование: районные газеты, журналы, буклеты; маленькие карточки в картотеку учащегося с данными о районе; брелок для карточек, схема города Москвы, контур своего района; карточки с фотографиями или условные обозначения для заполнения "контурной карты района".
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Называйте своё имя и ваше одно самое любимое занятие (знакомство с детьми). А я Екатерина Васильевна - очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? Почему? (Ответы учащихся). Люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости. Всегда много гостей и в нашем городе. Москва по праву считается одним из самых красивых городов мира. Недаром существует пословица "Кто в Москве не бывал - красоты не видал". Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город наш большой, а хочется увидеть в нём как можно больше интересного и ничего не пропустить. Как называется специальность людей, которые помогают таким путешественникам? (экскурсовод). Чем хороша эта профессия? Интересно не только самому путешествовать, узнавать что-то новое, но и с другими делиться своими знаниями. А вы хотели бы попробовать себя в роли экскурсовода? Тогда давайте организуем своё туристическое бюро. Предлагаю вам название для нашего бюро: класс-тур и эмблему. Что на ней изображено? Дети: мальчик и девочка идут, держась за руки, перед ними много дорог. Учитель: Много дорог и путей открыто в жизни, о которых хотелось бы рассказать всем. На рынке туристических услуг предложений много, поэтому нам придётся постараться, чтобы добиться успеха. Какими мы должны быть? (дружными, узнавать что-то новое, интересное для клиентов). Что же мы можем предложить нашим клиентам? Программу какого тура разработать для гостей нашей столицы? (предложения детей фиксирую с помощью магнитов на схеме города Москвы, которая висит на доске). Скорее всего дети будут предлагать для гостей посмотреть Красную площадь, Воробьёвы горы, Поклонную гору и другие известные достопримечательности. Да! В Москве много красивых мест. Каждый стремится всё увидеть своими глазами, познакомиться с его достопримечательностями. Нам выпало счастье жить в таком большом городе. Посмотрите на схему. Разработано очень много интересных туров. Посмотрите, у нас всё в центре получилось. А что же в других районах нет ничего интересного? (конечно есть). Хорошо бы о всех узнать, но начнём с места, где мы живём. (В центре доски начертить контур, границы нашего района. По мере беседы на схеме появляются достопримечательности нашего района). А в нашем районе, рядом с нашей школой, есть интересные места? Рядом с нами, на улицах нашего района, можно тоже получить много интересной и полезной информации, много впечатлений. Я предлагаю вам стать экскурсоводами нашего района. Давайте попробуем узнать всё о Южном Бутово от А до Я. Предлагаю девиз для нашего бюро: Легко! Интересно! Доступно! (девиз появляется на доске). Я готова открыть для вас секрет мастерства работы экскурсоводов. Экскурсоводу приходится запоминать большой объём информации, множество различных цифр, но наша память не всегда способна сохранить этот объём и поэтому у экскурсоводов есть составленная картотека - подсказка. Вот и мы с вами сегодня составим такую картотеку, которая в дальнейшем вам пригодится. Итак! Уважаемые сотрудники! Приступим к работе. Получите всё необходимое для работы: папки, ручки (папки нужны для сбора материала: районных газет, вырезок из газет и журналов). Коллеги! С чего же начнётся знакомство с нашим районом? Представим, что автобус с туристами въезжает в наш район Южное Бутово. И начинается наша работа - работа экскурсоводов. Что же гости увидят при въезде в район? При въезде в Южное Бутово нас встречает каменный замок с распахнутыми воротами, подчёркивающими открытость и дружелюбие для гостей, и гербом на башне. Необходимо рассказать гостям о том, что обозначает наш герб, что символизирует? Кто знает? (герб постепенно появляется на доске и объясняется значение нарисованного). Голубое поле - залегание мощных водных пластов и большое кол-во водоёмов. Зелёное поле герба символизирует сохранение лесов, природных парков, дачных посёлков. Золотые звёзды - символизируют населённые пункты, исторически существовавшие на территории: Станция Бутово, деревни: Поляны, Гавриково, Чернёво, Язово, Щиброво, Потапово. Серебряная стена в виде бутовских камней отражает название местности и активное жилищное строительство. Золотые ворота - символизируют расположение местности на южной границе города, её роль "ворот" Москвы по автомобильной и железной дорогам. (В картотеке появляется первая карточка с изображением герба района, подготовленная учителем заранее). Вот и готова наша первая подсказка. Каждому путешественнику будет интересно узнать, а почему такое название у района. Существует несколько легенд старого Бутова. Может быть кто-то знает хоть одну?
1 версия: в благодарность за верное служение России казаку Бутову царь подарил древеньку, позже её и назвали Бутово.
2 версия: издавна в этих местах добывали камень Бут. Он был неправильной формы и шёл в основном для фундаментов домов.
3 версия: После победы под Полтавой царь Пётр 1, желая наградить за отвагу и мужество генерала Бутова, отдал ему в имение эти земли со словами: "Раз ты Бутов, вот тебе и урочище Бутово под Москвой". (В картотеку добавляются легенды)
Южное Бутово один из самых больших районов не только ЮЗАО, но и в Москве. Располагается Южное Бутово на самом высоком месте Москвы. Я приготовила для вас статистические данные о нашем районе. (на доске записаны цифры, дети читают число, а я объясняю) 133 - тыс.человек проживают в районе; 388 - многоэтажных домов; 25 - микрорайонов; 950 - частных домовладений. (В картотеку - статистика). Экскурсоводам очень часто самим приходится следить за статистикой, искать интересные факты, информацию. Приходится много читать. Проезжая по улицам района у гостей может возникнуть множество вопросов - например, почему именно такое название у улицы? Улиц в районе много давайте познакомимся с некоторыми из них. Информацию вы найдёте самостоятельно в юбилейном журнале Южное Бутово. Страница 4 Статья "Из истории Бутовских улиц." (Задание. Найти об улицах: Поляны, адм.Ушакова, адм.Лазарева, Скобелевская)Дети работают с журналом.(У каждой группы ребят своя улица). Пока дети работают с журналом, учитель вывешивает на доске названия улиц. На какой улице находится наше бюро? (улица Поляны). Почему она так называется? Адм.Лазарева? ул.Скобелевская? адм.Ушакова? (дети объясняют название улиц). (В картотеку название улиц). Журнал дети убирают в сою папку. Все улицы нашего района красивые и хороши по-своему, но особенно хочу сказать об улице адм.Ушакова. В начале улицы нас встречает памятник. Кто знает, кому поставлен этот памятник? ( Фёдору Фёдоровичу Ушакову.) Что знаете об этом человеке? (русский флотоводец, один из создателей Черноморского флота. Ушакову принадлежит разработка новых методов ведения боя на море) Район бережно относится к историческим памятникам. Осуществляется постоянный уход и при необходимости ремонт. (В картотеку - памятники района). А как проводят своё рабочее время жители района? Куда можно пойти? Чем можно заняться? (Ответы)
- Физкультурно-оздоровительный комплекс (бассейн, тренаж.зал, различные секции, проводятся различные соревнования, спортивные праздники).
- Школа искусств.
- Центр культуры и досуга "Лира". В нём работают многочисленные кружки и курсы.
- Библиотека.
(В картотеку добавляем досуг, а в папку спортивный буклет, в котором написаны адреса и телефоны спортивных секций нашего района)
Жители Южного Бутово настоящие фантазёры. Самые неожиданные встречи ожидают нас на улицах района. С кем же мы можем встретиться на улицах района? Интересный репортаж предлагает газета "Муниципальный вестник".(Дети совместно с учителем рассматривают газету). В связи с тем, что 2007год объявлен годом ребёнка, у нас построено много разных детских площадок и сказочных композиций. При въезде нас встречает Лукоморье. По тропинке с лешими можно придти прямо к избушке на курьих ножках. Среди домов раскинулась деревушка семи гномов. Гномики очень трудолюбивы, их домики очень ухожены. На выезде нас провожает остров сокровищ.)
С каждым днём наш район становится всё краше. Возводятся новые дома, магазины, школы. Много интересного можно увидеть в нашем районе. А музеи есть в нашем районе? (ответы).В Южном Бутово есть основной музей - его организовали патриоты нашего района. Я должна вам сказать, что это не единственный музей. Почти в каждой школе есть свой собственный музейный проект и темы, которые интересуют юных музейщиков - очень разнообразен.
1863 - создан музей посвящённый прошлому района, истории его создания и развития.
1916 - создан музей крестьянского быта.
1965 - военно-патриотический, посвящённый событиям ВОВ.
А в нашей школе № 1883 есть музей? (музей истории и боевой славы военно - морского флота). (В картотеку - музеи)
В районе практически нет крупных промышленных предприятий, в районе исключительно благоприятная экологическая обстановка. Его жители дышат чистым воздухом, потому что много лесов. Много в районе и ландшафтных парков. Давайте прочитаем в газете напутствие руководителя муниципального образования: (дети читают обращение). Обращение ко всем относится или только ко взрослым? (и к детям тоже). И дети активно участвуют в жизни района. Экологический фестиваль "Родная Земля": конкурс исследовательских работ, экологические акции. Муниципалитет приложил все усилия, чтобы жители чувствовали себя уютно в родном районе, нашей малой Родине. Район вам предоставляет большие возможности, а что бы вы могли сделать для района? Ведь любовь к району проявляется не только в чувствах, но и в поступках. (Ответы детей). Как много информации мы собрали в нашу картотеку. Так чем же интересен наш район?
"ПОСМОТРИ, КАК ХОРОШ РАЙОН, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ!" (надпись появляется на доске). Всё ли мы узнали о нашем районе? Всё ли знаем от А до Я? (НЕТ). Значит наша картотека - Это ещё незаконченный вариант.Сколько интересного материала накопилось в папке. Надеюсь, она будет пополняться. Следите за газетами нашего района, делайте вырезки. Я рада, что мы совершили такое путешествие по району. И как настоящим экскурсоводам я вручаю вам значок. (На значке изображён герб района Южное Бутово). Сегодня вы хорошо поработали. Собрали много теоретических знаний, а теперь попробуйте свои силы на практике. Надеюсь, что в выходные или в каникулы вы отведёте своих родителей или друзей на экскурсию по нашему району.